Ганновер (Hannover)


Немецкий город, столица земли Нижняя Саксония (до 1866 столица Саксонии, затем — прусской провинции Ганновер; с 1871 — в составе Германской империи). Крупный торговый город, порт на реке Лайне и важный транспортный узел. Архитектурный облик города составляют: Рыночная церковь Св. Георга и Якова (XIV в.), церкви Св. Эгидия и Св. Креста (XIV в.; разрушены в 1943, впоследствии восстановлены), Старая ратуша (XV в.), Дворец и Сады Херренхаузен (XVII–XVIII вв.) и др. В Ганновере много музеев и театров, в том числе оперный, который существует с конца XVII века (в современном здании — с 1852; ныне Государственная опера Ганновера).

1. Посещение композитором Ганновера

2. Исполнение музыки Чайковского в Ганновере

1. Посещение композитором Ганновера

Чайковский посетил Ганновер лишь однажды. Во время своей второй гастрольной поездки по Европе он пробыл здесь с 4/1 по 7/19 марта 1889. После концертов в Гамбурге композитор приехал в Ганновер, как он писал Н. Ф. фон Мекк, «чтобы в совершенно незнакомом городе провести в одиночестве дня два или три, собраться с мыслями, отдохнуть и привести в порядок свою корреспонденцию» [письмо от 5/17 марта 1889; ЧПСС XV-А № 3815: 71].

В письме к Ю. П. Шпажинской от 5/17 марта 1889 он рассказывал об усталости, которая накопилась у него за время многочисленных репетиций и концертов в разных городах Европы: «Везде по нескольку репетиций, везде приглашения без конца и усталость, доходящая иногда без преувеличения до помрачения рассудка. Везде был большой иногда даже огромный успех, но везде я невероятно скучал, хандрил и тосковал по отчизне. Стар я для таких бесконечных переездов, для того, чтобы удовольствие, получаемое от удовлетворенного авторского самолюбия, вознаграждало за усталость и тоску. Сюда я приехал специально для того, чтобы хоть несколько облегчить свою совесть письмами» [Там же: № 3819: 76].

В дневнике Чайковский написал о Ганновере, что он «красив, но банален; впрочем, есть средневековые дома» [Дневники: 228]. В Ганновере, помимо написания писем, Чайковский читал (новеллы Мериме, в частности «Коломба»), гулял, осматривал достопримечательности, в том числе посетил парк Херренхаузен с оранжереей и местную пивоварню [Там же]. 6/18 марта 1889 он был в театре, где слушал оперу Фридриха фон Флотова «Марта, или Ричмондский рынок» [Там же]. Кроме того, в Ганновере композитор работал над эскизами балета «Спящая красавица», который должен был сочинить к новому театральному сезону 1889–1890, о чем написал в дневнике: «Опыт сочинять балет. Кое что <sic> сделал, но без охоты и плохо» [Там же].

7/19 марта Чайковский уехал из Ганновера в Париж, где продолжилось его концертное турне по Европе.

2. Исполнение музыки Чайковского в Ганновере

Известно, как минимум, о двух прижизненных исполнениях музыки Чайковского в Ганновере. 9/21 мая 1877 на четырнадцатом ежегодном фестивале Всеобщего немецкого музыкального союза прозвучали две части (Andante и финал) из Второй симфонии op. 17 [Abrufdatum: 19.01.2022]. А. Э. Гиппиус, пианистка, концертировавшая в то время в Германии, писала Чайковскому об «общем восторге» публики и «громадном успехе» этого исполнения [письмо от 9/21 мая 1877; цит. по изданию: Половцов: 47]. По ее словам, Ф. Лист, который присутствовал на концерте, «сиял от удовольствия» [Там же].

После недавних неудачных исполнений увертюры «Ромео и Джульетта» в Вене и в Париже (14/26 ноября и 28 ноября / 10 декабря 1876 соответственно) это был первый успех Чайковского за рубежом, и в ответном письме к Гиппиус композитор признавался, что «донельзя» рад [ЧПСС XVII № 567а (5076): 224]. В рецензии на ганноверский концерт, которая вышла в «Neue Zeitschrift für Musik», Рихард Поль дал высокую оценку обеим частям симфонии и композиторскому дарованию Чайковского в целом. Критик отмечал, что слушателям особенно понравилось Andante, — «грациозная, очаровательная часть, получившая всеобщее одобрение» [«ein reizender, graziöser Satz, hat unstreitig den allgemeinsten Beifall gefunden»] (перевод с немецкого К. В. Смолкина) [Pohl 1877: 259].

1/13 марта 1880 в Шестом абонементном концерте Придворной капеллы Ганновера под управлением Эрнста Франка состоялось первое оркестровое исполнение Концерта для скрипки с оркестром Чайковского [Langston 2023]. Солировал Георг Хенфляйн (Georg Hänflein). Немногочисленные отзывы в прессе были в основном отрицательными. Корреспондент «Signale für die musikalische Welt» назвал новое сочинение «довольно стерильным, за исключением нескольких удачно использованных славянских мелодий, неинтересным и очень длинным» [«<…> ein ziemlich steriles, mit Ausnahme einiger hübsch verwertheter slavischer Melodien interesseloses und sehr langes Violinconcert <…>»] [цит. по: Langston 2023: 13]. Критик «Hannoverscher Courier», также отмечая чрезмерную пространность концерта, называл его «бессодержательным и бездарным» [«ein gehalt- und geistloseres Machwerk»], а композитора обвинял в «интеллектуальной импотенции» [«geistige Impotenz»] [Ibidem]. Данные рецензии, как и сам факт ганноверской премьеры, остались Чайковскому неизвестными.

Литература: Дневники; ЧПСС XV-А, XVII; Половцов А. В. П. И. Чайковский как писатель. М.: Университетская типогр., 1903; Pohl R. Die 14. Tonkünstler-Versammlung des Allgemeinen Deutschen Musikvereins vom 19. bis 24. Mai 1877. Zweites Concert. Montag, den 21. Mai, im königlichen Hoftheater. (Fortsetzung.) // Neue Zeitschrift für Musik. Band 73. № 25. 15. Juni 1877. S. 257–259. Langston B. An ‘Accidental’ Premiere? New Information on the First Performance of Čajkovskij’s Violin Concerto // Tschaikowsky-Gesellschaft. Mitteilungen Online. Publikationsdatum (online): 7. März 2023. URL: http://www.tschaikowsky-gesellschaft.de/index_htm_files/2023-03-07-Violin%20concerto-Langston-Mitt-Online.pdf (дата обращения к сайту: 08.06.2023).

См. также: Ромео и Джульетта; Гамбург.

Редактор — К. В. Смолкин

Дата обновления: 31.12.2023