Бéргер Фердинанд Георгиевич

? — 8/20 сентября 1875, Харьков.

Антрепренер, режиссер и певец (бас), первый постановщик оперы Чайковского «Опричник» на русской провинциальной сцене; одним из первых стал пропагандировать русскую оперу в провинции.

Пользовался успехом как исполнитель комедийных басовых партий. В 1850-е организовал итальянскую оперную труппу, с которой гастролировал в южных городах (Киев, Одесса, Полтава). Бергер был среди организаторов в 1867 году первого постоянно действующего Русского оперного театра в Киеве. Он набрал труппу, хор, оркестр, был антрепренером этого театра. Одновременно Бергер держал оперную труппу в Одессе. В 1867−1874 поставил в Киеве «Лукрецию Борджиа» и «Фаворитку» Г. Доницетти, «Сомнамбулу» и «Норму» В. Беллини, «Трубадура», «Травиату» и «Риголетто» Дж. Верди, «Роберта-Дьявола» и «Пророка» Дж. Мейербера, «Фауста» Ш. Гуно, а также произведения русских авторов, в том числе: «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (на открытии театра 23 октября 1867), «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Юдифь» и «Рогнеда» А. Н. Серова. Финансовые трудности заставляли Бергера включать в репертуар оперетты и популярные итальянские произведения, что вызывало нарекания в малом внимании к русским операм. В 1874 ему было отказано в киевской антрепризе, и он уехал в Харьков, где организовал новую Русскую оперную труппу и поставил несколько спектаклей, которые шли у него в Киеве. В конце 1874 года Бергер тяжело заболел и умер в Харькове в феврале 1875 года.

С Чайковским Бергер познакомился в Москве в 1870 году, о чем композитор сообщил брату А. И. Чайковскому, который к тому времени был уже с ним знаком. Из письма 2 марта 1870: «Вчера обедал с киевским антрепренером Бергером, он говорил, что знает тебя <…>» [ЧПСС V № 184: 208]. Через три года, 16/28 мая 1873-го, композитор, также в письме к Анатолию Ильичу, передал Бергеру привет, что свидетельствует о продолжении общения [Там же. № 309: 320].

В Одессе в рамках летних гастролей, завершавших сезон 1873−1874 годов, Бергер поставил оперу Чайковского «Опричник», пригласив для сольных партий лучших столичных певцов, участников первой постановки оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге. Узнав от певца Б. Б. Корсова о намерении Бергера и приглашении петербургских певцов, Чайковский писал: «Только из Вашего письма я узнал, что “Опричник” пойдет. Пожалуйста, дорогой друг, пишите мне и дайте кое-какие подробности. <…> Тысячу приветствий m-me Рааб, Орлову, Велинской, Бергеру и всем петербуржцам, которые находятся сейчас в Одессе» [ЧПСС V № 355: 362]. Представление оперы «Опричник» состоялось 26 июля 1874 года, причем это было первое исполнение оперного сочинения композитора в Одессе. В спектакле участвовали Е. А. Лавровская (Морозова), В. И. Рааб (Наталья), Д. С. Орлов (Андрей), Б. Б. Корсов (Вязьминский). Чайковский на спектакле не присутствовал. В газете «Одесский вестник» была помещена большая рецензия с подробным разбором спектакля, в котором отмечалось, что «успех был полный, исключительный и даже триумфальный» [Музыкальные заметки. «Опричник», опера П. И. Чайковского 1874: 1].

В ноябре 1874 года Чайковский получил письмо от Бергера (не сохранилось), содержание которого известно из письма композитора к В. В. Бесселю от 9 ноября: «Я получил письмо от Бергера, который сообщает, что откроет свой новый театр моей оперой [«Опричник»] с Лавровской в роли Морозовой» [ЧПСС V № 365: 376]. Очевидно, речь шла о театре, который Бергер организовал в Харькове в сезон 1874−1875 годов. Вероятно, «Опричник» Чайковского также им планировался. Этот сезон в Харькове стал последним в его жизни.


Источники

Литература: ЧПСС V; Музыкальные заметки. «Опричник», опера П. И. Чайковского // Одесский вестник. 1874. № 173. 4 августа. С. 1−3. Стб.1 (подпись — М.); Чечотт В. А. Двадцатипятилетие киевской русской оперы (1867−1892). Киев, 1893; Николаев Н. И. Драматический театр в г. Киеве. Исторический очерк (1803−1893). Киев, 1898; Кузьмiн М. Забутi сторiнки музичного життя Киïва. Киïв: Музична Україна, 1972. С. 136, 139‒140; Зинькевич Е. Концерт и парк на Крутояре… Киев: Дух i лiтера, 2003. С. 101, 113, 117, 118, 122, 126, 127, 132, 134, 137, 160, 218.


Редактор — А. С. Виноградова

Дата обновления: 29.12.2020