«Блажен, кто улыбается»

Для мужского хора a cappella.
Слова К. Р. [вел. кн. К. К. Романова].
F-dur. Б/о. ЧС 71. Посв. Хору студентов Московского университета. Allegro moderato, 3/4 [63 т.].
Состав: Хор мужской.
Время и место создания: декабрь 1887, Майданово; датируется на основании пометы в автографе партитуры.
Первое исполнение: 8/20 марта 1892, Москва, Большой зал Российского благородного собрания, концерт в пользу недостаточных студентов Московского университета. Исполнители: Хор студентов Московского университета, дирижер В. Г. Мальм.
Первое издание: М.: П. Юргенсон, 1889.



1. История создания

2. Характеристика сочинения

3. Прижизненное исполнение

Источники


1. История создания

Сочинение создано по просьбе Карла Карловича Альбрехта, друга Чайковского и в прошлом его коллеги по Московской консерватории. На протяжении всего времени общения, начавшегося вскоре после переезда композитора в Москву в январе 1866 года, Альбрехт неоднократно просил Чайковского написать хоровые сочинения для сборников, которые он регулярно составлял и публиковал. В частности, именно с инициативами Альбрехта связано сочинение Чайковским хоров «Вечер» и «Весна» в начале 1870-х годов. Непосредственным поводом к работе над хором «Блажен, кто улыбается» стало обращение Альбрехта 4/16 декабря 1887 года. Письмо, в котором изложена просьба, очевидно, продолжает тему, начатую незадолго до того:

«А, мон шер, какие слухи идут в Майданове о хоре, который на этой неделе хотел maestro di musica Petruccio di Tschaikoffskini насочинить и прислать для жаждущих новой музыки хоровых исполнителей?
Ein kleines Chörchen, lieber, bester Herr Tschaikoffsky! Noch bester sind zwei-drei, oder gar ein Heft von 6 Nummern, ach wie herzlich, wie schön wäre das. Allez-donc, faites nous le grand plaisir de composer quelque chœurs à 4 voix des hommes; soyez si aimable et faites cette cadeau au tous les chanteurs de chœur de toute la grande Russie, qui en nombre de 75 million gorge crier votre gloire et votre victoir» [ЧМС: 291–292].

Письмо выдержано в шутливой манере, характерной для некоторых страниц эпистолярного общения Альбрехта и Чайковского (ср. словесный текст музыкального письма Альбрехта от 16/28 июля 1878 [ЖЧ II: 690–695], где также изложена просьба подготовить сочинение для хорового сборника).

Письмо Альбрехта от 4/16 декабря застало Чайковского в Клину в последние дни перед отъездом в длительное концертное турне по странам Западной Европы, продолжавшееся с середины декабря 1887 по март 1888 года. В силу большой занятости перед этой поездкой, композитор ограничился сочинением только одного хора «Блажен, кто улыбается», который был создан в очень сжатые сроки. Уже 8/20 декабря Чайковский отослал рукопись нового произведения заказчику, сопроводив её кратким объяснением: «Написал один хорик, и посылаю тебе его — больше решительно теперь не могу. Авось впоследствии еще несколько напишу» [ЧПСС XIV № 3431. С. 288]. В дальнейшем композитор к просьбе Альбрехта не возвращался.

Хотя Чайковский сразу по окончании работы направил автограф хоровой партитуры Альбрехту, произведение не вошло ни в один из его сборников, выпущенных в конце 1880-х — начале 1890-х годов. Партитура и партии хора «Блажен, кто улыбается» изданы П. И. Юргенсоном лишь в конце 1889 года (ц. р. — 9/21 сентября 1889), спустя почти два года с момента написания. Столь продолжительный интервал является, скорее, исключением из обычной практики, когда новые сочинения Чайковского выходили у его постоянного издателя в ближайшее время после их появления.

Композитор посвятил сочинение Хору студентов Московского университета, о котором в письме его корреспондента речи не было. Посвящение выписано в автографе партитуры и напечатано в первом издании. По-видимому, университетский хор должен был стать и исполнителем нового произведения, на что указывает однородный мужской состав, впрочем, оговоренный в письме Альбрехта (как известно, до 1916 года в российских университетах могли учиться только лица мужского пола). Создавая «Блажен, кто улыбается», Чайковский мог следовать неизвестным сегодня предшествовавшим договоренностям, а также иметь в виду контакты Альбрехта с Хором студентов Московского университета, ставшие более интенсивными именно в конце 1880-х — начале 1890-х годов [Сабадышина 2016: 90]. Ранее, в 1874 году, также для университетского хора Чайковский сделал переложение студенческой песни «Gaudeamus igitur», использовав русский перевод латинского текста, выполненный профессором Московского университета Н. В. Бугаевым.

2. Характеристика сочинения

Хронологически создание хора близко работе над Шестью романсами ор. 63, также на слова К. Р. (ноябрь — декабрь 1887). Но, если романсы написаны на стихи любовно-лирического содержания, то стихотворение «Блажен, кто улыбается» — сочинение подчеркнуто утвердительного, проповеднического плана, представляющее один из образцов художественного толкования христианских заповедей. Стихи К. Р., использованные в Шести романсах и хоре «Блажен, кто улыбается», были опубликованы в первом сборнике «Стихотворения К. Р.» (С.-Петербург, 1886). В библиотеке Чайковского сохранился экземпляр этой книги с дарственной надписью автора, сделанной 12/24 сентября 1886 года (ГМЗЧ. д1. № 186). Стихотворение «Блажен, кто улыбается» напечатано в издании на с. 165–166. В отличие от страниц со стихами, использованными в Шести романсах, страницы с текстом стихотворения «Блажен, кто улыбается» не содержат никаких помет. Существенным изменением текста хора, по сравнению с поэтическим оригиналом, стало сокращение последних двенадцати (из 32-х) строк, отчасти повторяющих ранее выраженные идеи стойкости и мужественности «средь жизненной борьбы». Хоре Чайковского завершается прославлением того, «кто, помня цель заветную, / бестрепетной стопой / и весело, и радостно / идет своей стезей». Строгое, аскетическое звучание стихов достигается при помощи четкой акцентуации четырехстопной строки и ее окончания на ударном слоге. Такое настроение сохранено и в музыке, в том числе благодаря колориту хорового мужского звучания, только здесь автор перекладывает стихи на трехдольный размер, неизменный от начала до конца сочинения.

Чеканный ритм словесного текста, написанного ямбом, композитор смягчил, благодаря повторениям строк и отдельных слов, использованию приемов имитационной полифонии и распевов, при которых ударный слог зачастую попадает на слабую долю; таким образом, создается ощущение непрерывности музыкально-поэтической строки.

Хор написан в куплетной форме с кодой (т. 1–27 — первый куплет, т. 27–52 — второй куплет, т. 53–63 — кода). Преобладает мажорный лад и яркие автентические гармонические обороты. Мелодическая линия развивается по принципу скачка (вплоть до резких характерных интервалов) и его последующего заполнения, что придает ей широкий охват, законченность и убедительность.

3. Прижизненное исполнение

В течение нескольких лет после создания хор «Блажен, кто улыбается» оставался не исполненным. Первые сведения о подготовке исполнения этого сочинения относятся к началу января 1889 года. Хормейстер Федор Федорович Беккер, с 1888 дирижировавший концертами Хора Императорской русской оперы, писал Чайковскому 8/20 января: «Беру на себя смелость беспокоить Вас напоминанием о данном Вами обещании написать для хора С[анкт]П[етер]Бургской Русской оперы два хора светского содержания à cappella для предстоящего концерта, который он имеет дать в нынешнем Великом посту» (ГМЗЧ. а4. № 206). В ответном письме от 9/21 января Чайковский предложил включить в программу концерта свой хор «Блажен, кто улыбается»: «Я написал Юргенсону, чтобы Вам выслали копию с хора для мужских голосов, написанного мной в прошлом году и нигде еще не исполнявшегося (текст вел[икого] кн[язя] Константина Константиновича)» [ЧПСС XV-А № 3760: 20]. В письме от 18/30 января композитор, по-видимому, уже повторно напоминал Юргенсону: «Не забудь послать Беккеру мой хор» [ЧЮ 2 № 816: 178]. 21 января / 2 февраля издатель отвечал: «Беккеру хор дал скопировать» [ЧЮ 2 № 817: 179], а 26 января / 7 февраля сообщал: «Хор для Беккера переписывается» [ЧЮ 2 № 818: 180]. Но в программу концерта Хора Императорской русской оперы 19/31 марта 1889 года в С.-Петербурге этот хор не был включен. Смешанный хор a cappella пел два других сочинения Чайковского: «Соловушко» и переложение песни «Легенда» из цикла «Шестнадцать песен для детей» ор. 54 № 5.

Впервые хор «Блажен, кто улыбается» прозвучал спустя год после этого несостоявшегося петербургского исполнения. Премьера состоялась 8/20 марта 1892 года силами Хора студентов Московского университета в Большом зале Российского благородного собрания в Москве на концерте в пользу недостаточных студентов Императорского московского университета под управлением Владимира Густавовича Мальма. Обстоятельства подготовки этого исполнения неизвестны.

Источники

Авторские рукописи и авторизованные источники: Автограф партитуры (РНММ. КП 1200/9912. Ф. 88. № 126). URL: https://www.culture.ru/catalog/tchaikovsky/ru/item/archiv/blazhen-kto-ulybaetsya-dlya-hora-a-cappella (дата обращения 22.12.2021).

Прижизненные издания: хоровая партитура — М.: П. Юргенсон, [1889]; хоровые партии — М.: П. Юргенсон, [1889].

Публикация в Полном собрании сочинений: партитура — ЧПСС 43, редакция И. И. Шишова и Н. М. Шеманина (1941).

Литература: ЖЧ III; ЧПСС XIV, XV-A; ЧМС; ЧЮ 2; Домбаев. С. 286; МНЧ. С. 356; Тематико-библиографический указатель. С. 444–445; Пономарьков И. П. Хоровое творчество П. И. Чайковского // Русская хоровая литература. Очерки. Вып. 2 / Под ред. С. В. Попова. М.: Музыка, 1969. С. 109–148; Крылов А. И. О хорах a cappella Чайковского // Хоровое искусство. Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. С. 115–129; Тихонова И. Е. Черта хорового письма П. И. Чайковского (на примере светских хоров a cappella) // П. И. Чайковский. Наследие / Ред. З. М. Гусейнова, ред.-сост. Е. В. Титова, В. В. Шахов. СПб.: ИТФ СПбГК, 2000. Вып. 1. С. 115, 118–120, 132, 135; Сабадышина Е. М. Русское хоровое общество. М.: Аграф, 2016. С. 82, 90, 101–102.

Архивные документы, упоминаемые в статье: Письмо Ф. Ф. Беккера к Чайковскому от 8/20 января 1889 (ГМЗЧ. а4. № 206. КП 27998/265); Экземпляр сборника «Стихотворения К. Р.» (1886), принадлежавший Чайковскому (ГМЗЧ. д1. № 186. КП 21687).

Редактор — А. В. Комаров

Дата обновления: 09.01.2023