«Соловушко»

Для смешанного хора a cappella.
Слова П. И. Чайковского.
H-moll — D-dur. Б/о. ЧС 73 Посв. Хору Императорской оперы в С.-Петербурге. Andante molto, 2/4 [72 т.].
Состав: Хор смешанный.
Время и место создания: январь 1889, Фроловское; датируется на основании письма Чайковского к Ф. Ф. Беккеру [ЧПСС XV-А № 3760:  20].
Первое исполнение: 19/31 марта 1889, С.-Петербург, зал Дворянского собрания, Третий концерт Хора Императорской оперы в С.-Петербурге. Дирижер Ф. Ф. Беккер.
Первое издание: М.: П. Юргенсон, 1889.



1. История создания

2. Характеристика сочинения

3. Первые исполнения и отзывы рецензентов

Источники


1. История создания

Поводом к сочинению хора «Соловушко» стала просьба петербургского хормейстера Федора Федоровича Беккера, который с 1888 года дирижировал концертами Хора Императорской оперы. 8/20 января 1889 он писал Чайковскому: «Беру на себя смелость беспокоить Вас напоминанием о данном Вами обещании написать для хора С[анкт]П[етер]Бургской Русской оперы два хора светского содержания à capella [sic!] для предстоящего концерта, который он имеет дать в нынешнем Великом посту» (ГМЗЧ. a4. № 206). В ответном письме от 9/21 января композитор предложил в программу концерта свой хор «Блажен, кто улыбается» для мужских голосов на слова К. Р., сочиненный в декабре 1887 и на начало 1889 года не исполненный. О другом сочинении Чайковский сообщал: «Кроме того, я постараюсь написать не позже будущей недели хор для смешанных голосов и вручу Вам его или лично (ибо буду в Петербурге на будущей неделе), или через оркестрового капельдинера Давыдова» [ЧПСС XV-А № 3760: 20]. Этим сочинением стал хор «Соловушко», сочиненный в ближайшие после письма дни. В то время композитор был занят работой над «Спящей красавицей», и эскизы нотного и поэтического текста хора были сделаны в тетради с эскизами балета (ГМЗЧ. a1. № 38). Вскоре была написана хоровая партитура. В настоящее время этот автограф неизвестен, сведений о его судьбе не обнаружено. По-видимому, Чайковский, как и собирался, взял рукопись с собой, отправляясь 19/31 января в С.-Петербург [Дневники: 221], где лично или через посредника передал Беккеру. В свою очередь, в С.-Петербурге она была расписана на голоса, которые были использованы при первом исполнении хора.

В письме к Юргенсону от 11/23 декабря 1889 Чайковский, очевидно, имея в виду «Соловушко» и переложение для хора a cappella песни «Легенда», писал: «Корректуру хоров пришлю завтра» [ЧЮ 2 № 861:  220]. 15/27 декабря оба сочинения получили цензурное разрешение и в ближайшее время были изданы.

2. Характеристика сочинения

«Соловушко», наряду с написанными двумя годами позднее хорами «Не кукушечка во сыром бору» и «Без поры да без времени», является сравнительно редким образцом сочинения Чайковского в ярко выраженном народном стиле. Признаками отчетливой и даже несколько нарочитой стилизации являются сольный запев тенора (т. 1–11), переменный тактовый размер (2/4, 3/4), ладовая переменность, неквадратность построений. Хор написан в трехчастной песенной форме с повторенной первой частью (т. 1–19) и зеркальной репризой (т. 40–72). Середина (т. 20–39) контрастирует крайним частям гармонической устойчивостью и утверждением тоники параллельного мажора (D-dur), тогда как в первой части и репризе акцентирована гармоническая не-устойчивость и неопределенность, благодаря, с одной стороны, ослабленным тональным тяготениям в сольном «запеве» и его гармонизованном повторении (ср. т. 1–11, 58–67), а с другой, опоре на гармонию доминанты (т. 12–19, 40–57). Хор завершается в D-dur, что отвечает содержанию двух последних строк текста: «А уж как весна-красна вернется, с ней и я вернусь к вам с новой песней!». Характерной особенностью сочинения является широкий динамический диапазон (от ppp до ff), резкие сопоставления динамики (т. 39–40, 67–68), сообщающие музыке и обостренную экспрессию, и концертную эффектность.

Один из традиционных для русской песенности образов — образ соловья, — по-видимому, привлекал композитора. Песню «Соловушко» (также на собственные слова) он включил в свою первую оперу «Воевода» (1868), откуда она была перенесена затем в оперу «Опричник» (1872). В 1886 году для сборника Двенадцать романсов op. 60 Чайковский написал романс-песню «Соло-вей» (№ 4) на стихи А. С. Пушкина из «Песен западных славян». По содержанию и форме эти образцы тяготеют к традиции русских протяжных песен с их отчётливой куплетной структурой (и кульминацией в последнем куплете), иносказательностью выражения и трагической либо драматической развязкой. Хор «Соловушко» органично продолжает этот ряд, благодаря отмеченной музыкальной стилизации под народную песню и горькой интонации прощания в тексте.

3. Первые исполнения и отзывы рецензентов

Впервые «Соловушко» был исполнен в Третьем концерте Хора Императорской русской оперы в С.-Петербурге под управлением Ф. Ф. Беккера 19/31 марта 1889 года (солист — Сергей Федорович Мельниченко). Тогда же в первый раз прозвучало и хоровое переложение «Легенды». Концерт состоялся в зале Дворянского собрания. Его программу составили сочинения современных русских композиторов; большинство хоров было спето впервые. Как отмечал рецензент издания «Новости и Биржевая газета» и в то же время автор одного из исполненных тогда сочинений Н. Ф. Соловьев, многие авторы написали «свои хоры специально для этого концерта» [Соловьев 1889]. Помимо хоров Чайковского и Соловьева, под управлением Беккера прозвучали новые сочинения Э. Ф. Направника, А. Г. Рубинштейна, М. М. Иванова, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, Г. А. Казаченко, И. А. Помазанского, Н. А. Соколова. Несмотря на очевидный интерес программы и высо-кое мастерство исполнителей, концерт привлек совсем немного публики, что с сожалением отметили рецензенты ([Новое время 1889]; [Соловь-ев 1889]).

Хор Чайковского «Соловушко», по-видимому, не стал событием вечера — слушатели не просили его повторить, а рецензенты не акцентировали на нем внимание читателей. В нескольких словах сочинение упомянуто только в рецензии Н. Ф. Соловьева: «Из двух хоров Чайковского: “Улетал соловушко” и “Был у Христа-Младенца сад”, следует отдать предпочтение второму. <…> Первый же отзывается какою-то деланностью» [Соловьев 1889].

В Москве «Соловушко» впервые прозвучал в концерте Русского хорового общества, состоявшемся в зале Городской думы 13/25 декабря 1892 года под управлением А. С. Аренского [Артист 1893].

Источники

Авторские рукописи и авторизованные источники: Эскизы нотного и поэтического текста в тетради эскизов балета «Спящая красавица» (ГМЗЧ. a1. № 38. КП 1929).

Прижизненные издания: хоровая партитура — М.: П. Юргенсон, [1889]; хоровые партии — М.: П. Юргенсон, [1889].

Публикация в Полном собрании сочинений: партитура — ЧПСС 43, редакция И. И. Шишова и Н. М. Шеманина (1941).

Литература: ЖЧ III; ЧПСС XV-A; ЧЮ 2; Домбаев. С. 285; МНЧ. С. 357; Тематико-библиографический указатель. С. 447–448; Новости и Биржевая газета. 1889. № 76. 18 марта. С. 1 (объявление о концерте); <Б. п.> Театр и музыка // Новое время. 1889. № 4692. 22 марта. С. 3; Соловьев Н. [Ф.] Театр и музыка. Третий концерт хора русской оперы // Новости и Биржевая газета. 1889. № 80. С. 3; <Б. п.> Хроника. Москва // Артист. 1893. № 26. Январь. С. 208; Пономарьков И. П. Хоровое творчество П. И. Чайковского // Русская хоровая литература. Очерки. Вып. 2 / Под ред. С. В. Попова. М.: Музыка, 1969. С. 109–148; Коловский О. П. О песенной основе хоровых форм в русской музыке // Хоровое искусство. Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. С. 51–52; Крылов А. И. О хорах a cappella Чайковского // Хоровое искусство. Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. С. 115–129; Левандо П. П. К вопросу о «духовном» и «светском» в хоровой музыке П. Чайковского // П. И. Чайковский. Наследие / Ред. З. М. Гусейнова, ред.-сост. Е. В. Титова, В. В. Шахов. СПб.: ИТФ СПбГК, 2000. Вып. 1. С. 103–108; Тихонова И. Е. Черта хорового письма П. И. Чайковского (на примере светских хоров a cappella) // П. И. Чайковский. Наследие / Ред. З. М. Гусейнова, ред.-сост. Е. В. Титова, В. В. Шахов. СПб.: ИТФ СПбГК, 2000. Вып. 1. С. 115, 122, 129; Сабадышина Е. М. Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры. Дисс. … канд . иск. М.: ГИИ, 2009. Т. II. Прил. 9. Общий репертуар РХО в период с 1894 по 1914 годы. С. 62.

Архивные документы, упоминаемые в статье: Письмо Ф. Ф. Беккера к Чайковскому от 8/20 января 1889 (ГМЗЧ. а4. № 206. КП 27998/265).

Редактор — А. В. Комаров

Дата обновления: 25.10.2022