Небольшой город в Германии (земля Гессен; до 1868 в составе Великого герцогства Гессен, затем — прусской провинции Гессен-Нассау, с 1871 — Германской империи), расположен у южных склонов горного хребта Таунус неподалеку от Франкфурта-на-Майне. Город известен своими минеральными источниками. В XIX веке был популярным местом отдыха русских путешественников, в частности его посещали писатели И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой (Зоден упоминается в повести Тургенева «Вешние воды» (1871) и в романе Толстого «Анна Каренина» (1877)).
Чайковский был в Бад-Зодене один раз летом 1870. Он приехал туда по приглашению В. С. Шиловского, который лечился минеральными водами. Пребывание продлилось с 30 мая / 11 июня по 4/16 или 5/17 июля 1870 с перерывами на короткие поездки в Мангейм (с 21 июня / 3 июля по 22 июня / 4 июля 1877) и Висбаден (точные даты не установлены).
В Бад-Зодене Чайковский много гулял и принимал щелочные ванны. Кроме того, композитор работал над второй редакцией увертюры «Ромео и Джульетта» (завершена в сентябре 1870 в Москве).
Свой распорядок дня Чайковский подробно изложил в письме М. И. Чайковскому от 7/19 июня 1870:
«Каждое утро я отправляюсь пешком в место, называемое Drei Linden (Три липы — нем.), и там читаю или сочиняю, один, среди суровой горной природы и имея перед глазами чудную панораму, обнимающую пространство верст в 200.
Что касается жизни в Содене, то она очень проста. Мы встаем в 6 часов; Володя (В. С. Шиловский — К. С.) пьет воды, а я (по совету врача) беру щелочные ванны. В 8 часов пьем кофе; до 1-го [часа] я гуляю и сижу на Drei Linden. В 4 часа слушаем довольно порядочный оркестр; с 6-ти часов гуляем до 8, пьем чай и в 10-м ложимся спать. <...>
Русских здесь очень много; и как я ни избегал знакомств, но это оказалось невозможно и шапочных у меня уже появилось много. Обедаем мы за table d'hôt’ом. Обед бесконечно длинный, но (по-моему) весьма недурной» [ЧПСС V № 198: 223].
Позднее в письме к А. И. Давыдовой Чайковский также сетовал, что ему пришлось общаться с соотечественниками: «Мы живем здесь совершенными дикарями и тщательно избегаем знакомств, хотя нельзя было обойтись без того, чтобы не сойтись с некоторыми соотечественниками. Признаться сказать, нет никого невыносимее, как русские за границей; их можно мгновенно узнать по громким и нахальным голосам, по вычурным туалетам и вообще наглому поведению» [письмо от 24 июня / 6 июля 1870 ; ЧПСС V № 199: 224–225].
Бад-Зоден композитор описал как «небольшую, чистенькую деревню, лежащую у подножья горного хребта Таунус.
Местоположение красивое, и воздух превосходный» [письмо А. И. Чайковскому от 1/13 июня 1870; ЧПСС V № 195: 219].
Хотя сразу после приезда в Зоден Чайковский писал, что «здесь очень грустно; много больных и местность мрачная» [письмо к М. А. Балакиреву от 1/13 июня 1870; ЧПСС V № 194: 218], позднее он вспоминал, что провел там время «очень покойно и приятно» [письмо к И. П. Чайковскому от 12/24 июля 1870; ЧПСС V № 201: 227]. В письме к М. И. Чайковскому композитор отмечал, что «нашел здесь кое-что достойное не только внимания, но и восхищения» [письмо от 7/19 июня 1870; ЧПСС V № 198: 222]. Особенно ему понравился горный хребет Таунус и руины древнего замка Кёнигштайн, построенного в 967 году, с башни которого открывался «поистине великолепный вид» [Там же: 222–223]; также Шиловский и Чайковский осмотрели казематы и подземные сооружения замка.
В Зодене Чайковский регулярно слушал местный симфонический оркестр, который по его и Шиловского настоянию выучил и исполнил «Камаринскую» М. И. Глинки. Чайковский рассказал об этом в письме А. И. Чайковскому: «Оркестр в Содене невелик, играет очень недурно, но программы ужасные. Мы с Володей заставили их выучить “Камаринскую” Глинки, которую они завтра (25 июня / 7 июля 1870 — К. С.) будут играть в первый раз» [письмо от 24 июня / 6 июля 1870; ЧПСС V № 201: 226]. 4/16 июля 1870 Чайковский слушал военный оркестр, выступлением которого остался очень доволен: «В четверг я слышал здесь Прусский военный оркестр, тот самый, что на состязании всех военных музык взял в Париже первый приз. Он изумительно хорош; я ничего подобного еще не слыхивал» [ЧПСС V № 198: 223]. Чайковский также намеревался съездить во Франкфурт, чтобы посетить оперный театр, но выбор исполнявшихся в тот момент спектаклей его не удовлетворил [Там же].
Из Бад-Зодена он спешно выехал в Швейцарию в связи с началом франко-прусской войны.
Литература: ЧПСС V; Glaab W. Kurgast Tschaikowsky: Sommer 1870 in Soden am Taunus. Frankfurt am Main: Kramer, 2006.
См. также: Франкфурт-на-Майне.
Редактор — О. А. Бобрик
Дата обновления: 31.12.2023