«Ночевала тучка золотая»

Для смешанного хора a cappella.
Слова М. Ю. Лермонтова (стихотворение «Утес»).
As-dur — f-moll. Б/о. ЧС 70. Moderato, 3/4 [50 т.].
Состав: Хор смешанный.
Время и место создания: 2/14 — 5/17 июля 1887, Боржом; датируется на основании дневниковой записи от 2/14 июля 1887 [Дневники:  156] и пометы в автографе партитуры.
Первое издание: М.: Государственное музыкальное издательство, 1922.



1. История создания

2. Характеристика сочинения

3. Первое издание

Источники


1. История создания

Хор «Ночевала тучка золотая» сочинен в начале июля 1887 года в Боржоме. История его создания загадочна. В дневниковой записи от 2/14 июля Чайковский отметил: «После чая занялся Моцартом (инструментовкой сюиты “Моцартиана” — С. П.). Вдруг визит трех неимоверно глупых господ с просьбой о хоре. Что можно было выдумать более глупого!!! Это все этот несноснейший г. Вольшевский» [Дневники: 156]. В записи, сделанной на следующий день, 3/15 июля, композитор отмечает личную встречу с новым знакомым: «<…> явился этот несноснейший и противнейший г. Вольшевский. Я всячески сдерживал себя[,] чтобы не наговорить ему грубостей. Куда убежать от подобных людей??? Насилу спровадил» [Дневники: 157]. Очевидно, к Чайковскому обратился Онисим Михайлович Вольшевский, учитель пения во II классической гимназии и Александровском институте Тифлиса [Вольшевский 1885: титульный лист], энтузиаст хоровой культуры, автор общедоступных руководств к изучению пения (Тифлис: П. Ланко, [1885], [1888]). Он хотел получить хоровое сочинение композитора, а «трое господ» были направлены им в качестве посредников. В это время Чайковский был настроен на давно запланированную большую работу по инструментовке «Моцартианы», чем объяснялось его раздражение неожиданной просьбой. Однако, несмотря на занятость, через день после второго посещения Вольшевского композитор окончил партитуру хора. Место и дата завершения работы указаны в автографе по окончании нотного текста: «5 Июля 1887 г. Боржом» (Грузинский национальный центр рукописей. POC. № 330. Л. 1 об.).

2. Характеристика сочинения

Поэтическим первоисточником хора Чайковского «Ночевала тучка золотая» стало стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утес» (1841). Обстоятельства его выбора неизвестны. Стихотворение «Утес» на протяжении XIX–XX веков привлекало многих композиторов, использовавших его в качестве текста романсов, вокальных ансамблей и хоров, а также программы инструментальных сочинений. Первым музыкальным воплощением этого стихотворения стало вокальное трио А. С. Даргомыжского «Ночевала тучка золотая» (не позднее 1856), которое Чайковский инструментовал в ноябре — декабре 1876 года для исполнения на концерте ПО ИРМО. К поэзии М. Ю. Лермонтова сам Чайковский обратился только один раз, избрав для романса стихотворение «Любовь мертвеца» (1841). Одноименный романс (op. 38 № 5) был написан в феврале 1878. К концу 1880-х — началу 1890-х годов относятся сведения об оперном замысле по повести Лермонтова «Бэла» и возможном сотрудничестве в этой работе с А. П. Чеховым, однако идея реализована не была. Таким образом, хор «Ночевала тучка золотая» стал вторым и последним лермонтовским сочинением Чайковского. Стихотворный текст использован в хоре полностью. Единственным отличием стало изменение одного слова: вместо оригинального «утром в путь она умчалась рано» в хоровой подтекстовке дано «утром в путь она пустилась рано». Неизвестно, была ли это сознательная замена или такой текст был размещен в источнике, которым воспользовался Чайковский.

Хор представляет собой лирическую миниатюру, своего рода романс-монолог. Его композиция лаконична. Использована форма большого периода, состоящего из двух предложений с одинаковыми началами (т. 1–23 — первое предложение; т. 24–50 — второе), соответственно двум строфам поэтического первоисточника. Особенностью гармонического развития является переменная тональность. Хор начинается в As-dur, а завершается в f-moll, чем передан переход от образа «тучки золотой», «по лазури весело играющей», к образу одиноко стоящего «старого утеса», «тихонько» плачущего «в пустыни». Другая особенность связана с ограничением гармонического развития диатоникой. В аккордовых последовательностях нередки плагальные обороты. Хоровая фактура представляет собой строгую речитацию, распевы отдельных слогов использованы редко.

Двусложную лермонтовскую строку (пятистопный хорей) Чайковский переложил в размере 3/4, что создает едва ощутимый эффект волнообразного покачивания. Заключение хора (т. 41–50) отмечено изменением размера (с 3/4 на 2/4) и темпа (с Moderato на Andante), которые придают особую весомость последней строке стихотворения, подчеркивая ее выразительность («и тихонько плачет он в пустыне»).

Хоровую партитуру отличает детально проработанная динамика. Притом, что границы её диапазона ограничены ppp — f, преобладает звучание p, с небольшими колебаниями в пределах этой звучности.

3. Первое издание

При жизни Чайковского хор не издавался и, скорее всего, не исполнялся. Даже самый факт существования данной рукописи был, по-видимому, никому не известен. Из небытия это произведение явилось почти четверть века спустя после создания. В письме от 4/17 февраля 1910 года издатель Б. П. Юргенсон сообщал М. И. Чайковскому:

«Вчера М. М. Ипполитов-Иванов неожиданно передал мне рукопись маленького не изданного еще хорика Петра Ильича (для смешанных голосов) на слова Лермонтова «Ночевала тучка золотая». <…> Иппол[итову]-Иванову рукопись эту передала г-жа Кайтмазова, по словам которой П[етр] И[льич] написал этот хорик в Боржоме по ее просьбе. “Русское хоровое общество” непременно хочет исполнить его в своем концерте 21 Февр[аля], и потому я позволил себе, не дожидаясь Вашего разрешения, спешно отдать гравировать и напечатать этот хор, будучи уверен, что Вы не откажетесь, по примеру прежних вещей, передать этот хор нам для издания. Мне не хотелось упустить случай для исполнения публичного этого неизвестного еще публике хора...» (ГМЗЧ. б10. № 7131).

Факт сочинения хора «Ночевала тучка золотая» по просьбе некоей «г-жи Кайтмазовой» не находит подтверждения в документах Чайковского, относящихся ко времени работы над этим произведением. Вероятно, она стала обладательницей автографа после О. М. Вольшевского, сведения же о ее причастности к созданию сочинения представляются недостоверными.

Через день, 6/19 февраля, Б. П. Юргенсон сообщал М. И. Чайковскому о вновь открывшихся обстоятельствах: «Оказывается, что я поторопился гравировкой. Дело в том, что семья г-жи Кайтмазовой […] имеет намерение извлечь из этой рукописи деньги» (ГМЗЧ. б10. № 7132). Издатель вынужден был вернуть рукопись владелице и приостановить печатание, однако нотный текст уже был награвирован и в июле 1910 Юргенсон направил М. И. Чайковскому оттиск печатной партитуры (см. письмо от 7/20 июля 1910; ГМЗЧ. б10. № 7134). Гравировальные доски были сохранены в издательстве. В 1922, после национализации фирмы «П. Юргенсон в Москве» и включения ее фонда и производственных мощностей в Государственное музыкальное издательство, с этих досок было отпечатано первое издание хора.

Источники

Авторские рукописи и авторизованные источники: Автограф партитуры (Грузинский национальный центр рукописей. POC. № 330).

Первое издание (посмертное): хоровая партитура — М.: Государственное музыкальное издательство, 1922.

Публикация в Полном собрании сочинений: партитура — ЧПСС 43, редакция И. И. Шишова и Н. М. Шеманина (1941).

Литература: Дневники; Домбаев. С. 285; МНЧ. С. 355–356; Тематико-библиографический указатель. С. 443–444; Вольшевский О. М. Общедоступное руководство к изучению пения, практически приспособленное к преподаванию в средних и низших учебных заведениях. Тифлис: П. Ланко, ц. р. 18/30 декабря 1885; Пономарьков И. П. Хоровое творчество П. И. Чайковского // Русская хоровая литература. Очерки. Вып. 2 / Под ред. С. В. Попова. М.: Музыка, 1969. С. 109–148; Крылов А. И. О хорах a cappella Чайковского // Хоровое искусство. Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. С. 120–121; Тихонова И. Е. Черта хорового письма П. И. Чайковского (на примере светских хоров a cappella) // П. И. Чайковский. Наследие / Ред. З. М. Гусейнова, ред.-сост. Е. В. Титова, В. В. Шахов. СПб.: ИТФ СПбГК, 2000. Вып. 1. С. 114–115, 120, 124.

Архивные документы, упоминаемые в статье: Письма Б. П. Юргенсона к М. И. Чайковскому от 4/17, 6/19 февраля и 7/20 июля 1910 (ГМЗЧ. б10. № 7131–7132, 7134. КП 28033/2761–2762, 2764).

Редактор — А. В. Комаров

Дата обновления: 25.10.2022