«Гроза», неосуществленный оперный замысел П. И. Чайковского по одноименной пьесе А. Н. Островского

ЧС 447.


Пьеса в 5 действиях «Гроза» была написана А. Н. Островским с июля по октябрь 1859. Уже 16/28 ноября в Москве в Малом театре состоялась премьера. Петербургская премьера прошла 2/14 декабря в Александринском театре. Информация о том, где и когда Чайковский познакомился с этой пьесой, отсутствует.

Сведения о замысле относятся к 1864–1867 годам — времени окончания консерватории в Петербурге и первым годам жизни в Москве. Датировка возможна на основании свидетельства М. И. Чайковского: «Чуть ли не с тех пор, что он посвятил себя музыке, его мечтой было написать оперу на сюжет его самой любимой русской драмы: “Грозы” Островского. И вот, когда ему было задано А. Рубинштейном на лето 1864 г. сочинить оперную увертюру, он естественно избрал давно уже пленявшую его тему» [ЖЧ I: 191–192]. Однако связь оперного замысла и одноименной программной увертюры Чайковского на тот же сюжет неочевидна, поскольку Модест Ильич характеризует увертюру как самостоятельное симфоническое произведение [Там же: 191].

Упоминая о знакомстве молодого композитора с А. Н. Островским в московском Артистическом кружке в 1866, М. И. Чайковский предполагал, что тот сразу завел речь об опере «Гроза» с автором пьесы: «Очень вероятно, что при первых же встречах со своим давнишним любимцем-писателем, Петр Ильич высказал ему свои помыслы, но так как на сюжет “Грозы” писалась в то время опера Кашперовым, то Островский изъявил согласие сделать либретто из “Воеводы”, как самой подходящей из его вещей для музыкальной иллюстрации» [ЖЧ I: 257–258]. «Есть надежда, что сам Островский напишет мне либретто из “Воеводы”», — писал Чайковский брату Анатолию 8/20 ноября 1866 [ЧПСС V № 96: 113–114]. Все же никаких документальных подтверждений разговора с Островским об опере на сюжет «Грозы» (включая воспоминания) не обнаружено.

Заслуживает упоминания факт работы Чайковского над фортепианным переложением интродукции к опере В. Н. Кашперова «Гроза» для издательства Юргенсона [Комаров 2014]), согласно атрибуции сохранившегося фрагмента (т. 79–177) автографа Чайковского А. В. Комаровым [РНММ. Ф. 88 № 120]. Клавираусцуг оперы Кашперова был издан в мае 1868. Исследователь, однако, обращает внимание на то, что «в печатном издании переложения оперы для фортепиано в 2 руки фамилия Дюбюка как автора переложения выставлена на обложке, титульном листе, перед началом второго действия, но также и непосредственно перед нотным текстом интродукции, которую переложил Чайковский» [Комаров 2014: 18]. Предложенное гипотетическое разъяснение в контексте других фактов выглядит убедительным: «<...> Чайковский выполнял работы, порученные Дюбюку, за определенное материальное вознаграждение или в счет погашения финансовой задолженности» [Там же: 19]. Само же сочинение Кашперова как «заочного соперника» Чайковского в отношении пьесы Островского вызвало у начинающего композитора уничижительную оценку: «Вчера у нас шла в первый раз опера Кашперова. Я думаю, с тех пор, как пишутся оперы, такой мерзости еще не бывало» [письмо к А. И. Чайковскому от 31 октября — 6 ноября / 12–18 ноября 1867; ЧПСС V № 108: 127]. Однако возвращение к идее создания своей оперы на этот сюжет, по-видимому, стало для него невозможным, хотя сочинение Кашперова и не удержалось в репертуаре. 

Архивные источники: РНММ. Ф. 88. № 120. КП 1200/9907.

Литература: ЖЧ I; ЧПСС V; Комаров А. Новая атрибуция в фонде П. И. Чайковского // Музыкальное наследие в современном обществе. Материалы международной научно-практической конференции. М.: ВМОМК им. М. И. Глинки, 2014. С. 16-22.

См. также: "Гроза", увертюра.

Редакторы — М. Г. Раку, О. А. Бобрик

Дата обновления: 18.07.2021