[Три хора a cappella]

«Не кукушечка во сыром бору». Для смешанного хора a cappella. Слова Н. Г. Цыганова. G-dur — e-moll. Б/о. ЧС 74. Moderato mosso, 3/4 [81 т.].
Состав: Хор смешанный.
«Что смолкнул веселия глас?». Для мужского хора a cappella. Слова А. С. Пушкина. B-dur — g-moll. Б/о. ЧС 75. Moderato assai, C [47 т.].
Состав: Хор мужской.
«Без поры да без времени». Для женского хора a cappella. Слова Н. Г. Цыганова. e-moll. Б/о. ЧС 76. Andante con moto, 3/2 [80 т.].
Состав: Хор женский.
Посвящены Бесплатному хоровому классу И. А. Мельникова.
Время и место создания: 11/23–14/26 февраля 1891, Фроловское; датируется на основании пи-сем Чайковского к И. А. Мельникову от 10/22 и 14/26 февраля 1891 года [ПМА 4 (2003): 77].
Первое исполнение: 23 апреля / 5 мая 1891, Санкт-Петербург, Зал Городской думы, концерт Бесплатного хорового класса И. А. Мельникова под управ-лением Ф. Ф. Беккера.
Первое издание: М.: П. Юргенсон, 1894 («Что смолкнул веселия глас?», «Без поры да без времени»), 1895 («Не кукушечка во сыром бору»).



1. История создания

2. Характеристика сочинений

3. Источники


1. История создания и публикации

Время создания хоров может быть установлено с точностью до дня. В письме к известному певцу и руководителю любительского Бесплатного хорового класса И. А. Мельникову от 10/22 февраля 1891 года из С.-Петербурга Чайковский сообщал:

«Дорогой, милый, хороший, добрый Иван Александрович!
Простите, что не мог здесь написать для хора. У меня в голове один совсем готов, — но решительно не мог найти полчаса досуга, чтобы написать его. Пришлю из деревни! Умоляю не сердитесь!
Ваш П. Чайковский
Все стихи кроме Тютчева возвращаю» [ПМА 4 (2003): 77].

Вернувшись на следующий день из С.-Петербурга во Фроловское, композитор быстро написал партитуры трех хоров и уже 14/26 февраля известил И. А. Мельникова о завершении работы:

«Дорогой Иван Александрович!
Хоры готовы, но я их вышлю завтра, ибо сегодня некого на почту послать. Ей Богу старался, но расположение духа столь омерзительное, — что едва ли Вы останетесь довольны. Хоров три: для женщин, для мущин [sic] и общий. Из всех поэтов нашел подходящее лишь два текста у Цыганова и один у Пушкина. Если не понравится, при первой возможности напишу еще» [ПМА 4 (2003): 77].

Созданию хоров предшествовало посещение Чайковским Бесплатного хорового класса И. А. Мельникова в один из дней пребывания в С.-Петербурге с 28 января / 9 февраля по 10/22 февраля. Хоровой класс певец организовал в столице совместно с хоровым дирижером Ф. Ф. Беккером в 1890 году. В брошюре «Обзор деятельности бесплатного хорового класса И. А. Мельникова, под управлением Ф. Ф. Беккера, за первый сезон 1890–1891 года» посещение класса композитором датировано ошибочно: «27 января посетил хоровой класс П. И. Чайковский, а в феврале доставил господину Мельникову сочинения, посвященные исполнителям класса» [Обзор 1891: 5]. 27 января / 8 февраля композитор еще находился в Москве (в письме к П. И. Юргенсону от этого числа он сообщил, что опоздал к почтовому поезду [ЧЮ 2 № 1028: 348]).

С И. А. Мельниковым Чайковского связывали годы творческого сотрудничества. Певец был исполнителем баритоновых партий на премьерах опер композитора: князя Вязьминского («Опричник», 12/24 апреля 1874), Беса («Кузнец Вакула», 24 ноября / 6 декабря 1876), Князя («Чародейка», 20 октября / 1 ноября 1887) и Томского («Пиковая дама», 7/19 декабря 1890). В октябре 1874 года по просьбе И. А. Мельникова Чайковский инструментовал для пения с оркестром балладу Ф. Листа «Фульский король». Просьба певца к композитору стала поводом и для работы Чайковского над тремя хорами (см. далее).

Как видно из процитированного письма от 10/22 февраля, И. А. Мельников предложил Чайковскому стихотворные тексты, которыми тот мог бы воспользоваться для хоров, однако они не подошли композитору. Стихи Ф. И. Тютчева, первоначально оставленные для работы, Чайковский также не нашел возможным использовать в своих хоровых сочинениях. Подбором текстов композитор занимался, по-видимому, уже после возвращения во Фроловское. Его выбор пал на «Вакхическую песню» А. С. Пушкина и два стихотворения Н. Г. Цыганова. Последние Чайковский мог заимствовать из книги «Русские песни Мерзлякова и Цыганова» (СПб., 1880), экземпляр которой находился в его библиотеке, однако впоследствии был утрачен [Айнбиндер 2010: 376]. «Вакхическая песня» напечатана во втором томе шеститомного издания «Сочинений» А. С. Пушкина под редакцией П. А. Ефремова (СПб.: Я. А. Исаков, 1880. С. 9). Экземпляр тома сохранился в составе личной библиотеки композитора (ГМЗЧ. д1. № 272).

Автограф партитуры трех хоров не обнаружен. Известны только наброски для хора «Без поры да без времени», сделанные на обороте письма к Чайковскому пианистки А. Я. Александровой-Левенсон от 30 числа без указания года и месяца (ГМЗЧ. а4. № 2100).

Получив хоровые партитуры новых сочинений, И. А. Мельников в письме от 20 февраля /4 марта 1891 года горячо благодарил за них Чайковского:

«Бесценный Петр Ильич! Ваш любезный подарок, который я получил, привёл меня в восхищение! Обнимаю Вас крепко, крепко, целую миллион раз, кланяюсь до земли и благодарю. Вчера я представил в Общество Ваш манускрипт и поздравил членов с первым дорогим подарком. Оглушительный взрыв аплодисментов приветствовал мое заявление; общая радость была неподдельная и горделивая. Вашим подарком Вы подбодрили любителей и этим оказали моему делу огромную услугу, за которую я Ваш неоплатный должник. Ф. Ф. Беккер в восторге тоже от Вашего подарка, он целый вечер сидел у меня, впился в Вашу партитуру и смаковал (в подлиннике: шмаковал — С. П., А. К.) ее. Я принялся переписывать голоса и отдал их отлитографировать, с Вашего разрешения. Издание этой партитуры принадлежит, вероятно, Юргенсону. Вы пишете мне — если не понравится, то при первой возможности напишете ещё. На первую фразу ответить — один восторг, а вторая фраза Ваша заманчива. Голубчик, дорогой Петр Ильич, ради Бога поищите эту первую возможность и — НАПИШИТЕ ЕЩЕ. Если милость будет!!!!!!?????? Молю Вас об этом от себя и от всех восхищающихся Вашим талантом. Всякий нотный клочок Ваш — ДАР!
Еще раз от души благодарю Вас; мои ребята шлют Вам низкий поклон.
Преданный Вам Иван Мельников» (ГМЗЧ. а4. № 2834).

Письмом от 22 февраля / 6 марта Чайковский подтвердил, что все права на три хора переданы им И. А. Мельникову:

«Я написал мои хоры для Вас, по Вашей просьбе и если Вы хотите их издать вместе с другими издаваемыми Вами хоровыми сочинениями, то я их отдал в полное Ваше распоряжение. Итак, если это Вам нужно и приятно, то примите от души предлагаемый Вам вклад в Ваш сборник. Если же это не особенно Вам нужно, то я, разумеется, отдам их Юргенсону, который очень обижается, когда что-нибудь мое отдается в другие руки. Конечно, мне жалко огорчить старого приятеля — но большой обиды для него нет. Во всяком случае, сим подтверждаю, что хоры мои написаны для Вас, для Вашего сборника и что я отдаю их в полную Вашу собственность. Решайте этот вопрос, как хотите» [ПМА 4 (2003): 78].

Из позднейших писем И. А. Мельникова к Чайковскому известно о подготовке публичного исполнения хоров. 13/25 марта певец сообщал: «Хоры Ваши начали разучивать и в посту, надеюсь, будут их петь перед публикой» (ГМЗЧ. а4. № 2835). О первом исполнении сочинений 23 апреля / 5 мая в С.-Петербурге под управлением Ф. Ф. Беккера Мельников рассказал композитору в письме лишь от 11/23 июня, так как Чайковский до этого находился на гастролях в Северной Америке: «Мой хор разучил и исполнил Ваш милый подарок. Исполнение было хорошее, и публика была в восторге, да и исполнители тоже, не говоря про Беккера и про меня — для нас это был праздник» (ГМЗЧ. а4. № 2836).

В программу концерта вошли десять хоров. Сочинения Чайковского звучали под № 5 («Без поры да без времени»), 7 («Не кукушечка во сыром бору») и 9 («Что смолкнул веселия глас?») (ГМЗЧ. ж1. № 55). Откликов прессы на концерт не обнаружено.

Издание трех хоров состоялось после смерти композитора на фирме П. И. Юргенсона. Сочинения были напечатаны в трех сборниках И. А. Мельникова для разных хоровых составов. В 1894 году увидели свет «Что смолкнул веселия глас?» (в сборнике «Русские хоры для мужских голосов», № 1) и «Без поры да без времени» (в сборнике «Русские хоры для женских голосов», № 6), в 1895 году был напечатан хор «Не кукушечка во сыром бору» (в сборнике «Русские хоры для смешанных голосов», вып. I, № 7).

2. Характеристика сочинений

Два из трех хоров написаны на слова известного поэта Николая Григорьевича Цыганова (1797–1832), многие из стихов которого стали народными (например, «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан»). По словам современника, поэт «...подмечал оригинальные выражения и имел особенный такт отличать чисто национальные перлы в русских песнях от искусственной подделки под национальность» [Русские песни 1880: 41]. Обращение к поэтическим творениям в народном духе как основе для создания вокальных произведений было характерно для Чайковского на протяжении всей его жизни. В тексте стихотворения «Не кукушечка во сыром бору» повествуется о тяжелой доле девушки, чей жених был отправлен в солдаты и убит на поле брани, в стихотворении «Без поры да без времени» — о безрадостной жизни молодой жены со старым ревнивым мужем.

Откликаясь на стилистику литературного первоисточника Н. Г. Цыганова, ориентированного на народно-песенные образцы, Чайковский придал своим хорам черты русских народных песен: неизменное повторение ритмического рисунка музыкальной строфы при постоянном мелодическом варьировании, ладовую переменность (особенно в хоре «Не кукушечка…», заканчивающемся в параллельной тональности), приемы подголосочной полифонии. Звучание обоих характеризует открытая эмоциональность, яркие кульминации, обращение к крайним регистрам голосов, широкий динамический диапазон: p — ff («Не кукушечка…»), pp — fff («Без поры…»). В научной литературе отмечена переработка Чайковским текста поэтического первоисточника «Без поры да без времени»:

«Когда нужно активизировать действие, композитор пропускает те строки, которые своей размеренностью замедляют повествование. Так, в песне Без поры да без времени Чайковский дважды убирает причитания в кульминации:

Ахти! ты, воля моя,
Ахти! воля пташечья
и
Ахти! вы, рощи мои,
Ахти! свет березовые!
А в коде он меняет слова, используя вместо строк
Ахти! вы дид и ладо,
Ахти! люли-люшеньки!
другой, ранее пропущенный текст
Ахти! ты, воля волюшка,
Ахти! ты воля пташечья!
совпадающий с ритмоформулой припева песни» [Тихонова 2000: 117].

Хор «Не кукушечка во сыром бору» написан в трехчастной песенной форме (т. 1–32 — начальный период, т. 33–58 — середина, т. 58–81 — реприза). Интонации и приемы подтекстовки хора близки неторопливым русским хороводным песням. Форма хора «Без поры да без времени» строфическая: начальная строфа (т. 1–10) сначала повторяется в точности с другим текстом (т. 11–20), затем дважды с изменениями (т. 21–31, 32–42), после чего следует заключительное построение в более быстром темпе (molto più mosso), с переменой размера с 3/2 на Alla breve и стремительным динамическим нарастанием от pp к fff (т. 43–80). Особенностью строф является их последовательное деление на «запев» и «припев» (начинающийся с восклицания «Ахти!»).

Хор «Что смолкнул веселия глас?» написан на текст «Вакхической песни» А. С. Пушкина. Стихотворение состоит из трех строф разного размера (четырехстрочной и двух шестистрочных), каждая из которых завершается провозглашением здравицы («нежным девам» и «юным женам», «музам» и «разуму», «солнцу»). Контуры поэтической формы в точности переданы в музыкальном сочинении, форму которого можно определить как сложную двухчастную, где темы соединены ходом по принципу классического рондо: т. 1–11 — компактная главная тема в B-dur (первая строфа), т. 11–24 — ход, приводящий к каденции в G-dur (вторая строфа), т. 24–47 — контрастная побочная тема в параллельном g-moll (третья строфа), гармонически неустойчивая из-за колебаний между данной и первоначальной тональностями. Особенностью строения хора является преобладание изложения и развития побочной темы над остальными разделами.

Музыка гибко отражает детали пушкинского текста. Уже торжественные пунктирные ритмы главной темы передают слушателю настроение «Вакхической песни», прославляющей пиры, дружбу и «заздравное веселье». Содержание второй строфы, в которой звучат призывы «Полнее стакан наливайте!», «Поднимем стаканы, содвинем их разом!», а также «На звонкое дно, в густое вино заветные кольца бросайте!» побудило Чайковского изменить тактовый размер в самом начале хода (т. 11) с C на 12/8, который сохранится на протяжении основной части сочинения (до т. 37). В связи с новым размером в развивающем разделе меняется характер движения, с собранного и энергичного на массивный и тяжеловесный. Полифоническая фактура, введение «округлой» фигуры трех ровных восьмых (с повторением двух крайних нот) создает своего рода звукоизобразительный эффект, в связи с упоминанием в тексте «заветных колец».

Наибольший контраст начальному образу хора составляют первые такты побочной темы, благодаря минорной тональности, замедлению темпа (meno mosso, Andante) и динамике p и pp. Тем самым подчеркнуты слова поэтического текста «Ты, солнце святое, гори! / Как эта лампада бледнеет / Пред ясным восходом зари». Сложные эллиптические переплетения гармоний в последующих тактах являются выразительной реакцией на слова «Так ложная мудрость мерцает и тлеет», как и кратковременное мажорное прояснение в первоначальной тональности B-dur на словах «Пред солнцем бессмертным ума». Последние такты демонстрируют утверждение тональности побочной темы. Слова «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» звучат сначала на гаммообразных фигурах пары басов и пары теноров в диапазоне d — b1, а затем в каденционном аккордовом обороте.

Источники

Авторские рукописи и авторизованные источники: Набросок главной темы хора на обороте письма А. Я. Александровой-Левенсон (ГМЗЧ. а4. № 2100. КП 19448/2).

Первые издания (посмертные): хоровые партитуры в составе сборников И. А. Мельникова — М.: П. Юргенсон, 1894–1895.

Публикация в Полном собрании сочинений: партитура — ЧПСС 43, редакция И. П. Шишова и Н. М. Шеманина (1941).

Литература: ЖЧ III; ЧЮ 2; Домбаев. С. 286–287; МНЧ. С. 358; Тематико-библиографический указатель. С. 448–450; Русские песни Мерзлякова и Цыганова. С очерком жизни обоих поэтов. СПб.: издание книжного магазина «Нового времени», 1880. С. 41, 51, 71; Обзор деятельности бесплатного хорового класса И. А. Мельникова, под управлением Ф. Ф. Беккера, за первый сезон 1890–1891 года. СПб., 1891; Коловский О. П. О песенной основе хоровых форм в русской музыке // Хоровое искусство. Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. С. 52–54; Крылов А. И. О хорах a cappella Чайковского // Хоровое искусство. Вып. 3. Л.: Музыка, 1977. С. 115–129; Вайдман П. Е. Три наброска П. И. Чайковского // Советская музыка. 1979. № 2. С. 98–102; Тихонова И. Е. Черта хорового письма П. И. Чайковского (на примере светских хоров a cappella) // П. И. Чайковский. Наследие / Ред. З. М. Гусейнова, ред.-сост. Е. В. Титова, В. В. Шахов. СПб.: ИТФ СПбГК, 2000. Вып. 1. С. 115–117, 119–123, 126–130, 132; Герашко Л. В. Автографы Чайковского в собрании Пушкинского дома // ПМА 4 (2003). С. 76–78; Сабадышина Е. М. Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры. Дисс. … канд. иск. М.: ГИИ, 2009. Т. II. Прил. 9: Общий репертуар РХО в период с 1894 по 1914 годы. С. 39; Айнбиндер А. Г. Личная библиотека П. И. Чайковского как источник изучения его творческой биографии. Дисс. … канд. иск. М.: РАМ имени Гнесиных, 2010. Прил. 4: Список изданий из библиотеки П. И. Чайковского, утраченных до 1923 года. С. 376; Сквирская Т. З. Текстологические проблемы издания хоровых сочинений Чайковского // Чайковский и XXI век (2017): 74–75.

Архивные документы, упоминаемые в статье: Письма И. А. Мельникова к Чайковскому от 20 февраля / 4 марта, 13/25 марта, 11/23 июня 1891 (ГМЗЧ. а4. № 2834–2836. КП 27998/2455–2457); Программа концерта Бесплатного хорового класса И. А. Мельникова в Зале Городской думы. СПб., 23 апреля / 5 мая 1891 (ГМЗЧ. ж1. № 55. КП 20022/6); Сочинения А. С. Пушкина, в 6-ти т. / Изд. 3-е, испр. и доп., под ред П. А. Ефремова. Том II. СПб.: Я. А. Исаков, 1880. Экземпляр, принадлежавший Чайковскому (ГМЗЧ. д1. № 272. КП 27998/290).

Редактор — О. А. Бобрик

Дата обновления: 27.12.2022