А. В. Комаров (1–3, 5, источники)

[«Вальс-скерцо»] «Valse-Scherzo»

Для скрипки с фортепиано или оркестром.
C-dur. Op. 34. ЧС 60. Посв. И. И. Котеку. Tempo di valse. Allegro, 3/4 [569 т.].
Состав: Vl. solo; оркестр (инструментовка И. И. Котека): 2 Fl., 2 Ob., 2 Cl. (B), 2 Fg., 2 Cor. (F), Archi.
Время и место создания: январь — февраль 1877, Москва; датируется на основании писем Чайковского к М. И. Чайковскому и К. К. Альбрехту [Соколов 1995: 130; Соколов 2009: 213] и писем И. И. Котека к Чайковскому (ГМЗЧ. а4. № 1824, 1833).
Первое исполнение: 8/20 сентября 1878, Москва. Третий Русский концерт Всемирной выставки, солист С. К. Барцевич, дирижер Н. Г. Рубинштейн.
Первое издание: М.: П. Юргенсон [1878, 1895].



1. История создания

2. Инструментовка И. И. Котека

3. Прижизненные исполнения

4. Характеристика произведения

5. Редакция В. В. Безекирского

Источники


1. История создания

«Вальс-скерцо» был написан Чайковским в начале 1877 года для скрипача И. И. Котека, его друга и ученика по Московской консерватории. По классам скрипки (у И. В. Гржимали) и свободного сочинения (у Чайковского) Котек окончил консерваторию в 1876 году. Сведения о создании пьесы немногочисленны. Первое упоминание о будущем сочинении содержится в письме Чайковского к брату Модесту от 19/31 января 1877 года: «Мы говорили о пиэсе, которую он (Котек — А. К.) велел мне написать для его великопостного концерта. Он повторял, что рассердится, если я не напишу этой пиэсы» [Соколов 1995: 130]. Хотя ни название, ни жанр произведения здесь не указаны, а сведения о концерте Котека в период Великого поста 1877 года не обнаружены, можно утверждать, что композитор писал именно о своем скрипичном «Вальсе-скерцо». Из письма Котека к Чайковскому от 22 января / 3 февраля 1877 известно, что композитор тогда планировал написать скрипичную пьесу в жанре вальса: «Благодарю Вас за вальс наперед, он должен быть чудесным, как и все, что Вы сочиняете, а если Вы к тому еще приложите маленькое старание, то это будет пьеса на диво всему свету» (ГМЗЧ. а4. № 1824).

Из следующего по хронологии письма Котека к Чайковскому, относящегося к середине февраля того же года, известно, что композитор начал работу над «Вальсом-скерцо», однако, по-видимому, работал с затруднениями. Котек, отвечая Чайковскому, поблагодарил композитора за намерение написать пьесу лично для него: «Зачем принуждаете себя, утомляете? Я, конечно, буду в восторге, буду бесконечно рад, если Вы напишете вальс, и еще даже для меня, но все-таки не хотел, чтобы тяготились, утомлялись им» (ГМЗЧ. а4. № 1833).

Вскоре сочинение было завершено. Окончание «Вальса-скерцо» можно отнести примерно к середине–второй половине февраля 1877 года, что следует, в частности, из письма Чайковского к К. К. Альбрехту от 14/26 февраля 1878, написанного спустя год в связи с затянувшимся изданием пьесы [Соколов 2009: 213].

По совету В. Ф. Фитценхагена издание «Вальса-скерцо» для скрипки и фортепиано и «Вариаций на тему рококо» в версии для виолончели и фортепиано Чайковский предложил берлинской нотопечатной фирме Ф. Люкхардта (Fr. Luckhardt). Этот эпизод многократно зафиксирован в эпистолярии композитора 1877–1878 годов, особенно подробно в письме к К. К. Альбрехту от 14/26 февраля 1878 года. Фрагмент этого письма обращен Фитценхагену:

«Милый друг! Вы были так добры, что взялись устроить напечатание моей виолончельной пиэсы и скрипичного вальса у Люкгардта. Вы сказали мне при этом, что пиэсы эти, будучи напечатаны за границей, найдут лучший сбыт, чем если я их отдам Юргенсону. Я поддался тогда Вашим доводам и просил Вас переслать мои пиэсы к г. Люкгардту, от которого я даже не желал получить гонорара, лишь бы пиэсы были напечатаны скоро и хорошо. Через несколько времени Вы сказали мне, что г. Люкгардт не только берет мои пиэсы, но и предлагает мне 300 марок гонорара. С тех пор прошел год <…>» [Соколов 2009: 213].

В этом же письме Чайковский настаивал на пересылке обеих рукописей Юргенсону [там же: 214]. Композитор чувствовал себя совершенно свободным передавать свои сочинения от одного издателя другому, поскольку не был связан с фирмой Люкхардта никакими договорными обязательствами и не получал от нее гонорар [письмо к фон Мекк от 24 марта / 5 апреля 1878 года; ЧАПСС XVII-А ЧМ 2 № 122: 138].

Автографы «Вальса-скерцо» и «Вариаций на тему рококо» были отправлены из Берлина в Москву, куда прибыли в мае 1878 года. Тогда же началась подготовка издания этих сочинений. Тираж «Вальса-скерцо» в версии для скрипки и фортепиано был напечатан осенью 1878. Юргенсоновское издание оркестровых партий увидело свет весной 1879 [Hofmeister 1879: 143]. Партитуру «Вальса-скерцо» Юргенсон опубликовал только в 1895 году. Она была награвирована по рукописи, составленной неустановленным копиистом в 1894 по печатным голосам (РНММ. Ф. 88. № 100).

При жизни Чайковского «Вальс-скерцо» принадлежал, скорее, к редко исполняемым произведениям композитора. Ноты пьесы не были широко востребованы. Согласно «Хронологическому каталогу сочинений П. И. Чайковского, изданных бывшей фирмой П. Юргенсон (1868–1918)», составленному Н. М. Шеманиным, с 1878 по 1918 годы было выпущено всего 650 экземпляров «Вальса-скерцо» для скрипки и фортепиано. Для сравнения, общий тираж «Меланхолической серенады» в версии для скрипки и фортепиано фактически за тот же период составил 4350 экземпляров (ГМЗЧ. дм3. № 186).

2. Инструментовка И. И. Котека

Как и все концертные пьесы, «Вальс-скерцо» Чайковский мыслил в равноценных версиях для скрипки с фортепиано и скрипки с оркестром. Но сам композитор написал это сочинение только в версии для скрипки и фортепиано. Инструментовка «Вальса-скерцо» выполнена Котеком. Сведения об этом содержатся только в двух письмах скрипача к Чайковскому. Вскоре после первого исполнения сочинения в Париже Котек иронично заметил композитору:

«Однако, что значит талант! Только небольшую пьеску сынструментовать — сейчас в Париже играют; не то, что Ты — столько должен был насочинять, пока стали играть за границей! Однако не чудная ли моя инструментовка виновата, что вальс не понравился?» (письмо от 6/18 октября 1878; ГМЗЧ. а4. № 1895).

Весной следующего года Котек писал: «Мне кажется, что я напрасно инструментовал вальс — как-то чрезвычайно пусто звучит; за исключением конца, конечно. С фортепьяном [sic!] лучше» (письмо к Чайковскому от 22 февраля /6 марта 1879; ГМЗЧ. а4. № 1916). Из приведенного письма следует, что заключительные такты оркестровой партии были инструментованы самим композитором (см. ниже в настоящем разделе краткое описание рукописи партитуры).

Вместе с тем, ни в печатном издании «Вальса-скерцо», ни в программах концертов, где он исполнялся, ни в известных письмах Чайковского Котек не назван автором инструментовки сочинения. Причины этого умолчания неизвестны.

Хронология и обстоятельства инструментовки Котека не выяснены. Существует предположение, что работа была сделана в марте 1878 года, который Чайковский провел вместе с Котеком в швейцарском Кларане [Давыдова 1986: 88; Синьковская 2000: 74]. Инструментовка могла быть сделана и позднее по инициативе Н. Г. Рубинштейна, составлявшего программы Русских концертов на Всемирной выставке в Париже и включившего в них новое сочинение Чайковского. По каким-то причинам, сам композитор отказался от того, чтобы инструментовать «Вальс-скерцо», и предложил вместо себя Котека, возможно, пообещав содействовать его работе.

Автограф партитуры Котека продавался на торгах аукциона «J. A. Stargardt» 20–21 февраля 1979 года. В аукционном каталоге отмечено, что в рукописи имеются многочисленные указания Чайковского в отношении темпа, динамики и фразировки, а также, что партитура заключительных шести тактов выписана самим композитором [Stargardt 1979: 263]. Местонахождение манускрипта в настоящее время неизвестно.

3. Прижизненные исполнения

«Вальс-скерцо» в версии для скрипки и фортепиано был впервые исполнен Котеком и пианисткой С. А. Малозёмовой в октябре 1877 года на музыкальном вечере у директора С.-Петербургской консерватории К. Ю. Давыдова. В письме от 20 октября / 1 ноября 1877 скрипач сообщал Чайковскому: «Леоп[ольд] Сем[енович] (Ауэр — А. К.) в восторге от вальса» (ГМЗЧ. а4. № 1843).

Первое исполнение оркестровой версии сочинения состоялось на Третьем Русском концерте на Всемирной выставке в Париже в зале Трокадеро 8/20 сентября 1878 года. Солировал С. К.  Барцевич, оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн. Судя по фразе Котека в процитированном выше письме от 6/18 октября 1878 («вальс не понравился»), произведение успеха не имело. Довольно сдержанно отозвалась о нем и фон Мекк, присутствовавшая на премьере:

«Я была в 3-ем Русском концерте в Париже, зала опять была полная; из Ваших сочинений, друг мой, как Вы и увидите из программы, исполнялись Барцевичем Серенада и Вальс, и публика очень много аплодировала; вообще для Парижа я скажу, что Ваши сочинения были весьма хорошо приняты публикою, а что, по-моему, главное — обратили на себя большое внимание музыкантов. Это несомненно, и это меня очень радует. Ваша Серенада меня всегда приводит в восторг, а Вальс я слышала в первый раз. Это красивое, блестящее, эффектное произведение» [письмо к Чайковскому от 20 сентября / 2 октября 1878; ЧАПСС XVII-А ЧМ 2 № 195: 294].

В Москве «Вальc-скерцо» впервые прозвучал в том же исполнении 1/13 декабря 1879 года в Пятом симфоническом собрании ИРМО. Котек в первый раз сыграл посвященную ему пьесу в сопровождении оркестра 22 февраля / 6 марта 1879 в Берлине (письмо к Чайковскому от той же даты; ГМЗЧ. а4. № 1916). Впоследствии он включал «Вальс-скерцо» вместе с «Меланхолической серенадой» в программы своих концертов [см. письмо Юргенсона к Чайковскому от 7, 8, 10 / 19, 20, 22 декабря 1879; ЧЮ 1 № 193: 182].

4. Характеристика произведения

«Вальс-скерцо» написан в форме составной песни с краткими вступлением и кодой. В конце трио звучит обширная виртуозная сольная каденция скрипки (т. 287–332).

Небольшое оркестровое вступление построено на вариантах мотивов трио (т. 1–16), передающих летящее ощущение оживленного танца. Форма главной темы — трехчастная песня (т. 17–177). В ней отчетливо выделяются два контрастных элемента, соотношение которых можно уподобить мужскому и женскому началам. Первый элемент (т. 17–52) создает образ праздника, ликования, зажигательного вальса, задора. Второй, звучащий в середине первой части сочинения (т. 53–83), изящен и грациозен. Остинатные квинты в басу, более ярко выраженное изобразительное начало, красочность фигураций, двойные ноты — все направлено на создание приподнятой атмосферы бала. Это настроение развивается в каденции скрипки (т. 84–109), где воодушевление, вовлеченность в танец достигают первой кульминации.

На фоне продолжающихся ликующих фигураций скрипки, в партии сопровождения возвращается первый образ, сливающийся со вторым в танцующую пару (от т. 110). В оркестре контраст не так заметен, так как первый элемент проводится у первых скрипок. После этого первый элемент главной темы подхватывается солирующей скрипкой, второй же развивается у флейты и кларнета, контрастируя несколько более холодным звучанием теплому, насыщенному голосу скрипки (от т. 126). Затем на «виртуозный простор» вырываются повторяющиеся мотивы второго элемента главной темы, уходя в высокий, светлый регистр. Завершает раздел мощная поступь первой темы, звучащая в оркестре у скрипок на фоне ликующей трели солиста (от т. 170).

Но в душе героя это праздничное опьянение не снимает тревожных мыслей. Резким контрастом вступает более певучая, глубокая лирическая тема трио (т. 178). Хотя в ней еще слышатся в кокетливом штрихе ricochet и обрывистых фигурациях отголосок бала, но это уже не танец, а, скорее, размышление. В контурах мелодии можно даже уловить некоторые очертания будущей темы «подвыпивших мужичков» (темы побочной партии) из финала Скрипичного концерта. Нарастающие стонущие интонации, подводят к удивительно певучей «бесконечной» мелодии развивающего раздела (от т. 202), повествующей о мятущемся драматичном мире героя, порывах к недостижимому счастью. Девятикратное повторение стонущей фигурации, которой уменьшенная терция придает характер причитания, и звучание одинокого голоса скрипки усиливают ощущение безысходности (т. 230–236).

Возвращение начальной темы трио как бы выводит героя из мрачного состояния. Сопровождающие колючие фигурации кларнетов и флейт в высоком регистре создают ощущение большей легкости, прозрачности, нереальности (т. 237–244). Мелодия переносится на октаву вверх (т. 245) и звучит более тепло и нежно, создавая вместе с мотивами из развивающего раздела, также проходящими в светлом регистре на минимальной динамике, настроение тихой печали, горестного воспоминания. Некоторое усиление активности приводит к главной сольной виртуозной каденции скрипки, построенной преимущественно на интонациях главной темы. Постепенно герой возвращается к реальности, находит в себе силы жить и бороться, печаль улетает в восходящих флажолетах, уступая место волевой решительности (т. 315–320). Мощные аккорды скрипки (т. 320, fff) знаменуют победу человека над самим собой. В убыстряющемся движении возникают интонации главной темы вальса.

Реприза главной темы динамизирована лишь в проведении первого элемента, где двойные ноты, более высокий регистр, виртуозный пассаж усиливают настроение праздничности (т. 333–348). Дальнейшие изменения наступают в окончании репризы (от т. 482) и обширной виртуозной коде (от т. 510). Главная тема проходит октавами, вводится штрих tremolo. Именно здесь достигается общая кульминация пьесы.

Художественная концепция «Вальса-скерцо» достаточно сложна и воплощает романтические ощущения героя, ощущающего внутреннюю раздвоенность сознания, невозможность осуществления мечты. Лишь в эстетическом пространстве бала, опьяняющем полете вальса на краткий миг соединяются разные характеры и судьбы. Одушевление, восторг снимают все сложности жизни, все сомнения. Мир сузился до кольца сплетенных рук и кажется прекрасным, а счастье — таким возможным.

5. Редакция В. В. Безекирского

В исполнительской практике широкое распространение получила сокращенная редакция «Вальса-скерцо», сделанная известным русским скрипачом В. В. Безекирским, с которым Чайковский был хорошо знаком. Она увидела свет в издательстве Юргенсона в декабре 1914 года.

Редакция Безекирского значительно отличается от авторского изложения. Одно из основных изменений — сокращение пьесы с 569 до 332 тактов. Сколько-нибудь серьезных возражений со стороны музыкантов эта редакция не вызвала. По мнению авторитетного специалиста в области скрипичного исполнительства В. И. Руденко, эта работа «безупречна в художественном отношении»; Безекирский не коснулся «сути авторского замысла» и «перепрочитал оригинал в том же спектре и с тех же творческих позиций» [Руденко 2016: 543, 544]. «Вальс-скерцо» стал более компактным, сконцентрированным по мысли. Безекирский, несомненно, очень хорошо знал принцип отбора и использования Чайковским виртуозных технических приемов и владел ими. Однако в редакции Безекирского допущена смысловая переакцентировка: у Чайковского пьеса ближе к легкому, воздушному вальсу, тогда как переработанный вариант по характеру более скерцозный. Как отмечал Руденко, «редакция Безекирского динамичней», в ней «“действие” все время стремительно разворачивается». В редакции обновлены отдельные фактурные приемы, вследствие чего вместо известной утонченности сольной партии, теряющейся в концертном исполнении, появилась виртуозная мощь октав, концертная яркость и эффектность [Руденко 2016: 544–545]. Эти качества и делают «Вальс-скерцо» в редакции Безекирского одной из самых популярных пьес мирового скрипичного репертуара.


Источники

Авторизованные рукописи: автограф инструментовки И. И. Котека с правкой и дополнениями Чайковского (местонахождение неизвестно).

Прижизненные издания: оркестровые партии — М.: П. Юргенсон, [1878]; Hamburg: D. Rather, [1881]; переложение для скрипки и фортепиано — М.: П. Юргенсон, [1878]; Berlin: A. Fürstner, [1879].

Первое издание (посмертное): партитура — М.: П. Юргенсон, [1895].

Публикация в собрании сочинений: ЧПСС 30(а) (партитура), редакция В. Рачковской (1949); ЧПСС 55(а) (переложение для скрипки и фортепиано), редакция И. П. Шишова и Н. М. Шеманина (1946).

Литература: ЖЧ I, II; ЧПСС VI, VII; ЧАПСС XVII-А ЧМ 2; ЧЮ 1; Домбаев. С. 463; МНЧ. С. 323–324; Тематико-библиографический указатель. С. 424–425; Musikalisch-literarischer Monatsbericht über neue Musikalien, musikalische Schriften und Abbildungen. Lpz.: Verlag von Friedrich Hofmeister, Mai 1879. S. 9; Musikalisch-literarischer Monatsbericht über neue Musikalien, musikalische Schriften und Abbildungen. Lpz.: Verlag von Friedrich Hofmeister, Januar 1880. S. 143; Musikalisch-literarischer Monatsbericht über neue Musikalien, musikalische Schriften und Abbildungen. Lpz.: Verlag von Friedrich Hofmeister, Juli 1881. S. 161; Раабен Л. Скрипичные и виолончельные произведения П. И. Чайковского. М.: Гос. муз. изд-во, 1958. С. 28–33; Крауклис Г. В. Скрипичные произведения П. И. Чайковского. М.: Гос. муз. изд-во, 1961. С. 44–46; Туманина 1962. С. 449; J. A. Stargardt: Autographen aus allen Gebieten: Auktion am 20. u. 21. Febr. 1979. Katalog 617. S. 263; Давыдова К. Проблемы эпистолярии // Советская музыка. 1986. № 6. С. 88; Соколов В. С. Письма П. И. Чайковского без купюр. Неизвестные страницы эпистолярии // Альманах 1 (1995). С. 130; Синьковская Н. Н. Из творческой истории Вальса-скерцо для скрипки с оркестром op. 34 Чайковского // П. И. Чайковский. Наследие. Вып. 1: Сб. науч. ст. / Ред.-сост. Е. В. Титова, В. В. Шахов; Ред. З. М. Гусейнова. СПб., 2000. С. 67–76; Соколов В. С. (публ.) От «памятника» к человеку. Избранные письма П. И. Чайковского без купюр // Неизвестный Чайковский. С. 213–214; Руденко В. И. Музыка П. И. Чайковского в скрипичных транскрипциях // В. И. Руденко. Избранные статьи / Сост. В. Е. Матвеева. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. С. 543–545; Komarov A. Vorwort, Bemerkungen // Tschaikowsky. Valse-Scherzo. Opus 34. Für Violine und Klavier / hrsg. von Alexander Komarov, fingering Klaus Schilde, fingering vn. Ingolf Turban. München: G. Henle, 2016. S. III–VII, 17–22.

Архивные документы, упоминаемые в статье: рукописная копия партитуры «Вальса-скерцо», сведенная по печатным голосам // РНММ. Ф. 88. № 100. КП 1200/9887; письма И. И. Котека к Чайковскому от 22 января / 3 февраля 1877 // ГМЗЧ. а4 № 1824. КП 27998/1895, [середины февраля] 1877 // ГМЗЧ. а4 № 1833. КП 27998/1904, 20 октября / 1 ноября 1877 // ГМЗЧ. а4 № 1843. КП 27998/1914, 6/18 октября 1878 // ГМЗЧ. а4 № 1895. КП 27998/1966, 22 февраля / 6 марта 1879 // ГМЗЧ. а4 № 1916. КП 27998/1987; Шеманин Н. М. (сост.) Хронологический каталог сочинений П. И. Чайковского, изданных бывшей фирмой П. Юргенсон (1868–1918) // ГМЗЧ. дм3. № 186. КП 22827.

См. также: Концерты и концертные пьесы.



Редактор — А. В. Комаров

Дата обновления: 09.07.2023