Авра́нек Ульрих Иосифович (Осипович)

26 декабря 1853 / 7 января 1854, Ключенице, Чехия — 12 августа 1937, Москва; похоронен на Введенском кладбище.

Хормейстер оперы и дирижер, композитор, чех по национальности. Народный артист РСФСР (1932), герой труда (1934), награжден Орденом Ленина (1937). Был связан с Чайковским в процессе подготовки московской премьеры оперы «Мазепа»; композитор высоко оценивал его профессиональные качества.

Родился в семье учителя, органиста приходской церкви. В 1870 году окончил Пражскую консерваторию по классам виолончели и теории музыки, играл в оркестре Немецкой оперы в Праге. С 1874 работал в России в качестве виолончелиста и дирижера. Дирижировал в Астрахани, Казани, Харькове, Нижнем Новгороде. С 1882 — в Москве, приглашен хормейстером в Большой театр, в котором дебютировал в качестве капельмейстера в операх «Аида» Дж. Верди и «Гугеноты» Дж. Мейербера; был назначен главным хормейстером и вторым капельмейстером оперы. За время работы в Большом театре Москвы в качестве дирижера оперы (1882−1937) под его руководством прошли свыше тысячи спектаклей, в том числе московские премьеры опер «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Пир во время чумы» и «Сын мандарина» Ц. А. Кюи, «Ночь перед Рождеством» и «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Вертер» Ж. Массне, «Тамара» Б. А. Фитингофа-Шеля, возобновления опер «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Демон» и «Маккавеи» А. Г. Рубинштейна, «Вражья сила» и «Рогнеда» А. Н. Серова, «Невеста-лунатик (Сомнамбула)» В. Беллини, «Мефистофель» А. Бойто, «Волшебный стрелок» К. М. Вебера, «Аида» Дж. Верди, «Жидовка» Ж.-Ф. Галеви, «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, «Фенелла, или Немая из Портичи», «Бронзовый конь» и «Фра-Дьяволо» Д.-Ф. -Э. Обера и другие; в качестве главного хормейстера — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, «Лоэнгрин» Р. Вагнера и другие. В 1928−1933 годах Авранек служил также главным хормейстером в Государственном оперном театре имени народного артиста республики К. С. Станиславского.

Авранек регулярно выступал с хором Большого театра в концертах, расширил его состав до 100 человек. Дирижер зафиксировал в автобиографии следующий эпизод: «В 1908 и 1909 годах летом был приглашен с хором Б[ольшого] театра в Париж, для спектаклей Русской оперы С. П. Дягилева (в Grande Opéra и Châtelet). Там дирижировал хоровые концерты из произведений русских композиторов. За свои выступления в Париже и получил от французского правительства академические пальмы» [Орден Академических пальм (фр. l'Ordre des Palmes académiques)]. (Анкеты и автобиография Авранека Ульриха Иосифовича <…> // РГАЛИ. Ф. 688. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 12 об.). С. П. Дягилев по поручению великого князя Владимира Александровича написал Ульриху Иосифовичу письмо, где отметил его выдающуюся роль в «культурном деле ознакомления Запада с гениальными произведениями русского творчества» (ГМЗЧ. и2. № 32. КП 19918).

Деятельность Авранека высоко оценивали многие выдающиеся деятели русского искусства. М. А. Балакирев записал на своей визитной карточке управляющего Придворной Певческой капеллы, что он, «<…> свидетельствуя совершенное почтение г-ну Авранеку, считает долгом принести искреннюю благодарность за хористов, превосходно исполнивших свое дело в концерте 20-го мая в Смоленске» (ГМЗЧ. и2. № 177. КП 19918). В 1934 году А. К. Глазунов писал Авранеку из Парижа: «Примите мои самые горячие поздравления к 65-летию Вашего высокохудожественного и плодотворного служения музыкальному искусству. Благодаря Вашему выдающемуся таланту и Вашему мастерству, Вы подняли до совершенства исполнение руководимого Вами хора, и держали его в течение целой эпохи на недосягаемой высоте. Покойный учитель мой Н. А. Римский-Корсаков, наезжая в Москву, не раз говаривал мне, что оперный хор там поет не только необычайно стройно и красиво, но и с соблюдением тончайших оттенков, даже при “игре”. Еще недавно вспоминали Вас в беседе с Н. Н. Черепниным, я с умилением внимал его восторгам по поводу участия Вашего в постановке “Псковитянки” в Париже. Все это дело Ваших рук, за что Вам честь и слава <…>. Слава родного искусства навсегда будет связана со славой Вашего имени. Искренний почитатель Ваш как музыканта-художника и как человека. А. Глазунов» (ГМЗЧ. и2. № 93. КП 19918). К. С. Станиславский в письме к дочери Авранека уже после его смерти вспоминал: «Меня всегда искренне трогало его замечательное отношение к делу и та чуткость, с которой он общепризнанный, большой мастер относился к интересам молодежи» (ГМЗЧ. и2. № 176. КП 19918. 16 мая 1938 года).

Авранек — автор хоровых произведений, трех струнных квартетов, фортепианного квинтета, сонаты для виолончели с фортепиано и фортепианных пьес, а также многочисленных переложений для различных хоровых составов. Рукописи композиторских работ хранятся в его личном архиве в ГМЗЧ.

П. И. Чайковский высоко ценил Авранека как музыканта и хормейстера. Ульрих Осипович участвовал в первой постановке его оперы «Мазепа» в московском Большом театре в 1884 году. При ее подготовке композитор неоднократно встречался с исполнительским коллективом, в том числе и с Авранеком, отмечая с удовлетворением «энтузиазм, усердие с коим весь этот театральный мир идет на сей раз навстречу» его опере [10/22 августа 1883 года. ЧПСС XII № 2326: 210]. Возможно, что именно в этот момент состоялось личное знакомство Чайковского и Авранека. В письме к Э. Ф. Направнику от 5/17 января 1885 с описанием приема его оперы «Нижегородцы» Чайковский сообщал: «Опера имела вчера колоссальный успех. После церковного хора был тот настоящий гром рукоплесканий, который бывает, когда вся зала проникнута одним сильным и глубоко потрясенным чувством. Вызывали не только артистов, но и весь хор с Авранеком и Альтани. Исполнение в отношении оркестра и особенно хора образцовое» [ЧПСС XIII № 2639: 19−20]. Имя Авранека упомянуто Чайковским в «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году», в рассказе об обстоятельствах начала собственной регулярной дирижерской деятельности. Композитор написал, что в зиму 1885 года заболевшего дирижера Большого театра заменял «<…> превосходный хормейстер [У. И.] Авранек» [ЧПСС II: 333]. Авранек выступал как дирижер оркестра и на чествовании А. Г. Рубинштейна в московском Большом театре в январе — феврале 1886-го, где Чайковский присутствовал. Дирижер был упомянут Чайковским в числе его близких друзей — чешских музыкантов, работавших в России, в речи, произнесенной в Праге 7 февраля 1888 (ЧПСС XIV: 621. 4−5/16−17 февраля 1888 года). Авранек как хормейстер участвовал в исполнении Девятой симфонии Бетховена под управлением Чайковского 25 ноября / 7 декабря 1889 (Экстренное симфоническое собрание МО ИРМО в пользу фонда вспомоществования вдов и сирот артистов. Хор Императорских театров). Чайковский подарил Авранеку свою фотографию (ГМЗЧ. а3. № 411. КП 19918/78) с надписью: «Глубокоуважаемому Ульриху Осиповичу. П. Чайковский. 5 апр[еля 18]92». Через много лет после смерти композитора, 6 февраля 1935, Авранек написал ходатайство в редакцию издательства «Академия» о завершении издания переписки Чайковского с Н. Ф. фон Мекк. В письме он отрекомендовался как народный артист республики и «человек близко знавший Петра Ильича» (РГАЛИ. Ф. 688. Оп. 1. Ед. хр. 219. Л. 16).


Источники

Литература: ЧПСС II, XII, XIII, XIV; [Б. п.] 25-летний юбилей У. И. Авранека // РМГ. 1908. № 51/52. Стб. 1194−1195; [Б. п.] Ульрих Иосифович Авранек (по поводу 25-летия его службы в Московской Императорской опере) // ЕИТ. 1909. Вып. VI−VII. Юбилеи. C. 143; Ремезов И. У. И. Авранек // Советская музыка. 1937. № 12. С. 119−121; Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М.: Музгиз, 1963. С. 92−94.

Архивные материалы: РГАЛИ. Ф. 688 (Авранек У. И.).


Редактор — А. С. Виноградова

Дата обновления: 11.11.2019