История проекта

«Есть глубокое соответствие между универсальностью
гения Чайковского и жанром энциклопедии:
всеобщность, универсализм»


Замысел энциклопедии о Петре Ильиче Чайковском возник в середине 1940-х годов у Б. В. Асафьева. Подробный план этой энциклопедии в двух томах сохранился в Государственном музее-заповеднике П. И. Чайковского. Первый из томов должен был быть посвящен музыкальному и литературному творчеству композитора, второй — персоналиям, организациям, местам его пребывания, а также характеристике архива. Составителем энциклопедии стала Е. М. Орлова, старший научный сотрудник Государственного дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Работа над книгой велась с 1946 по 1949 год. К концу 1949 года рукопись части энциклопедии, посвященной музыкальным сочинениям Чайковского, была вчерне завершена. Об этом свидетельствует отзыв В. В. Яковлева, написанный в декабре 1949 года. Судя по этому отзыву, машинописный текст о музыкальных произведениях и замыслах Чайковского состоял не менее чем из 639 страниц. По неизвестным нам причинам работа над энциклопедией о Чайковском прервалась. Местонахождение рукописи, отрецензированной Яковлевым, нам не известно.

В начале 1990 года новый план создания энциклопедии, посвященной Петру Ильичу Чайковскому, был предложен Людмилой Зиновьевной Корабельниковой. Поводом, очевидно, послужило празднование 150-летия со дня рождения композитора. Вспоминая об этом времени два десятилетия спустя, Людмила Зиновьевна говорила о внутренней потребности, побудившей ее к началу этого труда: «Замысел энциклопедии, посвященной Петру Ильичу Чайковскому, возник у автора этих строк не случайно. В основе лежало осознание двух важных позиций: прежде всего, грандиозности наследия художника, несопоставимого с наследием какого-либо иного деятеля русской музыкальной культуры, и, далее, наступления нового этапа, нового характера его осмысления, восприятия, востребованности». Похоже понимала ситуацию начала 1990-х годов и П. Е. Вайдман. По ее словам, в то время «явственно ощутилась необходимость в новейших базовых исследованиях, которые должны были стать основой и катализатором для переосмысления всего наследия Чайковского, истории его жизни. Фактически, именно тогда стало ясно о существовании неизвестного Чайковского как в сфере биографии композитора, так и в сфере его творческого наследия».

Идея создания персональной энциклопедии, посвященной Чайковскому, возникла на этот раз под впечатлением от нескольких аналогичных трудов литературоведов, прежде всего, «Лермонтовской энциклопедии» (1981). Появлению замысла энциклопедии о Петре Ильиче Чайковском способствовало среди прочего и личное общение Людмилы Зиновьевны с авторами «Лермонтовской энциклопедии» — писателем и литературоведом Ираклием Луарсабовичем Андрониковым и другими.

Первое обсуждение проекта энциклопедии Л. З. Корабельниковой состоялось 14 марта 1990 года на заседании сектора Истории музыки народов СССР Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (ныне — Государственный институт искусствознания). Называя в своем выступлении в качестве прецедентов энциклопедии, посвященные Лермонтову и Шевченко, Людмила Зиновьевна в общих чертах описала «стратегию» будущей работы. В ее организации предполагалось исходить из принципа от общего к частному: обобщающая («обзорная») статья должна была сопровождаться рядом других, детализирующих изложение. Впоследствии такая группировка статей определялась Л. З. Корабельниковой как «Тема с вариациями». Предполагался заказ авторам серий статей. В качестве издательства, в котором планировалась публикация книги, Людмила Зиновьевна называла «Советскую энциклопедию».

Важное положение было высказано в начале выступления Л. З. Корабельниковой 14 марта 1990 года. Здесь назывались два разных жанра трудов энциклопедического типа: тематико-библиографический указатель и собственно энциклопедия. Работа над наследием Чайковского впоследствии получила воплощение в обоих этих жанрах. Но первому из них — Тематико-библиографическому указателю сочинений П. И. Чайковского — было суждено увидеть свет значительно раньше энциклопедии.

Приветствуя замысел энциклопедии, коллеги по сектору говорили об ограничениях, необходимых в будущей работе над ней: необходимости определения хронологических границ, ухода от «излишней детализации», но одновременно и «важности музыкальной среды, контекста». Изложенные Л. З. Корабельниковой принципы строения энциклопедии и идеи, возникшие при ее обсуждении — в выступлениях членов сектора И. В. Нестьева, Ю. В. Келдыша, Г. Л. Головинского, М. Г. Арановского, О. Е. Левашевой и других — стали базовыми для будущей многолетней работы над ней.

Свидетельством следующего этапа работы, осуществлявшегося при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, явилась статья Л. З. Корабельниковой «Энциклопедия Чайковского», опубликованная в конце 1993 года. В 1993-м, также юбилейном для Чайковского году, задуманный несколько лет назад проект уже получил масштабное развитие, которое шло в трех направлениях: Новое полное собрание сочинений Чайковского (1), Тематико-библиографический указатель его музыкальных и литературных сочинений (2) и собственно Энциклопедия, посвященная ему (3). По словам Людмилы Зиновьевны, в 1993 году «подошло время осуществить некий прорыв в наших знаниях и представлениях о великом русском композиторе, судьба наследия которого, бесспорно, счастливая — если говорить о мире слушателей, полна вместе с тем парадоксов. <…> Для создания персональной энциклопедии, посвященной именно этому художнику, сложились наиболее благоприятные условия: изданы все его сочинения и почти все письма <…>, разработан проспект и выходит в этом году первый том Нового полного собрания сочинений („Музыка“ совместно с всемирно известным издательством „B. Schott’s Söhne“), подготовлен и ждет издания двухтомный „Тематико-библиографический указатель всех музыкальных и литературных сочинений Чайковского“ — первый „русский Кёхель“».

При сопоставлении этой статьи с первоначальным сообщением о проекте энциклопедии становится ясно, что замысел этот теперь оформлен по-новому, — очевидно его развитие, во многом диктуемое естественным приростом материала, а может быть, и сменой эпох, на переломе которых родился проект. Теперь энциклопедия мыслилась более глобально — как «полный свод сведений о жизни и творчестве композитора: его музыкальном и бытовом окружении, местах пребывания; о его предшественниках, современниках и последователях в русской музыке; его связях с музыкальными культурами и деятелями западноевропейских стран и Америки; о контексте русской художественной культуры второй половины XIX века (литература, драматический театр, изобразительное искусство); об интерпретаторах произведений (театры, оркестры, дирижеры, инструменталисты, певцы); об оценке его творчества современной ему критикой и о критиках; о жизни и судьбе наследия Чайковского в XX веке — о художественной и научной интерпретации этого наследия. И, разумеется, важнейшее — о стиле и музыкальном языке этого мастера».

Хронологическое пространство энциклопедии на этом этапе было максимально расширено: «Учитывая объем творчества Чайковского, обилие историко-теоретических проблем, множественность связей — профессиональных, дружественных, родственных, в России и во многих других странах, <…> мы убедились, что она будет посвящена Чайковскому „в его времени“. А как же XX век? Судьбы наследия композитора, повторение его влияний, и интерпретации — театральные и концертные, и выдающиеся интерпретаторы, и современная мысль о Чайковском? Стравинский и Александр Бенуа (вообще, „серебряный век“!), Дягилев и Мейерхольд, Мясковский и Шостакович, Игумнов и Плетнев?.. Разумеется, и без сомнения, все это найдет место, но, по-видимому, в статьях общих, объединяющих ряд имен или проблем». Такой взгляд на Чайковского и его творчество, захватывающий мельчайшие подробности и, вместе с тем, в каком-то смысле устремленный в бесконечность, нашел отражение в новом подзаголовке энциклопедии: «Всё о Чайковском». Показательно, что уже в 1993 году была создана компьютерная база данных по Чайковскому, сведения из которой предоставлялись авторам статей энциклопедии. В цитированном тексте названо несколько имен будущих авторов статей энциклопедии — Е. А. Ручьевская, А. И. Климовицкий, Е. М. Царева, И. А. Барсова.

В качестве опорной институции проекта наряду с Российским институтом искусствознания в 1993 году значится и Дом-музей Чайковского в Клину. В это время вместе с Л. З. Корабельниковой над созданием энциклопедии уже работала хранитель и непревзойденный знаток творчества Чайковского и архива композитора в Доме-музее Чайковского Полина Ефимовна Вайдман. Известные нам документы свидетельствуют о том, что их сотрудничество в работе над энциклопедией и над Новым полным собранием сочинений Чайковского началось не позднее 1993 года. Уже в 1993 году в совместном издании издательств «Музыка» и «Шотт» вышел подготовленный при участии обеих т. 39 б Нового полного собрания сочинений Чайковского — партитура Шестой симфонии.

Судя по отчету П. Е. Вайдман о ее работе за 1995 год, в это время ею совместно с Л. З. Корабельниковой и Ю. И. Неклюдовым была составлена картотека словника будущей энциклопедии, включавшая порядка 8000 слов (sic!). В том же 1995 году к названным выше авторам энциклопедии добавились В. Ю. Григорьев, Г. М. Цыпин, Т. А. Гайдамович, Г. В. Крауклис, М. Куна, А. Лишке и другие, им были заказаны серии статей, впоследствии составившие основной корпус текстов энциклопедии. Работой над статьями была занята и сама П. Е. Вайдман, одновременно составлявшая справочную базу по Чайковскому («Краткая летопись жизни и творчества», «Иконография»), которая мыслилась ею и как приложение к энциклопедии, и шире — как часть будущей информационной системы и банка данных «Всё о Чайковском» Дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Основой справочной базы по иконографии явился указатель, составленный директором Дома-музея П. И. Чайковского в Клину Г. И. Белонович. Во второй половине 1990-х годов к работе над энциклопедией были привлечены также молодые исследователи Д. Р. Петров, Г. А. Моисеев и А. В. Комаров.

Следующие полтора десятилетия работы над энциклопедией о Чайковском -время, когда создавался основной корпус статей, — лишь «пунктирно» запечатлены в опубликованных и архивных материалах. В интервью 2003 года Л. З. Корабельникова говорила о том, что энциклопедия, которую писали «несколько десятков авторов из разных стран», «почти закончена». Однако складывавшийся долгие годы корпус ее статей по-прежнему оставался неопубликованным. Возможно, довести работу над энциклопедией до конца мешала сама грандиозность первоначального замысла — «Всё о Чайковском», — и (в какой-то мере) спонтанность его воплощения. По словам дочери и коллеги П. В. Вайдман А. Г. Айнбиндер, «момент заказа статей мог быть спонтанным. Авторы часто были специалистами в своих областях, но о том, как связать предмет их исследования с Чайковским знали меньше. Кроме того, перед ними не всегда ставилась конкретная задача. Поэтому каждый из них справлялся с задачей в меру своего её понимания. В итоге собрать энциклопедию как единое целое оказалось сложно».

С 2007 года научное редактирование энциклопедии, а с 2008 года также работа над новыми статьями для нее были включены в план работы сотрудников Сектора истории музыки Государственного института искусствознания. Помимо П. Е. Вайдман и Л. З. Корабельниковой над редактурой работали Е. М. Двоскина, Н. И. Енукидзе, М. В. Есипова, А. С. Виноградова, над новыми статьями — Р. Э. Берченко, А. В. Булычева, А. В. Комаров, И. А. Немировская, С. А. Петухова, М. Г. Раку, М. П. Рахманова, Н. И. Тетерина, Н. Г. Шахназарова. До последних дней своей жизни над приведением корпуса статей в порядок трудилась П. Е. Вайдман.

Представление о тех, кто участвовал в создании энциклопедии, дают слова, сказанные Полиной Ефимовной Вайдман в неопубликованном предисловии к ней (декабрь 2012): «Энциклопедия Чайковского — результат работы большого коллектива авторов, принадлежащих к разным поколениям, к разным школам. Проект, фактически, предлагает читателям и пользователям не только новые факты, новые документы, но и их обстоятельные интерпретации. Непременным условием Энциклопедии Чайковского в ее окончательном виде стали документально подтвержденная достоверность, свобода от оков субъективизма, конъюнктуры и многих других привходящих обстоятельств. Как показывает жизнь — желания исполнять, слушать музыку Чайковского, больше и точнее знать о жизни и творчестве ее автора, не только не угасают, но и постоянно возрастают. Причина этого обусловлена местом, которое творческое наследие Чайковского занимает в современном мировом культурном пространстве.

Энциклопедия Чайковского — попытка удовлетворить современные потребности в знаниях о Чайковском и его наследии, исчерпывающий на сегодняшний день свод сведений и размышлений о жизни и творчестве композитора. По мысли Л. З. Корабельниковой, высказанной ею при начале работы над проектом, Энциклопедия Чайковского в настоящем виде обладает чертами коллективной научной монографии, которая преодолевает многие сложившиеся догмы и умолчания, выводит к новым, современным рубежам знаний.

<…>

Помощь в работе на протяжении всего проекта оказывали ВМОМК имени М. И. Глинки [ныне — РНММ], Научно-музыкальная библиотека имени С. И. Танеева Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского; Научно-музыкальная библиотека С.-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова; Кабинет рукописей Российского института истории искусств (СПб); Российская государственная библиотека и ее Музыкальный отдел и Отдел рукописей; Российская национальная библиотека и ее Рукописный отдел [Отдел нотных изданий и музыкальных звукозаписей Российской национальной библиотеки]; Центральная музыкальная библиотека Мариинского театра [ныне — Отдел нотных фондов Государственного академического Мариинского театра], Российская государственная библиотека искусств (Москва), Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей РФ, Российский государственный архив литературы и искусства, Отдел редких изданий Научной библиотеки Московского государственного университета имени М. В Ломоносова, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом, СПб.), Институт мировой литературы РАН (Москва), Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, С.-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный мемориальный и природный заповедник „Музей-усадьба Л. Н. Толстого „Ясная Поляна““, Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва), Государственный музей А. С. Пушкина (Москва), Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Архив М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневской (СПб.), Национальная библиотека Франции, Библиотека Конгресса США, Британский музей, Государственная библиотека Германии (Берлин), Пражский национальный музей, Славянский институт (Прага), Государственная библиотека Швеции, сайт http://www.tchaikovsky-research.org/.

Неоценимую помощь в работе над Э[нциклопедией] Ч[айковского] оказали профессор Т. Кольхазе и доктор Люцинда Браун (Германия), члены Научного совета Международного общества П. И. Чайковского в Германии; С. Кэмпбелл (Великобритания), Е. С. Зинькевич (Украина), Л. Сундквист (Великобритания). Р. де Вет (Нидерланды), потомки семей Чайковских, Давыдовых, фон Мекк, Танеевых, Юргенсонов.

На ранних этапах работы над Э[нциклопедией] Ч[айковского] большой вклад внес Ю. И. Неклюдов, составивший методическую записку для авторов по подготовке различных типов статей, работавший также как редактор поступавших в то время авторских текстов. М. В. Коган были созданы по основным тематическим направлениям Энциклопедии Чайковского вспомогательные электронные базы упоминаний имен собственных, названий учреждений, мест пребывания по изданиям писем Чайковского, дневников, воспоминаний, сведениям по путеводителям и справочникам клинского музея.

Первоначально статьи теоретического цикла редактировала И. Ф. Прудникова. В. С. Ценова и Т. С. Кюрегян помогли собрать в архиве Ю. Н. Холопова весь комплект статей, написанных им для Энциклопедии Чайковского. В 2008−2009 годах Е. М. Двоскина ввела в них недостающие схемы, нотные примеры и ссылки на источники цитирования.

Энциклопедическое редактирование и перекрестные отсылки в значительной части алфавитного корпуса статей Энциклопедии Чайковского делались в 2004−2008 годах М. В. Есиповой при участии Ю. В. Пушкиной.

С 2011 года в работе по редактированию и систематизации, структурированию собранного с 1994 года авторского материала участвовали М. П. Рахманова и С. К. Лащенко». С 2017 года над подготовкой энциклопедии к электронной публикации работают редакторы О. А. Бобрик, А. С. Виноградова, А. В. Комаров, Д. Р. Петров и М. Г. Раку.

Работа над энциклопедией о Петре Ильиче Чайковском продолжалась более четверти века. Вместе с тем (и мы надеемся, будущие читатели согласятся с нами) большинство ее статей отнюдь не устарело. Залогом этому явился выбор авторов, среди которых выдающиеся ученые второй половины XX — начала XXI века: П. Е. Вайдман, Л. З. Корабельникова, И. А. Барсова, Г. Л. Головинский, В. Ю. Григорьев, А. И. Кандинский, А. И. Климовицкий, О. Е. Левашева, Е. А. Ручьевская, В. С. Соколов, Е. Я. Суриц, Ю. Н. Холопов, Е. М. Царева и другие (см. список авторов и редакторов энциклопедии). В этом смысле первая русская персональная энциклопедия о Чайковском станет коллективным портретом эпохи.



Олеся Бобрик