Лейпциг (Leipzig)


Город на востоке Германии, в земле Саксония. Один из старейших центров музыкальной культуры Германии. В разное время был связан с жизнью и творчеством И. С. Баха, Р. Вагнера, Э. Грига, И. Кунау, Ф. Мендельсона, М. Регера, Г. Ф. Телемана, Р. Шумана и других композиторов.

В начале XIII века при церкви Святого Фомы (Thomaskirche) в Лейпциге были основаны школа пения (Thomasschule) и хор мальчиков (Thomanerchor), существующие и поныне. С XV века город стал мощным центром научной мысли и прогресса. В 1409 открылся Лейпцигский университет — один из старейших в Германии. В нем учились Р. Вагнер, И. В. Гёте, Ф. Ницше, Р. Шуман; преподавали Э. Блох, Г. Лейбниц, Х. Риман и другие.

В 1485 в Лейпциге открылась первая типография. С 1650 стала выходить первая в мире ежедневная газета, а с 1682 — один из первых в мире научных журналов. C 1798 по 1882 (с перерывом с 1849 по 1862) здесь выходила музыкальная газета «Allgemeine musikalische Zeitung», а с 1834 — основанный Шуманом журнал «Neue Zeitschrift für Musik». В Лейпциге также были открыты многие крупные издательства, в том числе музыкальные: «Breitkopf & Härtel» (1719), «Peters» (1814), «М. П. Беляев в Лейпциге» (1885) и другие.

Произведения Чайковского в Лейпциге печатались фирмой «Rob. Froberg» по договоренности с издательством П. И. Юргенсона.

В Лейпциге находится один из ведущих оперных театров Европы (1693), концертный зал «Гевандхауз» и одноименный оркестр — старейший в Германии (1743). В XIX веке им руководили Ф. Мендельсон, К. Рейнеке, А. Никиш, а также дирижировали И. Брамс, Р. Вагнер, Э. Григ, П. И. Чайковский и другие крупные музыканты. В 1843 в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, основанная Мендельсоном. С 1885 по 1902 в Лейпциге существовало Общество Листа (Liszt Verein). Эта концертная организация объединила прогрессивно настроенных музыкантов, нацеленных на исполнение музыки Листа и других современных композиторов, в том числе Чайковского.

Чайковский бывал в Лейпциге несколько раз в 1887–1889 во время первых гастрольных поездок по городам Европы. Здесь композитор встречался с российскими и европейскими музыкантами: А. Д. Бродским, А. И. Зилоти, М. Краузе, К. Рейнеке, В. Л. Сапельниковым, А. Фридгеймом и другими. В Лейпциге Чайковский также познакомился с композиторами И. Брамсом, Ф. Бузони, Э. Григом, Г. Малером и Э. Смит.

Впервые Чайковский приехал в Лейпциг 19/31 декабря 1887, чтобы продирижировать Первой сюитой ор. 43 в концерте 24 декабря 1887 / 5 января 1888 в зале Нового Гевандхауза. В письме от 21 декабря 1887 / 2 января 1888 композитор писал своему брату А. И. Чайковскому и его жене П. В. Чайковской: «Я уже третий день в Лейпциге. Происшествий так много, что всего описывать я не в состоянии. Буду по возможности часто извещать, но вкратце, ибо времени нет. Сегодня была в Гевандгаузе первая моя репетиция. Я страдал перед нею со вчерашнего вечера, и всю ночь, и все утро ужасно, но обошлось все совершенно благополучно. Познакомился здесь с невероятной массой лиц. Из них выделяются Брамс и Григ. Брамс толстопузый кутила, с которым я вчера порядочно пьянствовал у Бродского. Григ необычайно симпатичный человечик моих лет. <…> Послезавтра генеральная репетиция с публикой, а концерт в четверг, 5-го [января 1888] (по нашему 24 декабря [1887]). Нельзя себе вообразить до чего роскошен Гевандгауз и что это за удивительная зала. Оркестр выше всякой похвалы. Меня на репетиции представил оркестру Рейнеке, и я сказал немецкую речь. <…> Лейпциг большой, красивый город» [ЧПСС XIV № 3439: 294–295].

Выступление Чайковского прошло с большим успехом, о чем свидетельствовали отзывы немецких критиков. Эдуард Бернсдорф в газете «Signale für die musikalische Welt» № 4 от 31 декабря 1887 / 12 января 1888 писал: «Лично дирижировавший композитор мог быть вполне доволен как оркестром, исполнявшим его сюиту, так и приемом, оказанным ему и его сочинению со стороны публики. Г-на Чайковского почтили двукратным вызовом, не считая громких аплодисментов после отдельных частей сюиты. Это довольно редкое явление для слушателей Гевандгауза выпадает на долю лишь некоторых, особенно любимых современных композиторов. Итак, он конечно теперь вынесет то приятное впечатление, что в музыкальном Лейпциге не может быть и речи о какой-нибудь руссофобии» [цит. по: ЖЧ III: 585–586].

Однако многие критики отрицательно оценивали музыку Первой сюиты ор. 43 или отдельных ее частей. Например, в третьем номере «Musikalisches Wochenblatt» от 31 декабря 1887 /12 января 1888 рецензент писал: «Композитор весьма неудачно выбрал свою сюиту для ознакомления публики Гевангауза с силою своего дарования; правда, она начинается с многообещающей, превосходно сделанной и эффектнейшей фуги, две следующие затем части, Divertimento и Intermezzo, довольно сносны, но без особенной глубины, — зато они имеют большую прелесть в звуковом отношении; наконец, в двух последних частях, March miniature и Gavotte, композитор впадает в простую игру звуков; таким образом, об истинном музыкальном наслаждении не может быть и речи» [цит. по: Там же: 590].

Утром 25 декабря 1887 / 6 января 1888 в зале Старого Гевандхауза прошел организованный Обществом Листа концерт, в котором были исполнены произведения Чайковского: Трио «Памяти великого художника» ор. 50 (А. И. Зилоти, К. Галирж, А. Шредер), Первый струнный квартет ор. 11 (квартет Г. Петри), «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» ор. 37-bis (А. И. Зилоти); а также Концертная парафраза ор. 81 П. Пабста на темы из оперы Чайковского «Евгений Онегин» (А. И. Зилоти). В той же статье «Musikalisches Wochenblatt» критик так отзывался об исполнителях: «Господа Зилоти, Халир (Галирж — Ред.), Петри, Боланд, Ункенштейн и Шредер достойны величайшей похвалы за превосходное исполнение, чем, впрочем, и прежде всегда отличался Листферейн; в особенности квартет принадлежит к тем сочинениям, которые Петри-квартет исполняет выше всякой похвалы: с ним он мог бы всюду оказывать наилучшую пропаганду русскому композитору. Г-н Зилоти превосходным исполнением обеих фортепианных пьес (баркарола и фантазия П. Пабста на темы из оперы “Онегин”) имел весьма шумный успех, который в одинаковой степени с ним делили остальные исполнители и сам композитор. Кроме того, г-ну Чайковскому от Листферейна преподнесен был роскошный лавровый венок» [цит. по: Там же: 591].

26 декабря 1887 / 7 января 1888 Чайковский покинул Лейпциг. В письме Ю. П. Шпажинской он описывал свой успех у публики: «В Лейпциге я имел большой успех. Нужно Вам сказать, что Лейпциг есть музыкальный центр Германии, что знаменитые концерты Гевандгауза в высшей степени консервативны и что победить предубеждение тамошней публики против новых композиторов вообще и русского в особенности было делом для меня очень важным. Победа оказалась решительной. Другое Лейпцигское музыкальное учрежденье устроило мне торжество; это было в так называемом Liszt-Verein (Общество Листа — нем.), где веет духом новизны и где я давно уже в большой милости» [письмо от 31 декабря 1887 / 12 января 1888; ЧПСС XIV № 3439: 317].

В «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году» Чайковский также оставил собственные впечатления от концерта в зале Нового Гевандхауза, который он посетил 20 декабря 1887 / 1 января 1888: «В тот же обильный различными впечатлениями день, который был вместе с тем первым днем нового 1888 года по новому стилю, я присутствовал на экстраординарном концерте Гевандгауза, на котором в первый раз исполнялось новое произведение Брамса, двойной концерт для скрипки и виолончели. Скрипичную партию играл Иоахим, виолончельную известный берлинский виртуоз Гаусман, а оркестром дирижировал сам Брамс. Концерт этот, несмотря на превосходное исполнение, не произвел на меня ни малейшего впечатления. Зато я был донельзя поражен доведенным до безусловного совершенства исполнением нескольких хоровых вещей (a capella) и в том числе мотета И. С. Баха, знаменитым Лейпцигским хором церкви св. Фомы (Thomaerchor), состоящим из мужских и детских голосов, наподобие наших церковных хоров. Никогда ничего подобного у нас я не слышал и, признаюсь, был даже неприятно изумлен и уязвлен этим обстоятельством, ибо до сей поры думал, что некоторые наши первоклассные хоры суть наилучшие в мире. Исполнение превосходным оркестром Гевандгауза пятой симфонии Бетховена привело бы меня в полный восторг, если б я не нашел, что почтенный диригент оркестра, г. Рейнеке, взял слишком тихие темпы. Быть может, верные традиции оправдывают его, но если так, то лучше не держаться их безусловно, ибо я положительно убежден, что способ исполнения этой гениальной симфонии у нас гораздо живее, увлекательнее, лучше. Зала Нового Гевандгауза превосходна; она вмещает очень много публики, освещена электричеством, удобна, красива, изящна и, что важнее всего, обладает образцовыми акустическими условиями» [ЧПСС II: 347–348].

После серии концертов по другим городам Германии Чайковский снова приехал в Лейпциг и пробыл там с 13/25 января по 21 января / 2 февраля 1888. В письме брату А. И. Чайковскому он писал: «Я было думал отдохнуть в Лейпциге в обществе Зилоти и Бродского, но не тут-то было. Веду жизнь самую разгульную, полную всяческой суеты, причем среди бесконечно томительных и скучных часов там-сям мелькают приятные минуты. Слышал здесь много хорошей музыки, виделся с бесчисленным количеством музыкантов, каждый день обедаю в гостях, ужинаю в компании, много ем, много пью, ничего не делаю и с трудом улучаю минуты для писания писем» [письмо от 20 января / 1 февраля 1888; ЧПСС XIV № 3477: 343–344].

Музыкальными впечатлениями Чайковский делился с П. И. Юргенсоном в письме от 20 января / 1 февраля 1888: «Музыки слышал очень много, в том числе посмертную оперу Вебера Die 3 Pintos (“Три Пинто” — незаконченная комическая опера К. М. Вебера в трех актах (1820–1821). Завершена Г. Малером на основе сохранившихся эскизов и использования других сочинений Вебера (песен и хоров); несколько номеров Малер досочинил сам. Впервые опера была исполнена в Новом городском театре Лейпцига 20 января 1888 под управлением Г. Малера — Ред.). Слышал на гевандгаузском квартетном собрании квартет нового таланта, итальянца Feruccio Busoni (Струнный квартет № 1 ор. 19 Ферруччо Бузони — Ред.) и пришел в восторг от его талантливости. Виделся с Forberg’ом. Он просит меня пересмотреть все изданные у него вещи мои. Я спрашивал, не найдет ли его Geschäftsfreund P. Jurgenson (Партнер П. Юргенсон — нем.), что я не должен этого делать? Он отвечал, что — отнюдь» [ЧЮ 2 № 730: 121].

С 29 января / 10 февраля по 31 января / 12 февраля 1888 Чайковский снова пробыл в Лейпциге, откуда писал П. В. Чайковской: «Сюда я приехал, ибо обещал присутствовать на концерте, который Liszt Verein хотел мне устроить, но концерт не состоится; зато вчера по моей просьбе в театре дали оперу Вагнера “Мейстерзингеры”, которую я никогда не слышал. Сегодня в 8 час[ов] утра меня разбудил под окном оркестр, игравший “Боже, царя храни”. Оказалось, что это мне серенада. Они около часа играли под моим окном, и вся гостиница высыпала слушать и глазеть на меня» [письмо от 30 января / 11 февраля 1888; ЧПСС XIV № 3488: 358].

В Лейпцигском оперном театре Чайковский побывал на исполнении опер Вагнера «Золото Рейна» и «Нюрнбергские мейстерзингеры», которыми дирижировал Артур Никиш. В «Автобиографическом описании» композитор писал: «Лейпцигская опера гордится своим гениальным молодым капельмейстером г. Никишом, специалистом по части вагнеровских музыкальных драм последнего периода. Я слышал там “Рейнгольда” (“Золото Рейна” — Ред.) (первая часть знаменитой тетралогии) и “Нюренбергских певцов” (Мейстерзингеры). Оркестр в театре тот же, что и в Гевандгаузе, следовательно первоклассный, но как ни безупречно его концертное исполнение под управлением К. Рейнеке, а настоящее понятие о том, до чего может дойти оркестровое совершенство под управлением гениального капельмейстера, можно составить себе, только прослушавши исполнение трудной, сложной вагнеровской партитуры, когда дирижирует такой удивительный мастер дела, как г. Никиш» [ЧПСС II: 353].

Во время следующей гастрольной поездки по Европе в январе-феврале 1889 Чайковский останавливался у А. Д. Бродского в Лейпциге и пробыл там с 17 февраля / 1 марта по 18 февраля / 2 марта 1889. В письме к Н. Г. Конради композитор писал: «Вчера вечером я приехал в Лейпциг специально для того, чтобы письма писать, и сегодня просидел весь день безвыходно дома» [письмо от 17 февраля / 1 марта 1889; ЧПСС XV-А № 3801: 56]. Это был последний приезд Чайковского в Лейпциг, откуда он отправился в Женеву.

Литература: ЖЧ III; ЧПСС II, XIV, XV-А; ЧЮ 2; Verzeichniss des Musikalien-Verlages von Rob. Forberg in Leipzig. Leipzig: Verlag von Rob. Forberg, 1894; Glaab W. Tschaikowsky in Lepzig. Lepzig: Lehmstedt, 2012.

См. также: Сюита № 1.

Редактор — К. В. Смолкин

Дата обновления: 07.06.2022