Воронцов-Дашков Илларион Иванович

27 мая / 8 июня 1837, Санкт-Петербург − 15/28 января 1916, Алупка.

Граф, генерал-адъютант, генерал-лейтенант, министр Императорского двора, с которым Чайковский общался по различным деловым вопросам.

В 1855 году Воронцов-Дашков поступил в Московский университет, но в следующем же году, оставив учебу, перешел на военную службу; в 1858-м был произведен в корнеты. Дальнейшая служба проходила на Кавказе, где он отличился в боевых действиях против горцев.

«В 1862 году Воронцов-Дашков был пожалован во флигель-адъютанты Александра II. <…> В 1866 году Воронцова-Дашкова как флигель-адъютанта по повелению Александра II командируют в только что созданную Туркестанскую область для инспекции войсковых частей» [Исмаил-Заде 2005: 40].

«Тридцати лет отроду граф Воронцов-Дашков благодаря своим боевым отличиям на Кавказе и в Туркестане был назначен командиром лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка» [Там же: 42]. Он также участвовал в турецкой компании 1877−1878 годов, но в результате интриг был отстранен от управления Гвардейским корпусом. Окончание войны Воронцов-Дашков встретил в качестве начальника 2-ой гвардейской пехотной дивизии. Имел правительственные награды.

С восшествием на престол Александра III, в качестве знака особого доверия нового государя, Воронцов-Дашков был назначен на пост начальника охраны Его Императорского Величества. В 1881 году друг за другом он получил следующие два назначения: в июне — главноуправляющего государственным коннозаводством, а в августе — министра Императорского двора и уделов и канцлера Капитула российских императорских и царских орденов с сохранением должности главноуправляющего государственным коннозаводством. В этих должностях он пребывал до 1897 года.

В 1883 году Коронационной комиссией от лица Воронцова-Дашкова Чайковскому была заказана кантата «Москва». (Обстоятельства, связанные с заказом, описаны в статье Т. Фрумкис «Кантата П. И. Чайковского “Москва”: (Не)случайный текст в (не)случайном контексте».). В ЧПСС XII содержится комментарий к письму композитора к Н. Ф. фон Мекк, по содержанию которого можно восстановить реакцию сановника на выполнение этой ответственной просьбы: «В письме председателя комиссии, П. А. Рихтера, от 31 марта 1883 г. было написано, что министр двора граф И. И. Воронцов-Дашков поручил ему выразить благодарность за скорое исполнение Чайковским принятого им на себя тяжелого труда и передать, что он с нетерпением ожидает прибытия партитуры, чтобы насладиться новым произведением композитора» [ЧПСС XII № 2410: 296].

Это письмо Чайковский счел знаком того, что он обрел высокого покровителя. Свидетельство тому — письмо композитора А. И. Чайковскому: «Я почти кончил оперу (“Мазепа”). Благодаря тому что я оказал министру двора [так], от лица коего мне была заказана коронационная кантата, я могу не без основания рассчитывать на его протекцию и что опера моя будет дана в будущем сезоне» [ЧПСС XII № 2271: 133]. Однако когда через год у композитора возникли проблемы в связи с поспектакльной оплатой при постановке «Мазепы», и он обратился с письмом через дирекцию театров к Воронцову-Дашкову, то был разочарован. Он писал: «<...> Вместо ответа я получил лишь уведомление, в коем контора императорских московских театров объявляет мне, что “Его сиятельство, г[осподин] министр двора изволил приказать отклонить мое ходатайство”» [из письма к И. А. Всеволожскому от 14/24 января 1884. Там же. № 2410: 296].

Об этом эпизоде глубоко обиженный композитор написал Н. Ф. фон Мекк: «<...> Мне предложили все это (свои претензии, — Ред.) изложить письменно, уверяя, что несомненно просьба моя будет удовлетворена. Я так и сделал. Теперь я получил официальное уведомление, без всякого разъяснения причин, что г[осподин] Министр двора, его сият[ельство] и т. д. изволил приказать отклонить мое ходатайство, точно будто я выпрашивал какую-нибудь подачку. И самый отказ, и форма, в которой он изложен, глубоко оскорбили и обидели меня. Я вспомнил, как в прошлом году, тот же министр был предупредителен, ласков и любезен ко мне, когда я был нужен для кантаты, и как тогда он не находил слов, чтобы польстить моему самолюбию! Вспомнил, как нищенски они вознаградили меня <...>, вспомнил, как расточителен этот министр в отношении к иностранцам и как сравнительно суров и малопредупредителен к русским композиторам, — и все это уязвило меня очень больно» [ЧПСС XII № 2411: 297].

Чайковский был так уязвлен и обижен, что написал об этом эпизоде нескольким близким людям, в том числе и брату М. И. Чайковскому. Позднее Модест Ильич восстановил дальнейшие события: «Здесь следует сказать, что через несколько дней, по вторичному докладу г. Директора Театров, Министр Двора уважил ходатайство Петра Ильича и утвердил за последним право 10% вознаграждения со сборов “Мазепы”» [ЖЧ II: 615].

В конце декабря 1886 года по просьбе музыкантов оркестра московского Большого театра, первых исполнителей оперы «Черевички», которые избрали ее для своего бенефиса, Чайковский обратился к тем важным персонам, которые могли повлиять на судьбу постановки. Письма были направлены И. А. Всеволожскому, Воронцову-Дашкову и (через К. К. Романова) — Александру III.

О содержании писем можно судить по единственному сохранившемуся, от Чайковского к И. А. Всеволожскому: «Музыканты оркестра Большого театра обратились ко мне с просьбой, чтобы первое исполнение моей оперы [«Черевички»] состоялось в их бенефис. Г-н [А. А.] Майков, с которым я беседовал по этому поводу, категорически отказал дать ход их прошению. Эта очень высокопоставленная персона не удостоила меня объяснением причины отказа. Тогда я решил сделать все, что в моих силах, чтобы заинтересовать этим вопросом наиболее влиятельных лиц императорских театров» [ЧПСС XIII № 3130: 530].

По свидетельству К. К. Романова, Александр III отнесся к просьбе Чайковского благосклонно, И. А. Всеволожский же ответил, что этот проект может вызвать нежелательные последствия [Там же: 531]. Ответа от Воронцова-Дашкова не последовало, о чем свидетельствует письмо Чайковского к К. К. Романову [ЧПСС XIV № 3166: 33].

Два месяца спустя Чайковский вновь писал Воронцову-Дашкову, поскольку Дирекция театров подчинялась непосредственно ему. Речь шла о самодурстве московского театрального управления во главе с А. А. Майковым, увольнявшим нескольких лучших артистов Большого театра. Композитор напоминал сановнику: «Ваше сиятельство! Два месяца тому назад я счел своим долгом обратить Ваше внимание на грустное положение, в котором находится Московская опера, и на будущность, ей угрожающую. Мною руководили с одной с одной стороны, любовь к русскому искусству, а с другой, глубокая вера в просвещенное и патриотическое отношение Ваше к этому предмету, столь знаменательно выразившееся в образцовой переорганизации наших театров в обеих столицах. <...> Питаю надежду, что Вы примете во внимание мою убедительнейшую просьбу и предохраните московскую оперу от неминуемого падения, которое несомненно, если властная рука Ваша не защитит ее» [ЧПСС XIV № 3244: 102]. В тот же день (28 апреля 1887) Чайковский написал тому, по чьей просьбе обращался к Воронцову-Дашкову, певцу Б. Б. Корсову: «Милый друг! Только что отправил письмо министру. К сожалению, я думаю, что преувеличивают то влияние, какое может оказать мое слово на этого властелина. Он был только корректен по отношению ко мне; ни тени симпатии или уважения, хоть слабо выраженных» [Там же. № 3245: 103].

В январе 1888 года, благодаря хлопотам Всеволожского и благосклонности Александра III, Чайковский получил пожизненную пенсию. В ответ на это композитор послал благодарственные письма, в том числе, и Воронцову-Дашкову [Там же. № 3458, 3459: 322-324].

В январе 1889-го, работая над «Спящей красавицей», Чайковский запросил выплаты аванса за работу у Всеволожского, который, в свою очередь, должен был обратиться к Воронцову-Дашкову, министру двора. Министр удовлетворил просьбу композитора, деньги были выданы.

После кончины Чайковского Всеволожский написал Воронцову-Дашкову: «Я знаю, что семейство нуждается в деньгах. Может быть, угодно будет Государю похоронить его за счет Его Величества». На том же листе министр двора записал: «Я об этом уже написал Его Величеству. — Вероятно, устройство похорон будет поручено кому-нибудь из служащих по Театральной дирекции. — Подумайте о том, кому бы поручить и как это сделать. — Похороны должны иметь известный характер, артистический, но не вдаваясь ни в какую роскошь или лишние демонстрации. И. Воронцов» [Соколов 1994: 177−178].

В свою очередь, Воронцов-Дашков доложил о ситуации Александру III: «Ваше Величество, не будет ли повелено похороны Чайковского принять на счет Вашего Величества. Ежели на это последует Ваше приказание, то, мне думается, было бы хорошо и все устройство похорон поручить чиновнику Министерства [подчеркнуто царем]». Не дожидаясь резолюции Александра (которая, кстати, была положительной), Воронцов-Дашков отправил императору следующее письмо: «Ваше Величество, на случай ежели Вам благоугодно будет повелеть: принять похороны Чайковского на личный счет Вашего Величества и ведать устройством и распорядком их чинам Министерства Двора, — я поручил Ивану Александровичу Всеволожскому составить предположение, которое при сем представляю. Отпевание предполагается в Казанском Соборе (ежели получится разрешение Митрополита) ввиду ожидаемого большого скопления народа. Буду ожидать приказания Вашего величества» [Там же: 178−179]. Далее был приложен перечень мероприятий по похоронам Чайковского.

Из вышесказанного видно, что, как ни сетовал Чайковский на Воронцова-Дашкова, на его невнимание и спесь, но последний путь великого композитора господин министр двора распорядился обставить достойно, с должными почестями и вниманием к устройству похорон.


Источники

Литература: ЖЧ II; ЧПСС XII, XIII, XIV; Блинов Н. О. Последняя болезнь и смерть П. И. Чайковского; Соколов В. С. До и после трагедии. М.: Музыка, 1994; Фрумкис Т. Кантата П. И. Чайковского «Москва»: (Не)случайный текст в (не)случайном контексте // Москва и московский текст русской культуры. Сб. статей. М.: Издательский центр «Российский Государственный гуманитарный институт», 1998; Исмаил-Заде Д. И. Граф И. И. Воронцов-Дашков. Кавказский наместник. М.: Центрполиграф, 2005; Исмаил-Заде Д. И. И. И. Воронцов-Дашков — администратор, реформатор. СПб.: Нестор-История, 2008.

Редактор — А. С. Виноградова

Дата обновления: 09.07.2023