"Гроза", неосуществленный оперный замысел П. И. Чайковского по одноименной пьесе А. Н. Островского

ЧС 447.

Сведения о замысле относятся к 1864–1867 годам — времени окончания консерватории в Петербурге и первым годам жизни в Москве. Датировка возможна на основании свидетельства М. И. Чайковского: «Чуть ли не с тех пор, что он посвятил себя музыке, его мечтой было написать оперу на сюжет его самой любимой русской драмы: “Грозы” Островского. И вот, когда ему было задано А. Рубинштейном на лето 1864 г. сочинить оперную увертюру, он естественно избрал давно уже пленявшую его тему» [ЖЧ I: 191–192]. Однако связь оперного замысла и одноименной программной увертюры 1864 года Чайковский на тот же сюжет неочевидна, поскольку Модест Ильич характеризует увертюру как самостоятельное произведение [Там же: 191].

Позже, в Москве, в 1866 году при личном знакомстве с А. Н. Островским Чайковский еще раз вернулся к замыслу оперы. «Очень вероятно, что при первых же встречах со своим давнишним любимцем-писателем, Петр Ильич высказал ему свои помыслы» [Там же: 257–258]. Однако от идеи пришлось отказаться, когда Чайковский узнал, что на этот сюжет пишет оперу композитор В. Н. Кашперов, который был в дружеских отношениях с драматургом. Взамен А. Н. Островский предложил Чайковскому сюжет своей комедии «Воевода» [Там же: 258].

Литература: ЖЧ I.

См. также: "Гроза", увертюра.

Редактор — М. Г. Раку

Дата обновления: 03.01.2021