Вальцева Надежда Тимофеевна

? — 1851.


Крестная П. И. Чайковского, член семьи Чайковских.

Вальцева (в девичестве Посохова) была теткой И. П. Чайковского по линии матери. Отец Вальцевой, Тимофей Титович Рапин, учитель Вятского народного училища, друг Петра Федоровича Чайковского — деда будущего композитора. Мать, Наталья Степановна Рапина (Посохова), — сестра жены Петра Федоровича. Муж Надежды Тимофеевны, горный исправник и коллежский секретарь Алексей Сергеевич Вальцев служил с И. П. Чайковским еще до приезда в Воткинск и был приглашен им после его назначения туда в декабре 1837 года. После кончины мужа в 1842 году Надежда Тимофеевна поселилась в доме И. П. Чайковского в Воткинске.

«Кроме коренных членов семейства, к нему в эту эпоху принадлежали еще: старушка, тетушка Ильи Петровича — Надежда Тимофеевна Вальцева, а также племянницы его: Настасья Васильевна Попова, девушка 38-ми лет, и Лидия Владимировна Чайковская, только что перед этим лишившаяся матери, девочка 10-ти лет. <...> Старшейшей из них была дальняя родственница Ильи Петровича, приютившая у него свою старость и жившая на покое, Надежда Тимофеевна Вальцева. Хозяева относились к ней с большим уважением, а остальные домочадцы даже со страхом. Особенно сурово обращалась она с француженкой (гувернанткой Фанни Дюрбах. — Ред.), и, если бы не вмешательство Александры Андреевны [Чайковской], отношения эти сделались бы прямо враждебными. Причиной тому была ревность к двум старшим мальчикам, из которых Петенька был наследником ее единственной ценной вещи — образа Казанской Божьей Матери в серебряной оправе» [ЖЧ I: 19, 22].

В годы учебы в Петербурге подросток Чайковский писал отцу: «Часто вечером вспоминал я об вас, об Алапаихе об Воткинске, я вспоминаю милую Тетеньку Надежду Тимофеевну, которой уже более нет» [20 июля 1851; ЧПCC V № 31: 36]. Это упоминание неслучайно: по свидетельству М. И. Чайковского, «будучи любимцем семьи, Петр Ильич не был отнюдь ее баловнем. Баловали его разве только Надежда Тимофеевна да Настасья Васильевна» [ЖЧ I: 28]. Неясно, была ли икона завещана П. И. Чайковскому Вальцевой, подарена ли ею при крещении или в 1848 году при отъезде из Воткинска семьи Чайковских, за которой по неизвестным причинам Вальцева не последовала [Шаповалова 2003: 261]. Но поскольку в ближайшие после этого годы Вальцевой не стало (точная дата смерти неизвестна), к 1851 году Чайковский уже наверняка был обладателем этого памятного и ценного дара.

По предположению исследователей, икона была написана в Вятке не позже 1806 года, согласно клейму на окладе, и, вероятно, была заказана или родителями Вальцевой, или ее дедушкой и бабушкой [Там же: 260−262]. Образ Казанской Божьей Матери сопровождал композитора в его переездах, найдя место и в его последнем пристанище — клинской усадьбе. «П. И. дорожил им и любил его. Он и поныне существует в Клину» [ЖЧ I: 22]. В настоящее время эта икона является одним из раритетов ГМЗЧ.


Источники

Литература: ЖЧ I; ЧПСС V; Шаповалова Т. М. Иконы братьев Чайковских в клинском доме // Альманах 2 (2003). С. 259−264.

См. также: Воткинск; Рождение и крещение Чайковского.

Редактор — О. А. Бобрик

Дата обновления: 09.07.2023