Бевинья́ни Энрико Модесто

Bevignani Enrico Modesto; 29 сентября / 11 октября 1841, Неаполь — 29 августа / 11 сентября 1903, там же.

Итальянский дирижер и композитор, под управлением которого шли оперы Чайковского в Москве. Музыкальное образование получил в Неаполитанской консерватории. В 1864-м начал карьеру дирижера в Лондоне, начиная с 1869 года выступал в театре «Ковент-Гарден». Впервые в Англии исполнил оперы «Аида» Дж. Верди (1876), «Джоконда» А. Понкьелли (1883), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1893). Дирижер Итальянской оперы в Москве и Итальянской оперы в Петербурге (1872–1877), главный дирижер московского Большого театра (1877–1882), поднявший спектакли на качественно новый уровень. Критики отмечали: «Хор и оркестр, благодаря энергичному управлению Бевиньяни, доведены до такой силы и стройности, к каким мы не привыкли» [Московские ведомости 1880: 3].

Прослушав 4 декабря 1871 года оперу «Дон Жуан» В. А. Моцарта под управлением Бевиньяни, Чайковский критиковал дирижера в рецензии, опубликованной в газете «Современная летопись» [1871: 13–14]: «Г. Бевиньяни, с неподвижностью и аккуратностью автомата, при самых грубых ошибках продолжал свои убийственно равномерные мановения» [Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи 1986: 42; ЧПСС II: 45]. Однако позднее его отношение к дирижеру существенно изменилось. Посетив представление «Дон Жуана» Моцарта 8 января 1874 года, композитор отмечал в рецензии [Русские ведомости 1874: 2]: «Нужно отдать справедливость добросовестности и усердию капельмейстера г. Бевиньяни, сумевшего в столь короткое время срепетовать огромную оперу настолько хорошо, что не было ни одной хотя бы кратковременной разладицы. Оркестр играл чисто, с одушевлением и огнем. Хоры пели с такою твердостью, которой никак нельзя было от них ожидать» [см.: ЧПСС II: 166].

Позднее Чайковский отмечал в рецензиях на спектакли Итальянской оперы в Москве такие качества Бевиньяни, как «добросовестность, чистоту и твердость ритма», отказывая ему однако в способности к передаче обилия «тончайших нюансов» [ЧПСС II: 202]; и все же он признавал за ним «артистические достоинства» [Там же: 278].

Бевиньяни заинтересованно следил за новинками русской оперы; он подготовил к исполнению в московском Большом театре оперу «Демон» А. Г. Рубинштейна (1879), а также оперы Чайковского: «Опричник» (1879; спектакль был запрещен цензурой; московская премьера оперы состоялась в ноябре 1880) и «Евгений Онегин» (1881; эту оперу дирижер выбрал для своего бенефиса). В декабре 1879 года Бевиньяни готовил возобновление «Опричника», которое было отложено [см. об этом: Нувеллист 1880: 11−12]. После неприятного инцидента Чайковский написал дирижеру письмо с выражением благодарности и поддержки (не сохранилось); о существовании этого письма мы узнаем из послания Чайковского к Н. Ф. фон Мекк от 8/10 — 10/22 февраля 1880. Здесь композитор дал Бевиньяни краткую характеристику: «Он очень порядочный и честный человек, а главное, большой и искренний поклонник нашей начинающей школы, а это в иностранце большая редкость» [ЧПСС IX № 1423: 50].

Н. Ф. фон Мекк в письме от 1/13 марта того же года рассказала композитору о впечатлениях от спектакля под руководством Бевиньяни: «<…> Мы были в опере “Опричник”, и скажу Вам, что мне ужасно обидно, что вы называете эту оперу неудавшеюся. <…> Несмотря на весьма слабый персонал, я с восторгом слушала ее. Публике, как мне кажется, также нравится музыка оперы, а не исполнители. Бевиньяни отлично дирижировал, и ему много аплодировали» [ЧАПСС XVII-А ЧМ 3 № 499: 344].

В письме П. И. Юргенсону от 24 июля / 5 августа 1879 года композитор высказывал намерение отдать Бевиньяни для исполнения оперу «Орлеанская дева» [ЧПСС VIII № 1236: 296]. Сохранилось письмо Бевиньяни от 13/25 февраля 1881-го, адресованное Чайковскому, в котором дирижер благодарил композитора за теплые слова, а также приглашал его в Лондон и выражал надежду на возможную постановку там «Орлеанской девы» [ЧЗМ 1970: 78–79]. После ухода из Большого театра Бевиньяни продолжил деятельность по популяризации русской оперы в должности главного капельмейстера Частной русской оперы С. И. Мамонтова (1885–1888). Под его управлением, в частности, состоялась московская премьера оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (1885). На четвертом ее представлении, 22 октября 1885 года присутствовал Чайковский, оценивший исполнение как «очень порядочное» [ЧПСС XIII № 2800: 181]. Бевиньяни писал Мамонтову: «Не хотите ли Вы объявить конкурс среди молодых русских композиторов? Заказать им оперу? <…> У вас в России много преталантливой молодежи, но ее недостаточно поощряют» [Письма зарубежных музыкантов: 169]. Совместно с французским скрипачом, дирижером и режиссером, а также антрепренером Итальянской оперы в Петербурге А. Вицентини Бевиньяни был инициатором утренних концертов в зале Дворянского собрания с участием солистов и оркестра Итальянской оперы в Москве (1879–1889). В 1893–1895 и 1900 годах он выступал в театре «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). Автор оперы «Катерина Блум» (1863, Неаполь), ряда романсов и фортепианных пьес.


Источники

Литература:ЧПСС II, VIII, IX, XIII; ЧЗМ. С. 77-79; ЧАПСС XVII-А ЧМ 3; Чайковский П. «Дон Жуан» Моцарта на итальянской сцене. – «Фрейшюц» Вебера на сцене Русской оперы // Современная летопись. 1871. № 47. 15 декабря. С. 13–14; Чайковский П. «Дон Жуан» и «Зора» на Итальянской сцене. – Пятый концерт Русского музыкального общества [Музыкальная хроника] // Русские ведомости. 1874. № 13. 16 января. С. 1–2; [К.] Русская опера в Москве // Московские ведомости. 1880. № 290. 19 октября. С. 3; [Б. п.] Музыкальное обозрение // Нувеллист. 1880. Февраль. № 2. С. 11−12; Письма зарубежных музыкантов. Л.: Музыка, 1967. С. 3, 22, 23, 166–170, 322–336; Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. 4-е изд. Л.: Музыка, 1986. С. 42, 147, 169, 176, 237, 241.

Редактор — А. С. Виноградова

Дата обновления: 09.07.2023