Хор к юбилею О. А. Петрова

Для солиста, смешанного хора и оркестра. Слова Н. А. Некрасова. A-dur. Б/о. ЧС 67. Allegro non troppo e maestoso, C [75 т.].
Состав: Солист (тенор или сопрано). Хор смешанный. Оркестр: Picc., 2 Fl., 2 Oboi, 2 Cl. (A), 2 Fg., 4 Cor., 2 Trb. (D), 3 Trbn., Timp. (A, E), Archi.
Время и место создания: декабрь 1875, Москва; датируется на основании пометы в автографе партитуры.
Первое исполнение: 24 апреля / 6 мая 1876, Санкт-Петербург, зал Санкт-Петербургской консерватории, торжественное собрание Санкт-Петербургского отделения ИРМО в честь 50-летия артистической деятельности О. А. Петрова. Исполнители: хор и оркестр учащихся Санкт-Петербургской консерватории под управлением К. Ю. Давыдова.
Первое издание: ЧПСС 27 (1960), ЧПСС 33 (1965).



1. История создания

2. Характеристика сочинения

3. Прижизненное исполнение и отзывы рецензентов

Источники


1. История создания

Время и конкретные обстоятельства создания Хора к юбилею О. А. Петрова достоверно не известны. Наиболее вероятно, что поводом к написанию сочинения стало предложение Санкт-Петербургского отделения ИРМО, выступившего инициатором проведения торжественного собрания Общества в честь 50-летия артистической деятельности певца, однако в архивном деле «Об устройстве праздника по случаю 50-летнего юбилея О. А. Петрова» какие-либо сведения на этот счет отсутствуют (ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 195).

Хор мог быть заказан Чайковскому в первых числах ноября 1875 года, которые композитор провел в Санкт-Петербурге [Моисеев 2013: 156–157]. В дальнейшей переписке Санкт-Петербургского и Московского отделений ИРМО по организации юбилейного акта тема создания хора не обсуждалась. Само же произведение было упомянуто в «Программе чрезвычайного собрания С.-Петербургского Отделения ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Музыкального Общества в честь заслуженного оперного артиста Императорских Театров и Почетного члена ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Музыкального Общества О. А. Петрова, по случаю празднования 50и летнего юбилея его артистической деятельности», прилагавшейся к письму от 10/22 ноября 1875 года, которым Санкт-Петербургское отделение приглашало Московское к участию в торжествах. Под № 8 в программе перечислено:

«Поднесение подарка, объявление об учреждении С.-Петербургской Дирекциею при консерватории стипендии имени О .А. Петрова с представлением ему права определения ученика или ученицы на эту стипендию. Оркестр играет туш, — пение торжественного хора» (РГАЛИ. Ф. 661. Оп. 1. Ед. хр. 27. Л. 4 об.).

Автор «торжественного хора» в программе не упомянут.

Первоначально собрание в честь юбилея О. А. Петрова было назначено на 27 декабря 1875 / 8 января 1876 (Там же. Л. 2 об.). В начале декабря было принято решение о переносе этого собрания на январь 1876 (без указания числа) (Там же. Л. 7), окончательная дата 24 апреля / 6 мая определилась лишь в апреле. Дирекция Санкт-Петербургского отделения ИРМО уведомила об этом дирекцию Московского отделения письмом 12/24 апреля:

«Особенное собрание членов Императорского Русского Музыкального Общества <…> назначено в субботу, 24го Апреля сего года.
Дирекция С.-Петербургского отделения долгом считает уведомить об этом Дирекцию Московского отделения в виду заявленного ею, в отношении от 14 Ноября 1875 г. за № 94, согласия прислать депутацию от Московского отделения и Консерватории для личного приветствия юбиляра и покорнейше просит о распоряжении[,] какое по сему предмету будет сделано[,] почтить сообщением.
Председатель Дирекции М. Азанчевский
Секретарь А. М. Климченко» (Там же. Л. 10).

Окончание партитуры хора в автографе датировано 17/29 декабря 1875 года (ОР НМБ СПбГК. № 1857. Л. 5). Произведение написано на стихотворный текст Н. А. Некрасова, специально сочиненный по тому же торжественному поводу в ноябре-декабре 1875 года [Некрасов 1982: 471].

С именем О. А. Петрова связано одно из самых сильных детских музыкальных впечатлений Чайковского, сохранившихся в его памяти на всю жизнь. 22 августа / 3 сентября 1850 года будущий композитор присутствовал на спектакле «Жизнь за царя» на сцене Александринского театра, в котором главную партию исполнил О. А. Петров [ЧПСС V: 14]. Впоследствии Чайковский неоднократно слышал выступления певца. В музыкально-критической статье «Возобновление “Руслана и Людмилы”» (1872) композитор назвал О. А. Петрова «великолепным петербургским исполнителем» роли Фарлафа [ЧПСС II: 57]. 24 ноября / 6 декабря 1876 певец участвовал в первом представлении оперы Чайковского «Кузнец Вакула», исполнив партию Головы.

При жизни Чайковского Хор к юбилею О. А. Петрова издан не был. Партитура сочинения увидела свет в т. 27 Полного собрания сочинений в 1960 году. В 1965 году в т. 33 того же издания было опубликовано переложение сочинения для пения с фортепиано, которое сделал Г. В. Киркор.

2. Характеристика сочинения

Чайковский создал торжественный развернутый хор-дифирамб. В сообщениях о собрании в честь юбилея О. А. Петрова в апреле 1876, а также в исследовательской литературе сочинение иногда именуется «кантатой» ([Кюи 1876]; [Музыкальный свет 1876]; [Крылов 1977: 116]). Музыку хора характеризует приподнятый, величально-гимнический характер, мелодия широкого дыхания, интонационно родственная русским народным песням (в связи с этим, другие авторы в своих обзорах назвали сочинение «гимном» [Санкт-Петербургские ведомости 1876: 3]; [Музыкальный листок 1876: 362]). Н. В. Туманина писала о хоре:

«Это одночастное произведение на единственную тему, красивую кантиленную мелодию, выразительно передающую общее настроение музыки — светлое, полное сердечного тепла, оно очень хорошо соответствует чувствам любви и уважения к ветерану русской сцены, которыми проникнуты стихи Некрасова» [Туманина 1962: 378].

Хор написан в трехчастной песенной форме со вступлением и кодой-апофеозом (т. 1–14 — вступление, т. 14–33 — начальный период, т. 33–41 — краткая середина, т. 41–60 — реприза, т. 60–75 (с повторением т. 61–69) — кода). Вступление построено на мотивах основной части хора. Начальный период состоит из двух предложений, в первом из которых тему исполняет солист, а во втором — хор (ведущая партия — сопрано, остальные голоса аккомпанируют). Та же структура выдержана в репризе сочинения. В краткой середине композитор использует традиционный принцип «соревнования» солиста и хора: мелодия звучит у солиста, хор исполняет краткие реплики. В коде устанавливается монолитная аккордовая фактура. Оркестру в сочинении отведена, главным образом, роль аккомпанемента, создающего динамическое движение от первых строф хора к его кульминации в фактурно усиленной репризе и коде.

Особенностью гармонии является акцентирование доминанты в первых тактах начального периода и репризы (т. 14–18, 41–45), придающее звучанию энергичность и целенаправленность. В коде сопоставляется тоническое трезвучие A-dur и квартсекстаккорд C-dur с последующим кратким закреплением этой тональности и столь же быстрым возвращением в тонику (т. 62–65). В этой детали наблюдается сходство с кодой финального хора «Славься» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», которая также отмечена красочными сопоставлениями аккордов.

3. Прижизненное исполнение и отзывы рецензентов

Первое исполнение хора, оставшееся единственным при жизни Чайковского, состоялось на торжественном собрании Санкт-Петербургского отделения ИРМО в Санкт-Петербургской консерватории 24 апреля / 6 мая 1876 силами учащихся консерватории под управлением К. Ю. Давыдова. Как и предполагалось, хор завершал обширную программу, включавшую чтение рескрипта великого князя Константина Николаевича, приветственных адресов от нескольких отделений ИРМО, биографии О. А. Петрова в изложении Ф. М. Толстого («громадный рукописный фельетон, составленный, как всегда, из перепечаток чужих и собственных прежних статей, и оживленный остротами» [Кюи 1876]), стихотворения А. Н. Майкова, написанного к юбилею артиста, постановления дирекции Санкт-Петербургского отделения ИРМО об учреждении в консерватории стипендии имени певца, а также вручение подарков юбиляру. В начале собрания оркестр учащихся консерватории под управлением К. Ю. Давыдова дважды исполнил туш (при встрече артиста и при возложении Л. И. Шестаковой лаврового венка на бюст певца по прочтении великокняжеского рескрипта). С этого момента до окончания собрания, как следует из описания торжества в прессе, музыка не звучала.

Во всех выявленных отзывах о собрании Санкт-Петербургского отделения ИРМО исполнение Хора к юбилею О. А. Петрова упомянуто, однако само сочинение специально не рассмотрено. Немного подробнее других написал о нем Ц. А. Кюи в целом положительно оценив новое произведение представителя музыкальной Москвы. Вместе с тем этот факт стал для рецензента поводом сделать критическое замечание в адрес петербургских композиторов:

«Кантата г. Чайковского, в честь О. А. Петрова, написана на текст г. Некрасова. Ее музыка торжественного характера, с национальным оттенком, весьма прилична. Странно, что никто из петербургских композиторов не догадался сделать что-либо подобное. Положим, весьма естественно, что консерватория обратилась с этим предложением к своему лавреату [sic], но это нисколько не могло стеснять петербургских композиторов. Да будет же им стыдно за их бездействие» [Кюи 1876].

Неустановленный корреспондент издания «Музыкальный свет» отметил, что вступление к хору «напомнило звуки бессмертной в русской музыке оперы “Жизнь за царя”» [Музыкальный свет 1876: 133], не уточнив, сходство с каким именно фрагментом оперы он имел в виду. Обозреватель журнала «Музыкальный листок», выступивший под нераскрытым псевдонимом «Б.», сообщил: «По настоятельному и единогласному требованию всех присутствующих гимн был повторен» [Музыкальный листок 1876: 362].

Источники

Авторские рукописи и авторизованные источники: Автограф партитуры (ОР НМБ СПбГК. № 1857). URL: https://www.culture.ru/catalog/tchaikovsky/ru/item/archiv/hor-dlya-yubileya-o-a-petrova (дата обращения 03.12.2022).

Первое издание / Публикация в Полном собрании сочинений: партитура —ЧПСС 27, том подготовлен И. Н. Иордан (1960); переложение для пения с фортепиано — ЧПСС 33, том подготовлен Г. В. Киркором (1965).

Литература: ЧПСС II, V; Домбаев. С. 279; МНЧ. С. 346; Тематико-библиографический указатель. С. 439; <Б. п.> Театр и музыка // Санкт-Петербургские ведомости. 1876. № 113. 25 апреля. С. 3; [Кюи Ц. А.] Юбилейное торжество Осипа Афанасьевича Петрова // Санкт-Петербургские ведомости. 1876. № 115. 27 апреля. С. 3 (подпись — ***); <Б. п.> Театральная панорама. Еще о юбилее О. А. Петрова <…> // Музыкальный свет. 1876. № 17. 2 мая. С. 133; [Автор не установлен] Празднование юбилея пятидесятилетней артистической деятельности О. А. Петрова, в С.-Петербурге // Музыкальный листок. 1876. № 23. 9 мая. С. 353–363 (подпись — Б.); Туманина 1962. С. 377–378; Крылов А. И. О хорах a cappella Чайковского // Хоровое искусство. Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. С. 115–129; Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Т. 3: Стихотворения 1866–1877 / редактор тома М. М. Гин; контрольный рецензент тома В. А. Смирнов. Л.: Наука, 1982. С. 171, 372, 471; Моисеев Г. А. П. И. Чайковский и великий князь Константин Николаевич. К истории взаимоотношений // Научный вестник Московской консерватории. Т. 4. Вып. 3 (сентябрь 2013). С. 156–157.

Архивные документы, упоминаемые в статье: Переписка Московского и С.-Петербургского отделений ИРМО о чествовании О. А. Петрова (9 ноября 1875 — 19 апреля 1876) (РГАЛИ. Ф. 661. Оп. 1. Ед. хр. 27); Дело «Об устройстве праздника по случаю 50-летнего юбилея О. А. Петрова» (1875–1877) (ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 195).

Редактор — О. А. Бобрик

Дата обновления: 27.12.2022