«Правоведческая песнь»

Для смешанного хора a cappella. Слова П. И. Чайковского. В-dur. Б/о. ЧС 430. Alla breve [46 т.].
Состав: Хор смешанный.
Время и место создания: до конца сентября 1885, Майданово; датируется на основании письма Чайковского к Н. Ф. фон Мекк [ЧПСС XIII № 2778: 159–160].
Первое исполнение: 5/17 декабря 1885, Санкт-Петербург, Зал старшего курса Императорского Училища правоведения, торжественный акт в честь 50-летия Училища. Исполнители: хор воспитанников Императорского Училища правоведения.
Первое издание: СПб.: типолитография Марковой, 1885.



1. История создания

2. Характеристика сочинения

Источники


1. История создания

Поводом к написанию хора стала просьба августейшего попечителя Императорского Училища правоведения принца Александра Петровича Ольденбургского сочинить кантату к 50-летнему юбилею Училища. В письме от 10/22 мая 1885 года директор Училища правоведения И. С. Алопеус (в годы обучения будущего композитора сначала его «классный воспитатель», а с 1855 года — «инспектор воспитанников» [ЖЧ I: 88–89]) передавал Чайковскому благодарность принца А. П. Ольденбургского:

«Многоуважаемый Петр Ильич.
Пр[окопий] Адр[ианович] Устимович уведомил меня о Вашем согласии написать кантату по случаю 50-летнего юбилея Училища. Я сообщил об этом Принцу Александру Петровичу, и он поручил мне передать Вам его сердечную благодарность за Вашу готовность исполнить его желание.
Что же касается выбора оркестра — духового или струнного, то он предоставляет это вполне Вашему усмотрению — какой пожелаете, такой и будет. Если Вам понадобятся от меня какие-либо сведения по предмету этого письма, то пишите ко мне в Царское село, Калужская улица, дом Гасселя.
Жму дружески Вам руки и остаюсь душевно преданным Вам.
И. Алопеус
10го Мая
85 г.» (ГМЗЧ. а4. № 13).

Обстоятельства, при которых товарищ Чайковского по учебе в Училище правоведения П. А. Устимович, в 1885 году член Саратовской судебной палаты [Павловский 1914: 101–102], передал ему просьбу принца А. П. Ольденбургского о сочинении юбилейной кантаты, неизвестны. Сведений о встречах Устимовича и Чайковского в мае 1885 года не обнаружено. Ответ композитора на письмо И. С. Алопеуса неизвестен, его содержание может быть восстановлено по следующему письму директора Училища от 26 июня / 8 июля:

«Многоуважаемый, дорогой Петр Ильич. Письмо Ваше ко мне я прочел Принцу, и он не мог не согласиться с высказанными Вами доводами о невозможности исполнить 5го Дек[абря] кантаты — они настолько основательны, что против них ничего и не скажешь. Вашему же предложению исполнить хор он весьма сочувствует и благодарит за готовность написать его. Вчера был у меня А. Н. Апухтин и сказал мне, что и он исполнит желание Принца и напишет слова для хора; недели через полторы он приедет к Вам в Майданово. <…> Не взыщите, что несколько замедлил ответом, но Принца в настоящее время нелегко видеть.
Душевно преданный Вам
И. Алопеус» (ГМЗЧ. а4. № 14).

Свой вариант текста для хора Апухтин, сокурсник Чайковского по Училищу правоведения, предложил в письме к композитору от 4/16 июля 1885:

«Милый друг мой Петя, чтобы отделаться от разных приставаний, я настрочил стихи для хора, которые тебе посылаю с просьбой известить меня поскорее, годятся ли они или нет. Так как я вовсе не имел в виду написать хорошее стихотворение, а только текст для твоей музыки, то прошу тебя указать мне, не нужно ли что-нибудь переделать, или просто переделай сам, не стесняйся.
<…>
Прошу о скорейшем ответе, чтобы иметь право сказать при встрече Принцу (А. П. Ольденбургскому — С. П., А. К.), что мое дело сделано».
(Далее приводится текст стихотворения, начинающегося словами «И светел, и грустен наш праздник, друзья» — С. П., А. К.) (ГМЗЧ. а1. № 79).

Композитор не счел возможным использовать стихотворение Апухтина, посчитав его, вероятно, меланхоличным и унылым, не отвечающим настроению праздника, и написал для хора собственные стихи. Точное время создания Чайковским юбилейного хора неизвестно. Сочинение было завершено до конца сентября 1885 года. В письме от 22 сентября / 4 октября Н. Ф. фон Мекк, ссылаясь на сообщение своего сына Максимилиана, учившегося в Училище правоведения, спрашивала Чайковского: «Правда ли, дорогой мой, что Вы обещали написать кантату к юбилею Училища правоведения? Мне это пишет Макс. Счастливые все те, которые слушают и будут слушать Вашу музыку» [ЧМ III (1936): 379]. Отвечая на это письмо, 27 сентября / 9 октября композитор сообщил о завершении хора: «Я написал для Училищного юбилея не кантату, а просто хор, который на празднике должны петь воспитанники. Текст для этого хора также пришлось написать самому» [ЧПСС XIII № 2778: 160].

Нет сведений о том, когда и каким образом Чайковский передал рукопись хора организаторам торжеств. В настоящее время этот автограф неизвестен. Опубликована информация, что партитура и голоса сочинения были изданы в С.-Петербурге в литографии Марковой [МНЧ: 355]. В справочнике Г. С. Домбаева указана дата цензурного разрешения — 10/22 октября 1885 года [Домбаев: 285]. Экземпляры издания не обнаружены.

Хор Чайковского впервые прозвучал на торжественном акте, посвященном пятидесятилетию Училища правоведения 5/17 декабря 1885 года. Акт и все прочие юбилейные мероприятия подробно описаны в издании «Пятидесятилетний юбилей Императорского Училища правоведения. 1835–1885» (СПб., 1886). Сочинение исполнил хор воспитанников Училища после «Приветствия Императорскому Училищу правоведения от бывших его питомцев», оглашенного председателем Правоведской юбилейной комиссии Н. И. Стояновским и возложения лаврового венка к бюсту основателя и первого августейшего попечителя Училища принца П. Г. Ольденбургского. Хор, текст которого посвящен, главным образом, прославлению трудов первого патрона Училища, стал естественным продолжением церемонии. В юбилейном издании приведен полный стихотворный текст сочинения Чайковского и отмечено: «Песнь вызвала продолжительные рукоплескания и была по всеобщему требованию повторена» [Юбилей 1886: 47].

В продолжение торжественного акта прозвучало и стихотворение А. Н. Апухтина, первоначально написанное для хора Чайковского. Его прочитал сокурсник поэта и композитора В. Н. Герард [Юбилей 1886: 68–69].

В тот же день во время товарищеского обеда правоведов в Большом зале Дворянского собрания оркестром под управлением Б. О. Шинделяра была представлена программа из произведений композиторов-выпускников Училища правоведения, которую открыл сочиненный по заказу юбилейной комиссии «Правоведский марш» Чайковского [Юбилей 1886: 86]. Именно исполнение этого сочинения стало причиной отказа от участия в торжествах самого композитора, о чем он сообщил 27 ноября / 9 декабря в письме к В. В. Стасову, также выпускнику Училища правоведения:

«В Петербурге мне в настоящее время потому неудобно быть, что теперь происходят торжества по случаю юбилея Училища, а на торжествах этих мне быть очень не хочется хотя бы потому, что я написал, по просьбе распорядителей, марш, имеющий быть исполненным и слышать который мне мучительно. А жаль — было бы интересно и приятно видеть празднество» [ЧПСС XIII № 2822: 206].

По случаю юбилея Чайковский направил в Училище поздравительную телеграмму, о чем имеется краткое упоминание в книге «Пятидесятилетний юбилей Императорского Училища правоведения. 1835–1885» [Юбилей 1886: 144]. В настоящее время этот документ неизвестен.

Поскольку ни авторская рукопись хора, ни прижизненные издания обнаружены не были, для публикации и исполнения сочинения требовалась реконструкция. По наброскам и эскизу Чайковского хор восстановили В. П. Мищенко и С. С. Котомина. Впервые их версия, в которой был использован измененный стихотворный текст, была опубликована в сборнике «П. Чайковский. Хоры без сопровождения» в 1973 году. С авторским поэтическим текстом этот вариант реконструкции напечатан в т. 63 Полного собрания сочинений Чайковского в 1990 году.

В связи с отсутствием автографа и авторизованного издания, точное название произведения неизвестно. В документах, исторической литературе, печатных нотах и справочных изданиях использованы разные варианты.

В письмах И. С. Алопеуса к Чайковскому от 26 июня / 8 июля 1885 и Чайковского к Н. Ф. фон Мекк от 27 сентября / 9 октября и 27 октября / 8 ноября 1885 сочинение именуется «хором». В издании «Пятидесятилетний юбилей Императорского Училища правоведения. 1835–1885» оно упоминается как «песнь», в книге М. И. Чайковского — как «хор в честь пятидесятилетнего юбилея Императорского Училища Правоведения» [ЖЧ III: 127]. В летописи «Дни и годы П. И. Чайковского» хор впервые фигурирует под именем собственным «Правоведская песнь» [Дни и годы: 352], в справочнике Г. С. Домбаева название немного отличается — «Правоведческая песнь» [Домбаев: 285]. В «Музыкальном наследии Чайковского», а также нотных изданиях 1973 и 1990 годов использовано название с подзаголовком — «“Правоведческая песнь”, в честь 50-летия Училища правоведения» [МНЧ: 354]. В «Тематико-библиографическом указателе произведений П. И. Чайковского» закреплен вариант «Правоведческая песнь» [Тематико-библиографический указатель: 756–757].

2. Характеристика сочинения

К юбилею Училища правоведения Чайковский написал торжественную песнь маршевого, гимнического склада. Поэтическая и музыкальная форма сочинения характеризуются структурной четкостью. Четырем строфам стихотворного текста соответствуют два куплета хоровой песни (т. 1–22, 22–46), каждый из которых, в свою очередь, складывается из двух частей (по принципу «куплет — припев»). Оба куплета расширены в каденционных разделах, что делает завершение каждого куплета еще более основательным и вместе с тем вносит разнообразие и интерес в структуру сочинения, не нарушая ясности изложения и восприятия.

Если в структуре и характере движения хора Чайковский стремится к максимальной четкости, то гармонический план он, напротив, наполняет движением. Особенностью гармонии является применение переменной тональности. На протяжении первого и начала второго куплета гармония балансирует между равнозначными тональными центрами g-moll и B-dur, и первый куплет оканчивается каденцией на доминанте g-moll. Гармоническое развитие во втором куплете связано с постепенным усилением значения тональности B-dur, которая окончательно утверждается только в последних тактах сочинения. Таким образом, в хоровой миниатюре реализована драматургическая идея постепенной перемены настроения от лирико-меланхолического к светлому, торжественному, жизнеутверждающему.

Создавая хор для исполнения учениками Училища, Чайковский учитывал скромные возможности непрофессионального коллектива, в составе которого были и совсем юные участники. Хоровые партии выдержаны в удобных средних певческих диапазонах, ритмика сочинения не представляет серьезных исполнительских трудностей, характер изложения преимущественно декламационный (за редкими исключениями, слоги в партиях не распеваются).

Источники

Авторские рукописи и авторизованные источники: Запись трех стихов в записной книжке № 17, с. 45 (ГМЗЧ. а2. № 17. КП 28157/32). Наброски тематизма, запись стихов и эскиз хора в тетради 1885 года, с. 18–19, 82–83 (ГМЗЧ. а1. № 54. КП 1938).

Прижизненные издания: партитура и хоровые партии — СПб.: литография Марковой, [1885] (не обнаружены, известны по упоминанию в [МНЧ: 355]).

Первое издание реконструированной версии: партитура — М.: Музыка, 1973.

Публикация в Полном собрании сочинений: партитура — ЧПСС 63, том подготовлен Л. З. Корабельниковой и М. П. Рахмановой (1990).

Литература: ЖЧ III; ЧПСС XIII; ЧМ III (1936); Дни и годы. С. 352; Домбаев. С. 285; МНЧ. С. 354–355; Тематико-библиографический указатель. С. 756–757; Пятидесятилетний юбилей Императорского Училища правоведения. 1835–1885. СПб., 1886. С. 47; Павловский И. Ф. Полтавцы: иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители. Опыт краткого биографического словаря Полтавской губернии с половины XVIII в. Полтава, 1914. С. 101–102; Крылов А. И. О хорах a cappella Чайковского // Хоровое искусство. Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. С. 116.

Архивные документы, упоминаемые в статье: Письма И. С. Алопеуса к Чайковскому от 10/22 мая и 26 июня / 8 июля 1885 года (ГМЗЧ. а4. № 13–14. КП 27998/73–74); письмо А. Н. Апухтина к Чайковскому от 4/16 июля 1885 года (ГМЗЧ. а4. № 79. КП 19784/20).

Редактор — О. А. Бобрик

Дата обновления: 24.06.2023