Кёльн (Köln)

Город на западе Германии, в земле Северный Рейн-Вестфалия.

Кёльн знаменит своими историческими и архитектурными памятниками, среди которых один из старейших в Европе Кёльнский университет (1388), Ратуша (XIV век), зал для городских празднеств «Гюрцених» (XV век), Музей Вальрафа-Рихарца (1824), Художественный музей «Колумба» (1853), Городской музей (1888), а также многочисленные церкви в романском, готическом и барочном стиле. Кёльнский собор Святого Петра и Девы Марии — архитектурный символ города и один из главных католических храмов Германии, строился с перерывами с 1248 по 1880.

В XVIII веке с появлением в Кёльне Музыкальной академии — постоянного концертного общества — интенсивно развивается публичная концертная жизнь города. В XIX веке открываются важнейшие музыкальные организации Кёльна: Общество камерной музыки (1810), Музыкальное общество (1812) и Хоровое общество (1820), вскоре объединенные в Концертное общество, на базе которого возник симфонический оркестр (1827, с 1857 — «Гюрцених-оркестр») и Рейнская музыкальная школа (1845, ныне — Кёльнская высшая школа музыки и танца); постоянная оперно-балетная труппа (1822) и Городской театр (1872).

Чайковский бывал в Кёльне несколько раз, чаще всего проездом: в 1861, 1873, 1879, 1887 и 1893. Впервые он посетил этот город во время своей первой поездки в Европу в 1861 и упомянул о нем в письме к отцу И. П. Чайковскому от 17/29 июля 1861: «Дорога от Кельна до Бельгии чрезвычайно интересна <…>» [ЧПСС V № 57: 67]. Летом 1873, путешествуя по Европе, композитор лишь назвал Кёльн среди других городов: «Был в Бреславле (Вроцлав — Ред.), Дрездене, Кёльне, Цюрихе, Люцерне, Женеве, Милане, на озере Комо и наконец добрался до города Парижа <…>» [Там же № 316: 326]. 6/18 июля 1873 Чайковский записал в дневнике: «После почти суточного путешествия приехали в Кельн, остановились на вышке Hotel du Nord» [Дневники: 6].

Возвращаясь на родину из Парижа через Берлин в феврале/марте 1879, Чайковский, очевидно, провел какое-то время в Кёльне. В письме брату А. И. Чайковскому от 24 февраля / 8 марта он сообщал: «Гуляя, сегодня взял себе место в спальном вагоне до Кельна на среду 28 числа (28 февраля / 12 марта 1879 — Ред.)» [ЧПСС VIII № 1120: 133].

Летом 1887 Чайковский, направляясь в Аахен к своему умирающему другу Н. Д. Кондратьеву, вновь посетил Кёльн. В письме брату М. И. Чайковскому от 16/28 июля 1887 композитор оставил впечатления от города: «В 4 часа я выехал с необыкновенно быстрым поездом (через Пассау, Регенсбург, Нюренберг, Майнц и Кельн). В Кельне я был уже на другой день утром, т.е. вчера, 15 числа (15/27 июля 1887 — Ред.), и остался там на несколько часов, чтобы отдохнуть от дороги, от беседы о политике с соседом венгерцем, просто замучившим меня своей болтовней, чтобы приготовиться посредством большой пешеходной прогулки к предстоявшим волнениям. Очень долго 2 раза был в Кельнском соборе, гулял по берегу Рейна, обедал отлично в ресторанчике и вечером в 6 ч[асов] выехал, и в 8 был в Ахене» [ЧПСС XIV № 3287: 147–148].

Во время второй гастрольной поездки по городам Европы Чайковский также выступил в Кёльне как дирижер. 31 января / 12 февраля 1889 в концертном зале «Гюрцених» под управлением автора была исполнена Третья сюита, ор. 55. Чайковский остался доволен исполнительским мастерством оркестра и теплым приемом кёльнской публики. В письме А. К. Глазунову от 15/27 февраля 1889 он так описывал свои впечатления: «Прежде всего я попал в Кёльн к самой репетиции, каких было всего три. Можно ли себе представить, что во второстепенном немецком городе имеется первоклассный оркестр? Я был убежден, что найду там лишь сносный. Но оказалось, что Вюльнер, тамошний капельмейстер, ценою больших усилий и энергии, сумел организовать превосходнейший огромный оркестр, который необычайно удивил и восхитил меня с первых же тактов 3-ей сюиты, которую я там исполнял. Первых скрипок двадцать и какие! Духовые изумительны! Труднейшее скерцо этой сюиты они с листа сыграли так, как будто раз десять перед тем уже его играли! С таким оркестром и при 3-х репетициях не трудно было добиться безусловно превосходного исполнения. Зал тоже превосходный и публика, не особенно склонная к упорному консерватизму, каковым отличаются многие города Германии. Успех был очень большой, и при вызове музыканты сыграли мне туш» [ЧПСС XV-А № 3794: 48].

Успех Чайковского вызвал положительные отклики в немецкой прессе. В пятом номере «Neue Musik-Zeitung» за 1889 год рецензент писал о Третьей сюите Чайковского как о поистине неиссякаемом источнике мелодий, которые «<…> все носят народный характер, но предстают в столь новом гармоническом одеянии, так изысканны и благородны, так прелестно инструментованы, что слух любителя испытывает удовольствие, а тончайший художественный вкус находит наивысшее удовлетворение» [<…> seine Melodien, die alle einen volkstümlichen Charakter tragen, sind doch so gewählt und vornehm, sie erscheinen in so neuer harmonischer Gewandung, sie sind so reizvoll instrumentiert, daß ebenda, wo sich des Laien Ohr gern erlabt, auch der feinste Kunstgeschmack sein größtes Behagen findet] (здесь и далее перевод с немецкого К. В. Смолкина) [Neue Musik-Zeitung Jg. X. № 5: 59].

Корреспондент «Kölnische Zeitung» в рецензии от 14/2 февраля 1889 отмечал, что «Чайковский не просто обладает талантом мелодической изобретательности, он оказывает мелодии высочайшие почести и велит другим музыкальным элементам затаить дыхание, когда она берет слово» [Tschaikowsky besitzt nicht allein melodiöse Erfindungskraft, er hält die Melodie auch in hohen Ehren und heisst die anderen tonlichen [sic] Elemente den Atem anhalten, wenn sie das Wort führt] [цит. по: Čajkovskij-Studien 10: 124].

Последний раз Чайковский посетил Кёльн в мае 1893, направляясь в Кембридж на церемонию присуждения ему звания почетного доктора музыки. В письме своему племяннику В. Л. Давыдову от 17/29 мая 1893 он сообщил: «Ехал кратчайшим путем на Кёльн и Остенде» [ЧПСС XVII № 4935: 97].

Литература: Дневники; ЧПСС V, VIII, XIV, XV-A, XVII; Čajkovskij-Studien 10; <Б. п.> Kölner Musikbrief // Neue Musik-Zeitung. Jg. X. 1889. № 5. S. 59.

См. также: Сюита № 3.

Редактор — К. В. Смолкин

Дата обновления: 16.01.2021