Мопасса́н (Maupassant), Ги (Анри Рене Альбер Ги) де


5 августа 1850, замок Миромениль, близ Трувиля-сюр-Арк, департамент Нижняя Сена — 6 июля 1893, Париж.

Французский писатель. Родился в дворянской семье. После участия во франко-прусской войне стал чиновником в морском министерстве, усиленно занимался литературным творчеством. Знакомство с Гюставом Флобером в ранней юности определило его путь. С его благословения в 1880 Мопассан дебютировал как прозаик, в том же году издал поэтический сборник и пьесу в стихах. Первая же опубликованная им повесть «Пышка» (1880) принесла ему громкую известность. Причисленный уже современниками к последователям «натурализма» и поставленный в один ряд с Эмилем Золя, Мопассан в действительности не разделял многих постулатов этой теории, по-своему трактуя тезис о реалистичности изображения действительности. Свои эстетические воззрения наиболее подробно он изложил в предисловии к роману «Пьер и Жан» (1888). Невзирая на возрастающий успех произведений Мопассана у читателей и безоговорочное признание коллег по писательскому цеху, его душевное здоровье стремительно деградировало под влиянием тяжелой болезни, отягченной плохой наследственностью. В конце 1891 после неудавшегося самоубийства он попал в лечебницу для душевнобольных, в которой и умер. Однако за всего десяток лет, отведенных ему на творчество, он стал одним из самых плодовитых писателей своего времени.

Известность в Европе Мопассан завоевал сразу же после творческого дебюта. В России оперативно переводились все его новые произведения, заслужившие высокую оценку И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. В свою очередь Тургенева Мопассан называл в числе своих учителей. Первое собрание сочинений на русском языке было издано в год смерти писателя (1893).

Романы и рассказы Мопассана хорошо знал Чайковский, что нашло отражение в его дневниках [Дневники: 131, 132, 161, 190] и письмах. М. И. Чайковскому 16/28 апреля 1883 года он писал о «величайшем удовольствии», с которым прочел «Мадемуазель Фифи» [ЧПСС XII № 2266: 125], а через несколько дней, прочитав «еще два рассказика», признавался, что «совершенно очарован этим писателем» [письмо М. И. Чайковскому от 18/30 апреля 1883; ЧПСС XII № 2268: 129]. Рассказы Мопассана читали вслух во время пребывания Чайковского в Скабеево, где компанию ему составляли родные и Г. А. Ларош [письмо М. И. Чайковскому от 1/13 августа 1884; ЧПСС XII № 2526: 415]. Особое впечатление произвел на Чайковского роман «Пьер и Жан»: «В первый раз от мопассановского романа плакал», — писал он М. И. Чайковскому 4/16 января 1888 года [ЧПСС XIV № 3453: 316]. Сочинения Мопассана композитор читал в оригинале. В его библиотеке находятся роман Мопассана «Сильна как смерть», книга очерков «На воде» и сборник рассказов «Туан» на французском языке.

Литература: ЧПСС XII, XIV; Айнбиндер (2010); Франс А. Ги де Мопассан и французские рассказчики // Мопассан Ги де. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 8. М.: ГИХЛ, 1960. С. 13–20; Авессаломова Г. С., Пульхритудова Е. М. Натурализм // Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. Т. 5 / Гл. ред. А. А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1968. Стб. 129–135.

Архивные материалы: Maupassant G. de. Toine. Paris: C. Marpon et E. Flammarion, s. a. [1885] (ГМЗЧ. д2. № 134. КП 27988/738); Maupassant G. de. Sur l’eau. Paris: C. Marpon et E. Flammarion, s. a. [1888?] (ГМЗЧ. д2. № 133. КП 27988/737); Maupassant G. de. Fort comme la Mort. Paris: Paul Ollendorff, 1889 (ГМЗЧ. д2. № 132. КП 27988/736).

Редактор — М. Г. Раку

Дата обновления: 10.01.2023