Любатович Татьяна Спиридоновна

1/13 января 1859, Пензенская губерния, Саранский уезд — 19 августа 1932 Москва.

Певица (меццо-сопрано/контральто), исполнительница сочинений Чайковского, в том числе, партии Ольги на премьере оперы «Евгений Онегин».

Отец Т. С. Любатович, судя по материалам ее консерваторского дела, был штабскапитаном (РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 3. № 1054. Л. 1); там же он назван инженером-поручиком (Л. 2).

Окончила Московскую консерваторию по классу М. М. Милорадович в 1883 году. Начало вокальной карьеры Татьяны Любатович относится ко времени учебы и связано с первой постановкой «Евгения Онегина» учениками Московской консерватории. Именно она выступала в партии Ольги на премьере оперы 17 марта 1879, подменяя А. Н. Левицкую. Это обстоятельство было забыто на долгое время. Сама певица оставила рукописные воспоминания, датированные 1929 годом (Автобиография артистки русской оперы Татьяны Спиридоновны Любатович. С дополнением Э. К. Розеновой (с прил[оженной] справкой о смерти Т. С. Любатович). Москва, март 1929; РНММ. Ф. 151. № 15), в которых утверждала: «Меня замечают, как способную ученицу и в первый год поступления назначают Ольгой в оп[ере] “Евгений Онегин”» (Там же. Л. 1).

Далее она указала исполнителей на премьерных постановках, очевидно, учитывая генеральную репетицию 16 марта, на которой Ольгу пела А. Н. Левицкая (Там же. Л. 1 об.).

Певица сочла нужным упомянуть и другую свою встречу с музыкой Чайковского в консерватории: «Еще до выпуска я пела в Б[ольшом] театре в концерте [И. И.] Папендик-Эйхенвальд [арфа] под дирижерством [М. фон] Эрмансдерфера монолог Иоанны из оперы “Орлеанская дева” П. И. Чайковского» (Там же. Л. 2).

Эти воспоминания не были опубликованы. Позже об ее участии в премьерной постановке написал А. В. Амфитеатров [см.: Амфитеатров 2004: 399–405], но это свидетельство осталось незамеченным, и утвердилась версия выступления на премьере оперы «Евгений Онегин» в роли Ольги А. Н. Амфитеатровой-Левицкой, зафиксированная в нескольких опубликованных последней мемуарных текстах (см.: Амфитеатрова-Левицкая Александра Николаевна).

После окончания консерватории в 1883 году Любатович исполняла партию Ольги в первой постановке «Евгения Онегина» в Харькове. При общей неблагоприятной оценке местной критикой исполнителей главных партий, «Ольга» удостоилась похвал: «Г-жа Любатович — прелестная Ольга; партия как нельзя больше соответствует средствам молодой артистки» [А. Н. Из провинции. Искусство 1883: 557].

На гастролях харьковской труппы Русской оперы (антрепренер и певец М. Е. Медведев) в Одессе она вошла в состав исполнителей (вместе с Медведевым — Ленским и Махаловым — Греминым), которые впервые представили оперу одесситам (20 сентября / 2 октября 1884). По версии А. В. Амфитеатрова, именно под впечатлением от этого спектакля, она была приглашена в труппу московской частной оперы С. И. Мамонтовым.

Чайковский слышал ее в партии Леля в спектакле 8/20 октября 1885 «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова в Частной опере Мамонтова. «Новое время» оценило ее исполнение с чисто внешней стороны: «Г-жа Любатович очень милый Лель» [Б. п. Театр и музыка 1885: 3]. В первых сезонах деятельности Частной оперы Любатович блеснула еще раз: выступила в партии Кармен из одноименной оперы Бизе, поставленной Мамонтовым впервые в Москве в русском переводе (декабрь 1885).

В воспоминаниях о сезонах в тифлисском театре певица упоминала еще одну партию из оперы Чайковского, как особо удавшуюся: «Сезон 1889 г. пою в Тифлисе в Казенной опере. Между обычным репертуаром выступаю в “Мазепе” (Любовь)» (РНММ. Ф. 151. № 15. Л. 3).

В сезонах наивысшей славы Московской частной оперы (1890–1901, с перерывами) Т. С. Любатович принимала деятельное участие в репертуаре; среди партий в операх Чайковского можно отметить удавшиеся ей Любовь в «Мазепе» и Морозову в «Опричнике» (также она пела няню в «Евгении Онегине» и графиню в «Пиковой даме»). Певица дружески общалась со знаменитыми музыкантами и художниками: А. В. Секар-Рожанским, Ф. И. Шаляпиным, С. В. Рахманиновым, К. А. Коровиным, М. А. Врубелем, В. А. Серовым и др. Ее портретировали К. А. Коровин, М. А. Врубель, М. В. Нестеров.

Солистка Частной оперы С. И. Мамонтова на протяжении практически всех сезонов ее деятельности, близкий ему человек, Т. С. Любатович была хозяйкой имения Путятино (ныне не существует), в котором гостили и работали выдающиеся артисты и художники из окружения Саввы Ивановича. Сестры Татьяны Спиридоновны — Ольга, Вера, Клавдия, Анна и Надежда — также оставили след в русской истории и культуре. Старшие — Ольга и Вера — были революционерками-народницами; младшие в той или иной степени занимались искусством, в том числе музыкой, причем под попечением сестры Татьяны. Клавдия Спиридоновна Любатович (Винтер) была официальным руководителем (антрепренером) Московской Частной оперы, Надежда — актрисой драмы, Анна, занимавшаяся живописью, стала матерью знаменитой героической летчицы Марины Михайловны Расковой.

После революции 1917 года Т. С. Любатович занималась хозяйственной и педагогической деятельностью, в том числе в музыкальной секции Дома В. Д. Поленова (другие названия: Дом театрального просвещения имени В. Д. Поленова, Центральный Дом искусства в деревне имени В. Д. Поленова, ныне — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова»). В справке, приложенной к «Автобиографии» Любатович указано, что она состояла «действительным членом» и «активным работником вокально-методологической секции Р. Т. О. [Российское театральное общество]» (РНММ. Ф. 151. № 15. Л. 7).


Источники

Литература: А. Н. Из провинции // Искусство. 1883. 13 ноября. № 45. С. 557; [Б. п.] Театр и музыка. «Снегурочка» на частной сцене в Москве // Новое время. 1885. 21 октября / 2 ноября. № 3466. С. 3; Винтер-Рожанская Е. Р. Из воспоминаний // Воспоминания о Рахманинове. Т. 2. Сост., редактирование, комментарии и предисловие З. А. Апетян. М.: Музгиз, 1961. С. 21–27; Россихина В. П. Оперный театр С. Мамонтова. М.: Музыка, 1985. С. 36, 43, 65, 70, 71, 75–77, 81, 85, 90, 142, 147; Пружанский 1. С. 294; Амфитеатров А. В. Предтеча демонических женщин (Памяти Т. С. Любатович) // Амфитеатров А. В. Жизнь человека, неудобного для себя и для многих. Т. 1 / Вступ. статья, сост., подгот. текста и коммент. А. И. Рейтблата. М.: НЛО, 2004. С. 399–405.

Архивные материалы: Автобиография артистки русской оперы Татьяны Спиридоновны Любатович. С дополнением Э. К. Розеновой (с прил[оженной] справкой о смерти Т. С. Любатович). Москва, март 1929 (РНММ. Ф. 151. № 15. КП 4320); Автобиография артистки русской оперы Татьяны Спиридоновны Любатович. Копия (РНММ. Ф. 286. № 3810. КП 4228); Любатович Т. С. Сведения о прохождении музыкально-артистической деятельности артистки русской оперы Татьяны Спиридоновны Любатович (РНММ. Ф. 286. № 155. КП 4228); Любатович Т. С. Краткое изложение моего метода преподавания пения (РНММ. Ф. 286. № 75. КП 4228); Любатович Татьяна Спиридовна. Пение. Класс М. М. Милорадович. 27 сентября 1878 г. – 2 июня 1883 г. (РГАЛИ. Ф. 2099 (ИРМО. Московская консерватория). Оп. 3. Ед. хр. 1054).

См. также: Амфитеатров Александр ВалентиновичАмфитеатрова-Левицкая Александра НиколаевнаГилев Сергей Васильевич.

Редактор — О. А. Бобрик

Дата обновления: 21.06.2023