Берлин (Berlin)

1. Впечатления от города

2. Музыка Чайковского в Берлине

Источники


Крупнейший город и столица Германии (с 1709 по 1871 — Пруссии). Расположен в восточной части страны на реках Шпре и Хафель.

Сохранив некоторые средневековые постройки, такие как церкви Николаикирхе (1230–1470) и Мариенкирхе (около 1260– середина XIV века), с конца XVII – начала XVIII века город начал активно застраиваться по регулярному плану с площадями (Жандарменмаркт), широкими улицами (Унтер-ден-Линден), парадными ансамблями и зданиями в стиле барокко (Цейхгауз). В 1788–1791 были воздвигнуты знаменитые Бранденбургские ворота в классическом стиле. К центру города примыкает самый старый и большой парк Берлина — Тиргартен. В 1844 при нем открылся зоопарк, а в 1869 — основанный А. Э. Бремом аквариум.

В XIX веке Берлин становится крупным культурным центром с многочисленными музеями, в том числе: Старый музей (1830) и Новый музей (1855), Берлинская картинная галерея (1830), Национальная галерея (1861) и другие; Университетом Фридриха Вильгельма (1809; ныне Университет Гумбольдта), государственной (1661) и университетской (1831) библиотеками.

Во времена Чайковского основу музыкальной жизни города составляли спектакли Королевской оперы (1742; ныне Берлинская государственная опера), концерты Берлинской певческой академии (1791), а также симфонические концерты Б. Бильзе, проходившие в Берлине с 1867 по 1885. В 1882 из музыкантов оркестра Бильзе сформировался Берлинский филармонический оркестр, с которым Чайковский выступал как дирижер.

Чайковский посещал Берлин чаще других зарубежных городов — в 1861, 1868, 1871 и ежегодно в следующие периоды: 1875–1877, 1879–1880, 1882–1884, 1887–1893. В основном композитор бывал здесь проездом, направляясь в другие европейские города или возвращаясь в Россию. Летом 1868, путешествуя по Европе с В. П. Бегичевым, К. Н. Де-Лазари и В. С. Шиловским на средства последнего, Чайковский пробыл в Берлине неделю (примерно, с 8/20 по 15/27 июня [ЧПСС V № 118: 138]). Две другие длительные остановки Чайковского в Берлине были связаны с его концертными выступлениями в 1888 и 1889.

В разные годы Чайковский встречался в Берлине со многими музыкантами, в том числе с Д. Арто, Г. Блохом, Г. фон Бюловым, Э. Григом, Э. Зауэром, К. Клиндвортом, И. Котеком, М. Мошковским, Э. Соре и другими; а также с концертными агентами Х. Вольфом, Д. А. Фридрихом, О. Шнайдером и музыкальным издателем Х. Боком.

1. Впечатления от города

Отношение Чайковского к Берлину было противоречивым. В 1861 он посетил его во время первой поездки по Европе, в которой должен был сопровождать приятеля своего отца инженера В. В. Писарева в качестве переводчика и компаньона. Пробыв в Берлине с 6/18 по 9/21 июля, композитор высказался о городе в иронически-негативном ключе, сравнив его с Петербургом «в изгаженном виде» [письмо от 9/21 июля 1861; ЧПСС V № 56: 65]:

«В четверг [6/18 июля] рано утром мы приехали в Берлин и остановились в Hotel de St. Petersbourg, находящийся в самой лучшей улице и считающийся первым. Одевшись и умывшись, мы отправились шляться по городу и наблюдали немецкие нравы. Город — похож на Петербург, но в изгаженном виде. Воздух еще тяжелее и вонюче, а воды мы и не видали. Шпре — какая-то пародия на реку, да и все у немцев пародия на других людей; ниже я сообщу Вам мои общие впечатления, — а теперь расскажу по порядку, что мы делали. В первый день мы прошлялись до самого обеда по городу, а обедали в нашем отеле за table d’hôt’ом. Немецкая кухня, как она ни смешна, — а пришлась мне довольно по вкусу; кушаний много, и они сытны. Вечером отправились к Кролю (нечто вроде Излера); там множество народу, пьющего пиво и бессмысленно шляющегося по саду, освещенному газом и вообще устроенному довольно недурно. Там встретились мы с двумя Русскими, к[ото]рые и ехали вместе с нами, и целым обществом отправились на шпицбал, где бывают все берлинские камелии. Если вы хотите иметь понятие о берлинских женщинах, — то представьте себе, положим, нашу прачку Катю, одетую только вдвое хуже, чем она обыкновенно одевается; отнимите от нее грацию, врожденную русским женщинам, руки ее положите в микроскоп, вместо ноги приставьте старый и огромный утюг, заставьте ее пробежаться, чтобы воняло пóтом, — и вы будете иметь фотографию здешних дам. Танцы у них до того смешны, что мы с В[асилием] В[асильевичем] (В. В. Писарев — Ред.) приходили в ужас; наших танцев у них и в помине нет» [письмо от 9/21 июля 1861; ЧПСС V № 56: 64–65].

В последующие годы отношение Чайковского к Берлину неоднократно менялось то в положительную, то в отрицательную сторону в зависимости от его эмоционального состояния. «После Италии Берлин кажется мне пошлым и смешным, после Парижа — жалким и провинциально-мелким, — но старая слабость к нему все-таки сильна во мне, и я ничуть не прочь остаться здесь [лишний] день», — писал композитор М. И. Чайковскому 4/16 марта 1880 [ЧПСС IX № 1440: 70–71]. В другом письме Чайковский также отмечал: «Вообще я обожаю Берлин, когда еду из России, и терпеть не могу, когда возвращаюсь домой» [письмо от 30 декабря 1882 / 11 января 1883; ЧПСС XI № 2183: 303].

Среди достопримечательностей Берлина Чайковский особенно любил аквариум в Тиргартене и неоднократно его посещал. Яркие впечатления от одного из таких визитов Чайковский описывал в письме к Н. Ф. фон Мекк от 7/19 марта 1879:

«Из всего, что я видел в Берлине, всего более мне нравится здешний аквариум. Вчера я присутствовал при кормлении крокодилов, а сегодня будет кормление змей и удавов, и мне хотелось бы сходить посмотреть, но я боюсь впечатления, производимого удавами, когда им дают живых кроликов. Однажды мне случилось это видеть, и зрелище это произвело на меня ужасное впечатление. Если Вы остановитесь в Берлине, посетите аквариум, милый друг!» [ЧАПСС XVII-A ЧМ 3 № 328: 79].

О другом посещении аквариума (и, должно быть, зоопарка) композитор писал М. И. Чайковскому 5/17 марта 1880 [ЧПСС IX № 1441: 71–72].

Неоднократно Чайковский бывал и в берлинских музеях, где любовался живописью и скульптурой. В письме М. И. Чайковскому он подробно описывал посещение картинной галереи 4/16 марта 1880:

«Потом пошел в музей (В ЧПСС IX в комментарии к данному письму ошибочно указано, что композитор посетил «Музей кайзера Фридриха» (ныне Боде-музей), однако, он был открыт только в 1904. Вероятнее всего, Чайковский осматривал живописные полотна в Берлинской картинной галерее (Gemäldegalerie) — Ред.) Ты бы его не узнал теперь. Помнишь, в каком беспорядке и с каким отсутствием всякой системы были развешены картины? Теперь система и порядок великолепные. Я убеждаюсь, что сделал значительный шаг вперед в отношении понимания живописи. Многое мне доставило истинное удовольствие, особенно фламандская школа, — но Теньер, Вуверман, Рюисдаль больше, чем хваленый Рубенс, у которого даже Христос имеет толстые розовые ляжки и неестественный румянец на щеках. Одно обстоятельство даже заставило меня начать видеть в себе великого знатока. Я узнал кисть Корреджио по его манере прежде, чем увидел его имя в каталоге!!! Каково!!! Впрочем Корреджио, должно быть, был манерный художник, ибо все мужские лица и фигуры напоминают “Христа” в Ватикане (картина Корреджо «Христос во славе» (около 1530), хранящаяся в Пинакотеке Ватикана — Ред.), а все женские — “Данаю” в палаццо Боргезе (картина Корреджо «Даная» (около 1531), хранящаяся в Галерее Боргезе в Риме — Ред.). Статуй не смотрел, — пойду сегодня» [письмо от 5/17 марта 1880; ЧПСС IX № 1441: 72].

Берлинские театральные и концертные впечатления Чайковского были весьма разнообразными. В свой первый приезд в Берлин 7/19 июля 1861 он слышал оперетту Ж. Оффенбаха «Орфей в аду» [ЧПСС V № 56: 65], а в декабре 1875 вместе с братом Модестом посетил театральное представление «Вокруг света в 80 дней», очевидно, по мотивам одноименного романа Ж. Верна [ЧПСС V № 429: 427].

11/23 января 1876, не успев попасть на исполнение оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин», Чайковский отправился на концерт Бильзе, где слушал «какой-то квартет для 4-х виолончелей, вариации для корнет-а-пистона и т. п. пакости» [письмо М. И. Чайковскому от 11/23 января 1876; ЧПСС VI № 437: 15].

Концерты, устраиваемые Бильзе, Чайковский часто посещал и высоко отзывался о серьезном исполнительском уровне оркестра и высоком качестве концертных программ. Однако композитор отрицательно относился к обычаю берлинской публики во время концертов принимать пищу и курить, о чем, в частности, писал в одном из писем к Н. Ф. фон Мекк:

«Правда, что здесь каждый вечер можно слышать отличный оркестр и хорошую программу у Бильзе, и я был там два вечера сряду, но я никак не могу помириться с обычаем немцев, слушая симфонии Бетховена, пить пиво, кофе, есть сосиски с капустой и т. п. прелести, вследствие чего, к концу в особенности, в зале образуется атмосфера совершенно невозможная. Многое можно сказать в оправдание этого странного обычая, и прежде всего то, что во время исполнения музыки вся эта шумная публика умолкает, и тишина распространяется абсолютная» [письмо от 4/16 марта 1879; ЧМ 3 № 325: 74].

Находясь в Берлине с 11/23 по 12/24 ноября 1879, Чайковский посетил представление одной из своих любимых опер — «Гамлет» А. Тома [ЧПСС VIII № 1333: 412]. 4/16 марта 1880 на дневном концерте Бильзе он прослушал оперу Р. Шумана «Геновева», увертюру А. Тома к опере «Миньона» и остался доволен программой, оркестром и акустикой концертного зала [ЧПСС IX № 1440: 71]. Вечером того же дня он был в оперном театре на исполнении оперы Вагнера «Летучий голландец» [ЧПСС IX № 1441: 72]. 30 декабря 1882 в Берлине Чайковский впервые услышал оперу Вагнера «Тристан и Изольда». Мнение о ней и о творчестве немецкого композитора в целом он подробно изложил в письме к Н. Ф. фон Мекк от 31 декабря 1882 / 12 января 1883 [ЧПСС XI № 2184: 304]. О своем положительном отношении к опере К. М. Вебера «Оберон», которую Чайковский слышал в Берлине в ноябре 1884, он написал М. И. Чайковскому в письме от 7/19 ноября [ЧПСС XII № 2586: 478].

18/30 декабря 1887 в Берлине Чайковский присутствовал на исполнении «Реквиема» Г. Берлиоза (дирижер Ф. К. Шарвенка). На упомянутом концерте он впервые с 1869 встретил Д. Арто, после чего возобновились их отношения [ЧПСС XIV № 3440: 296].

11/23 января 1888 Чайковский побывал на репетиции оркестра под управлением Г. фон Бюлова и впервые познакомился с музыкой Р. Штрауса, а именно с его симфонической поэмой «Из Италии», о которой отозвался критически [ЧПСС XIV № 3470: 334]. 25 января / 6 февраля 1888 Чайковский посетил генеральную репетицию Бюлова, где играли увертюру Л. ван Бетховена «Леонора» № 1, увертюру к опере «Оберон» К. М. Вебера, Ирландскую симфонию Ч. В. Стэнфорда и Концерт для скрипки и виолончели И. Брамса [ЧПСС XIV № 3481: 351]. 27 января / 8 февраля 1889 вместе с Х. Вольфом Чайковский посетил концерт Берлинской певческой академии, на котором исполнялась музыка И. С. Баха [Дневники: 222]. 10/22 февраля 1889 на симфоническом концерте, проходившем в оперном театре, композитор вместе с Х. Боком слушал Девятую симфонию Бетховена [Там же: 224].

2. Музыка Чайковского в Берлине

Сочинения Чайковского печатались и исполнялись в Берлине при его жизни, а некоторые из них создавались или обдумывались им в этом городе.

В ноябре 1884 во время пребывания в Берлине Чайковский написал оркестровую пьесу «Привет благодарности» для чествования И. В. Самарина в связи с 50-летием творческой деятельности (позднее издана как «Элегия», посвященная памяти артиста), и первые две «Херувимские песни» из Девяти духовно-музыкальных сочинений [ЧПСС XII № 2585: 477–478; Тематико-библиографический указатель: 380; 475]. В 1892, снова находясь в Берлине с 14/26 по 17/29 декабря, Чайковский просматривал эскизы неоконченной симфонии Es-dur, в которой разочаровался, и решил ее уничтожить [ЧПСС XVI-Б № 4829: 208]. Позднее, однако, композитор не исполнил своего намерения и переработал первую часть симфонии в Третий фортепианный концерт.

В берлинском издательстве «Bote & Bock» при жизни автора неоднократно выходила увертюра «Ромео и Джульетта»: в 1871 (2 редакция) — партитура [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1871: 82], переложение для фортепиано в две руки К. Биаля [Тематико-библиографический указатель: 356]; в 1872 и 1878 — переложение для двух фортепиано К. Клиндворта [Там же; Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1878: 31]; в 1875 — партитура [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1875: 283]; в 1881 (3 редакция) — партитура и переложение для фортепиано в четыре руки Н. Н. Римской-Корсаковой (1881) [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1881: 190; 197]. Также до 1893 в «Bote & Bock» были изданы: фантазия «Франческа да Римини» ор. 32 (партитура, оркестровые партии, переложение для фортепиано в две и в четыре руки К. Клиндворта) [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1878: 100; 109; 116], Третья сюита ор. 55 (1885; партитура, оркестровые партии, переложение для фортепиано в четыре руки) [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1885: 191; 200]; романсы ор. 57 [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1886: 321]; романсы ор. 60 [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1887: 372]; романсы ор. 73 [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1893: 361] и некоторые другие сочинения.

В издательстве «Fürstner» в период 1880–1885 были напечатаны: пьесы для фортепиано ор. 40 [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1880: 30–31]; «Времена года» ор. 37-bis и пьесы для фортепиано ор. 40 [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1881: 292–293]; «Русское скерцо» из пьес для фортепиано ор. 1; романсы ор. 25; пьесы для фортепиано ор. 19; «Вальс-скерцо» для фортепиано ор. 7, «Andante cantabile» из Первого квартета ор. 11 (переложение для фортепиано К. Клиндворта); Романс для фортепиано ор. 5, пьесы для фортепиано ор. 10 [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1882: 76; 183; 228–229; 270; 309]; «Миниатюрный марш», 4 часть из Первой сюиты ор. 43 (переложение для фортепиано в 4 руки); пьесы для фортепиано ор. 21; [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1883: 4; 63; 129]; романсы ор. 6 [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1884: 104]; «Andante cantabile» из Первого квартета ор. 11 и «Ноктюрн» ор. 19 № 4 (переложения для скрипки с фортепиано Э. Соре) [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1885: 33].

Кроме того, в 1877–1878 в берлинском издательстве Ф. Люкхардта (Fr. Luckhardt) собирались издать «Вариации на тему рококо» и «Вальс-скерцо», однако эти планы не осуществились.

2/14 сентября 1877, а также 2/14 сентября и 7/19 октября 1878 на концертах Бильзе в Берлине звучала фантазия «Франческа да Римини» ор. 32; а 2/14 (?) марта 1879 и 3/15 ноября 1884 — вторая часть (Andante cantabile) из Первого квартета ор. 11 в переложении для струнного оркестра [Čajkovskij-Studien 10: 131]. На двух последних концертах Чайковский присутствовал и в письме к Н. Ф. фон Мекк положительно отзывался об исполнении в марте 1879 второй части квартета:

«В первом вечере исполняли, между прочим, Аndante из моего 1-го квартета, и слушание этой вещи доставило мне большое удовольствие. Весь струнный оркестр играл ее, но с таким ансамблем и таким изяществом, как будто каждая партия исполнялась одним колоссальным инструментом. Оркестр вообще отличный, — но все-таки жаль, что, слушая его, приходится дышать воздухом, пропитанным табачным дымом и запахом капусты и жареного мяса» [письмо от 4/16 марта 1879; ЧАПСС XVII-A ЧМ 3 № 325: 74].

Во время своего первого концертного турне по городам Европы Чайковский провел в Берлине более недели — с 21 января / 2 февраля по 29 января / 10 февраля 1888. Первое выступление Чайковского в Берлине в качестве дирижера состоялось 27 января / 8 февраля 1888 с оркестром Филармонического общества, которым в тот период (с 1887 по 1893) руководил Г. фон Бюлов.

Программа концерта полностью состояла из произведений Чайковского и включала: увертюру «Ромео и Джульетта»; Первый концерт для фортепиано с оркестром ор. 23 (солист А. И. Зилоти); первую часть (Интродукция и Фуга) из Первой сюиты op. 43; вторую часть (Andante cantabile) из Первого струнного квартета ор. 11; Торжественную увертюру «1812 год» ор. 49; и романсы: «Не верь, мой друг» ор. 6 № 1, «Нет, только тот, кто знал» ор. 6 № 6, «То было раннею весной» ор. 38 № 2, «Вчерашняя ночь» ор. 60 № 1 (солистка Алина Фриде). Чайковский был доволен своим выступлением, оркестром и приемом публики, о чем писал Н. Ф. фон Мекк в письме от 30 января / 11 февраля 1888:

«Концерт мой в Берлине был очень удачен. Я имел дело с превосходнейшим оркестром и музыкантами, которые с первой же репетиции выказывали в отношении меня величайшее сочувствие. <…> Публика принимала меня восторженно. Само собой разумеется, что это очень приятно, но я все более и более чувствую себя утомленным и просто не понимаю, как я буду в состоянии выдержать все предстоящее. Жизнь моя в Берлине была просто мученичеством; не было не единой минуты для себя, с утра до вечера приходилось или принимать гостей, или быть в гостях» [ЧПСС XIV № 3487: 357].

М. И. Чайковский в биографии своего брата приводит отрывки из рецензий берлинских критиков на этот концерт:

«Чайковский не только среди композиторов своей национальности, но вообще между музыкальными сочинителями настоящего времени один из наиболее одаренных. Он обладает вдохновением, своеобразностью изобретения и владеет как старыми, так и новыми формами искусства» [«Vossische Zeitung» № 68; цит. по: ЖЧ III: 195].

«Полный зал, напряженное внимание и живой успех концерта 8 февраля [1888] доказывают, что и у нас нет недостатка в друзьях произведений русского композитора Чайковского. Завербовал он их своими мелкими ф[орте]п[ианными] произведениями, написанными под влиянием Шопена. Как в Шопене замечаются три элемента: славянская родина, французское происхождение и изучение немецких мастеров, так и в Чайковском последнее одерживает победу над врожденной славянской природой. Чисто славянской музыки не было и не будет, а есть только славяно-немецкая — лучшими представителями которой являются А. Рубинштейн и П. Чайковский. Последний владеет самими разнообразными оркестровыми формами. Безграничное господство над звуковыми красками в его полном распоряжении, а что он не легко утомляет и не умеет быть неинтересным доказывает поведение публики концерта 8 февраля [1888] (анданте квартета было повторено)» [«National Zeitung» № 89; Цит. по: Там же].

Во время следующих европейских гастролей Чайковский пробыл в Берлине неделю — с 9/21 по 16/28 февраля 1889. 13/25 февраля 1889 состоялся концерт, в котором под управлением автора прозвучала фантазия «Франческа да Римини» ор. 32 и Серенада для струнного оркестра ор. 48. 15/27 февраля композитор сообщил М. И. Чайковскому об относительном успехе этого концерта:

«Зал был переполнен; успех был большой, хотя собственно “Франческа” не произвела такого эффекта, какого я ожидал, ибо оркестр играл до того чу́дно (ударение редактора — К. С.), что мне казалось, публика от одного исполнения должна в восторг придти. Очень явственно я слышал два или три свистка» [ЧПСС XV-А № 3795: 51].

О мнении берлинских критиков по поводу этого концерта писал М. И. Чайковский:

«Берлинская печать отнеслась на этот раз к Петру Ильичу строже, чем в других германских городах. Как в 1878 году, «Франческа” большинством рецензентов была признана “длинной-длинной”, “мучительной, наравне с адскими мучениями Паоло и Франчески”, “переходящей границы удобовоспринимаемости” и проч[ее]. Серенада встретила лучший прием, хотя одобрительные отзывы о ней имеют оттенок пренебрежения к ничтожности ее содержания. — Один критик нашел в ней знакомые “Operetten Geschichten (опереточные истории — нем.), но в прелестном туалете, в котором приятно с ними встретиться”. Только один рецензент “Fremdenblatt” нашел во “Франческе” “ еличие дикции, мощь и великолепие красок, делающие эту вещь одним из интереснейших созданий новейшего времени”» [ЖЧ III: 265–266].

В последующие годы, делая короткие пересадки в Берлине, Чайковский непременно успевал прогуляться по городу. В январе 1890 по пути во Флоренцию он вместе со слугой Н. Ф. Литровым вновь посетил свой любимый аквариум [ЧПСС XV-Б № 4005: 18–19; № 4006: 19]. В 1891 направляясь в Париж и затем в США, 8/20 марта Чайковский инкогнито посетил в Берлине концерт, в котором исполнялась Торжественная увертюра «1812 год» и Andante cantabile из Первого квартета ор. 11 [ЧПСС XVI-А № 4342: 66]. Последний раз Чайковский останавливался в Берлине c 15/27 по 16/28 мая 1893 по пути в Лондон и Кембридж.


Источники

Литература: Дневники; ЖЧ III; ЧПСС V, VI, IX, XI, XIV, XV-А, XV-Б, XVI-А, XVI-Б; Тематико-библиографический указатель ; ЧАПСС XVII-A ЧМ 3; Čajkovskij-Studien 10; Musikalisch-literarischer Monatsbericht über neue Musikalien, musikalische Schriften und Abbildungen. Als Fortsetzung des Handbuchs der musikalischen Literatur. Herausgegeben und verlegt von Friedrich Hofmeister. Leipzig, <o.J.>; Glaab W. Peter Tschaikowsky: Der Komponist in Berlin. Petersberg: Michael Imhof Verlag, 2020.

См. также: Австро-немецкая музыкаАрто Дезире«Ромео и Джульетта», увертюраШесть романсов ор. 6.

Редактор — К. В. Смолкин

Дата обновления: 21.08.2021