Балтимор (Baltimore)


Один из главных городов Восточного побережья Соединенных Штатов Америки, крупнейший населенный пункт штата Мэриленд.

Балтимор был основан в 1729 году и назван в честь ирландского землевладельца лорда Балтимора — первого правителя штата Мэриленд (в то время — колонии Мэриленд). Город расположен на берегу реки Патапско неподалеку от ее устья — места впадения в Чесапикский залив.

Чайковский посетил Балтимор в 1891 году, находясь в гастрольном турне. В то время город был одним из самых развитых и густонаселенных пунктов США. Будучи крупным миграционным портом, с 1861 года Балтимор объединял людей разных национальностей. В частности, по этой причине в городе находились церкви различных конфессий: унитарианской, пресвитерианской, лютеранской; ряд епископальных церквей, римско-католический собор и синагога. Большинство зданий было построено в XIX веке.

Культурная жизнь Балтимора XIX века активно развивалась в русле архитектуры и скульптуры. Одна из главных достопримечательностей города — старинный монумент Джорджу Вашингтону — изготавливалась в период с 1815 года по 1829 год. Высокая стела из белоснежного мрамора с фигурой президента на вершине стала первым сохранившимся до наших дней памятником Вашингтону.

В 1876 году в Балтиморе был основан Университет Джонса Хопкинса, ставший впоследствии одним из авторитетных высших учебных заведений для всего мира. В центре города находится консерватория Пибоди — структурное подразделение университета. В период с 1868 года по 1871 год ее руководителем был Люсьен Сатуард — американский композитор, дирижер, органист и музыкальный педагог. В последующие 27 лет должность заведующего консерватории занял датский композитор Асгер Хамерик. Благодаря его педагогической и управленческой деятельности, выступления консерваторского оркестра стали заметным явлением в музыкальной жизни Балтимора.

Чайковский прибыл в Балтимор на поезде, следовавшем из Нью-Йорка. Его концерт состоялся 3/15 мая 1891 года. Программу составили Серенада для струнного оркестра C-dur ор. 48 и Первый концерт для фортепиано с оркестром b-moll ор. 23. После концерта композитор остался в Балтиморе еще на один день.

Репетиция и концерт проходили в городском театре: «Едва я уселся, как пришел толстяк Кнабе, а вскоре я увидел Adele aus der Ohe с сестрой и ужасно им обрадовался; всё-таки хоть по музыке мы свои люди. Вместе с ними отправился в карете на репетицию. Сия последняя происходила на сцене театра Lyceum. Оркестр оказался маленьким (всего играло 4 первых скрипки!!!) но недурным. Об 3-ей сюите нечего было и думать. Решились вместо нее играть струнную Серенаду, которую музыканты не знали вовсе, а г. Резберг (капельмейстер) и не думал предварительно проигрывать <…>. Концерт с Aus der Ohe сошел сразу хорошо, но с серенадой пришлось возиться порядком. Музыканты были нетерпеливы, а молодой концертмейстер даже не особенно учтив, ибо слишком усердно давал чувствовать, что пора кончить» [запись от 3/15 мая 1891; Дневники: 285].

Впечатления о концерте Чайковский высказал кратко: «Как водится в дневных концертах, я дирижировал в сюртуке. Все сошло вполне благополучно, но особенного восторга в публике я не заметил, по крайней мере сравнительно с Нью-Йорком» [Там же]. Зато о послеконцертном празднестве композитор рассказал подробно: «После концерта поехали переодеваться домой, а не прошло и получаса как приехал за нами колоссальный по фигуре и колоссально гостеприимный Кнабе. Этот безбородый великан устроил в мою честь у себя пиршество. Я застал там большое общество. M-lle von Fernow, бывший друг Котека, очутившаяся в Балтиморе в качестве музыкальной учительницы, композитор и директор Консерватории Гамерик, глубокий старец Курляндер-пианист, Бурмейстер композитор, Финк профессор пения, очень остроумный и красноречивый застольный оратор, 2 сына Кнабе, 2 его племянника, музыкальный критик Sun’a (здешней газеты) и еще несколько господ, коих фамилии не помню и один из которых бывал в Петербурге. <…> В 11½ Кнабе отвез меня и сестер Aus der Ohe домой. Я повалился в постель как сноп и заснул сейчас же как убитый» [запись от 3/15 мая 1891; Дневники: 285–286].

На следующий день после концерта Чайковский отправился на прогулку по Балтимору, после чего записал в дневнике: «Проснувшись рано и позавтракав внизу, писал дневник и ожидал не без ужаса Кнабе с коим предстояло осматривать город и достопримечательности. <…>. Прежде всего поехали на фабрику Кнабе и осмотрели его огромное фортепьянное производство во всех подробностях. <…> Оттуда отправились в центральный сквер, с чудесным видом на гавань и город. Оттуда в Peabody Institut. Это огромный дом-красавец, построенный на деньги богача Peabody. В нем заключаются: огромная библиотека открытая для всех; галерея живописи и скульптуры (необычайно бедная и жалкая, что не мешает Балтиморцам гордиться ею) и Консерватория. Последняя с внешней стороны превосходна. Кроме чудно устроенных классов, она имеет 2 концертных залы, свою музыкальную библиотеку, массу инструментов и т. д. Директор ее — Гамерик, очень любезно встретивший и сопровождавший меня. Профессора — все мои вчерашние собутыльники. Молодой Бурмейстер сгорал желанием сыграть мне свою симфоническую поэму и пришлось согласиться сесть и прослушать её не смотря на предстоявший в 3 часа выезд. Сочинение это свидетельствует о принадлежности автора к Листиянской группе молодых музыкантов, но не скажу чтобы оно восхитило меня. <...>. Тотчас после того мы уехали домой укладываться и готовиться к отъезду <…>» [запись от 4/16 мая 1891; Дневники: 286–287].

В музыкальной рубрике нью-йоркской газеты «New-York Tribune», посвященной «культу» Чайковского в Америке, от 12/24 мая 1891 года осталась характерная заметка о балтиморском концерте: «Эта доля неуважения и тот факт, что на оркестровом концерте, на котором он [Чайковский] дирижировал своей музыкой в Балтиморе, присутствовало едва ли больше сотни человек, вероятно, будут худшим, что ему придется рассказать дома об американцах» (перевод с английского Е. И. Пшеницыной) [New-York Tribune. 1891. May 24].

Сами балтиморцы высказались о концерте нейтрально и кратко: «Чайковский, великий русский композитор, дирижировал своей музыкой на вчерашнем концерте в Балтиморе» (перевод с английского Е. И. Пшеницыной) [The Baltimore Sun. 1891. May 16].

Большее впечатление на них произвело фортепиано компании Steinway & Sons, на котором Адель Аус дер Оэ исполнила Первый концерт Чайковского: «Марка инструмента, на котором несравненная артистка Адель Аус дер Оэ добилась ошеломляющего триумфа на вчерашнем дневном концерте, несомненно, была исключена из программы по недосмотру. Безусловно, все, кто был там и воспринимал прекрасное качество его звука, его удивительную стабильность, его всеохватную динамику, интуитивно понимали, что это был за инструмент. В мире есть только одно фортепиано, которое так великолепно сочетается с оркестром, выделяется на его фоне так отчетливо, радует “бархатным” звуком слух, и это фортепиано, разумеется, Steinway. АДЕЛЬ АУС ДЕР ОЭ — великая артистка, ее исполнение Концерта Чайковского под управлением композитора было великолепным. Успех пианистки был просто огромным, но немалой долей она обязана прекрасному инструменту, на котором играла» (перевод с английского Е. И. Пшеницыной) [The Baltimore Sun. 1891. May 16].

Литература: Дневники; Telegraphic Summary // The Baltimore Sun (Baltimore, Maryland). 1891. Saturday, May 16. Page 1; The Tschaikowsky cult in New-York. Russian music - Notes // New-York Tribune (New York, New York). 1891. Sunday, May 24. Page 14.

См. также: Аус дер Оэ Адель.

Редактор — Е. И. Пшеницына

Дата обновления: 30.01.2024