Венеция (Venezia)

Город на северо-востоке Италии, расположенный на берегу лагуны Адриатического моря. Название города происходит от наименования области Венетия (лат. Venetia), на территорию которой в конце второго тысячелетия до нашей эры заселились племена венетов.

Венеция была основана в V веке на месте первых венетских поселений, а к концу VII века стала центром Венецианской республики — одного из важнейших государств Средиземноморья. Как суверенное государство республика просуществовала 11 веков: с конца VII по конец XVIII.

Покровителем города считается апостол Марк — евангелист, чьи мощи хранятся в старейшем кафедральном Соборе Святого Марка (829), расположенном на одноименной площади рядом со Дворцом дожей (810). В честь евангелиста Марка названа венецианская Национальная библиотека Марчиана (1468), в которой находятся тысячи старинных манускриптов и книг. Над украшением залов библиотеки трудились великие итальянские живописцы: Паоло Веронезе (Кальяри), Франческо Сальвиати (де Росси), Андреа Скьявоне (Мельдолла) и другие мастера.

Культурная жизнь Венеции развивалась активно. В 1876 году в городе была основана Венецианская консерватория имени Бенедетто Марчелло (изначально — Музыкальный лицей имени Марчелло). В 1882 году ее посещал Рихард Вагнер с концертом в честь своей жены Козимы. Другое важнейшее учебное заведение Венеции — Университет Ка' Фоскари (итал. Università Ca' Foscari Venezia) — был образован в 1868 году. Его главное здание располагается в одноименном дворце, от которого университет и берет свое название. Венецианская Академия изящных искусств, открытая в 1750 году, до сих пор является крупнейшим центром обучения живописи, скульптуре и архитектуре.

Венеция издавна славится театральными представлениями. На территории города находятся три старинных крупных театра. Большой театр «Ла Фениче» (итал. Gran Teatro La Fenice) был открыт в 1792 году. В нем работали известнейшие итальянские музыканты: Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди и другие. Театр «Малибран» (итал. Teatro Malibran) был построен в 1677 году, а в 1835 году получил название в честь великой испанской певицы Марии Малибран, исполнившей в его стенах партию Амины из оперы «Сомнамбула» Беллини. «Постоянный театр Карло Гольдони» (итал. Teatro Stabile Carlo Goldoni) — самый старый, основанный в 1622 году. Карло Гольдони — знаменитый венецианский драматург, известный в музыкальной среде своими либретто к операм-буффа, — работал в театре в 1762 году.

Чайковский бывал в Венеции несколько раз: в 1872, 1874, 1877 и 1881 годах. Незадолго до его первого приезда, в 1866 году город вошел в состав Италии. Такой исторический поворот произошел под влиянием Рисорджименто (итал. il Risorgimento) — национально-освободительного движения, призывающего итальянские независимые государства к объединению в единую страну. Результатом Рисорджименто, длившегося в период с 1861 года по 1870 год, стало возникновение объединенного Королевства Италия, просуществовавшего до референдума 1946 года.

Впервые Чайковский приехал посетил Венецию в 1872 году, путешествуя по Европе. В письме И. П. Чайковскому от 19/31 января 1872 года композитор отмечает, что в его маршрут входили такие города, как Берлин, Париж, Ницца, Генуя, Венеция и Вена [ЧПСС V № 251: 273], но никакого подробного описания впечатлений от увиденного в сохранившихся письмах Чайковского не обнаружено.

В 1874 году Чайковский останавливался в Венеции по пути в Милан, где должен был присутствовать как рецензент на первом представлении оперы М. И. Глинки «Жизнь за Царя». В письме к М. И. Чайковскому от 17/29 апреля 1874 года композитор описывал город и свое настроение: «Теперь возвращаюсь в Венецию, с которой начал. Во-первых, холод здесь ужасный, и это мне нравится, потому что итальянскую жару я испытал в прошлом году. Во-вторых, гостиницы все переполнены иностранцами, и я с трудом нашел комнатку, притом весьма невзрачную. В-третьих, Венеция такой город, что если бы пришлось здесь прожить неделю, то на пятый день я бы удавился с отчаяния. Все сосредоточено на площади св. Марка. Засим куда не пойдешь, пропадаешь в лабиринте вонючих коридоров, никуда не приводящих, и пока не сядешь где-нибудь в гондолу и не велишь себя везти, не поймешь, где находишься. По Canale Grande проехаться не мешает, ибо дворцы, дворцы и дворцы, все мраморные, один лучше другого, но в то же время один грязнее и запущеннее другого. Словом, совершенно как обветшалая декорация из 1-го акта “Лукреции” (опера Г. Доницетти "Лукреция Борджиа". — Ред.). Зато палаццо дожей верх красоты и интересности, с романтическим ароматом совета десяти, инквизиции, пыток, ублиеток [от фр. oubliette — подземная темница] и т. п. прелестей. Я все-таки избéгал его еще раз вдоль и поперек и для очистки совести побывал в других двух-трех церквах с целой бездной картин Тициана и Тинторета, статуй Кановы и всяких эстетических драгоценностей. Но, повторяю, город мрачный, как будто вымерший» [ЧПСС V № 347: 347–348].

Премьера «Жизни за царя» Глинки планировалась 2/14 апреля, но затем была перенесена на май. Чайковский ее дожидаться не стал; в письме к В. В. Бесселю от 6/18 мая 1874 года композитор рассказывал: «В Милане не был вовсе, и очень жалею, что раньше тебя не предупредил о том, что не напишу ничего о “Жизни за царя”. Я раздумал быть в Милане вследствие полученного мною от Щуровского в Неаполе письма, в котором он разъяснил мне подробности в постановке оперы. Оказывается, что “Ж[изнь] за ц[аря]” подверглась такому искалечению, что русскому музыканту неприлично было бы присутствовать при операциях, которые эта опера выдерживала со стороны капельмейстера Фаччио. Нужно было бы вмешиваться, — а об этом никто меня не просил» [ЧПСС V № 352: 355].

Чайковский жил в Венеции с 11/23 ноября по 15/27 декабря 1877 года. В период с 19 ноября / 1 декабря по 2/14 декабря он прервал пребывание в Венеции, выехав в Вену с братом А. И. Чайковским. Из письма композитора к Н. Ф. фон Мекк от 11/23 ноября 1877 года следует, что он остановился в Гранд-отеле с видом на Гранд-канал и церковь Санта-Мария-делла-Салюте, по словам Чайковского — «<…> изящное, грациозное здание <…>» [ЧАПСС XVII-А ЧМ 1 № 47: 71]. Впечатление от города на этот раз было благоприятным: «Венеция очаровательный город. С каждым днем я открываю в ней новые прелести. Вчера мы ходили смотреть церковь Frari, в которой между прочими красотами мавзолей Кановы. Это чудо красоты!

Но что всего более мне нравится здесь — это тишина, отсутствие городской кутерьмы» [письмо к Н. Ф. фон Мекк от 16/28 ноября 1877; ЧАПСС XVII-А ЧМ 1 № 50: 77].

В этот период Чайковский работал над инструментовкой первой картины второго действия оперы «Евгений Онегин». По окончании записи партитуры первой картины второго действия он выставил в автографе: «Венеция 28/16 Ноября 1877.» (РНММ. Ф. 88. № 8б. Л. 56).

Вернувшись из Вены в Венецию, Чайковский приступил к оркестровке Четвертой симфонии. В автографе партитуры на последних страницах I, II и III частей он обозначил даты окончания работы с указанием места написания: I часть — «Венеция 23/11 Дек. 1877 г.» (РНММ. Ф. 88. № 58. Л. 42); II часть — «Venezia 25/13 Дек. 1877.» (Там же. Л. 58 об.); III часть — «27/15 Дек. 1877. Venezia» (Там же. Л. 68).

Тогда же в декабре, находясь в Венеции, композитор переводил по заказу П. И. Юргенсона с итальянского языка на русский тексты итальянских арий Глинки, которые были изданы уже в феврале следующего года.

В то свое пребывание Чайковский много гулял по венецианским улочкам, ему полюбилось «<…> сидеть после обеда около кафе на площади Св[ятого] Марка и глядеть на снующие толпы всякого народа…» [письмо к Н. Ф. фон Мекк от 16/28 ноября 1877; ЧАПСС XVII-А ЧМ 1 № 50: 77]. Вдохновленному атмосферой старинного города, Петру Ильичу нравились «даже узенькие, как коридоры, улицы <…> особенно вечером, при газовом освещении магазинов» [Там же]. Другое дело, что композитора раздражала местная пресса, которая, по его мнению, клеветала на Россию, умалчивая о ее победах в войне с турками и преувеличивая заслуги последних. В письме к А. И. Давыдовой от 18/30 ноября 1877 года Чайковский жаловался: «Тяжело русскому жить теперь за границей. Боже мой, до чего нас ненавидят! Толя тебе расскажет, как мы кипятились и обижались каждый вечер на площади св. Марка, когда продавцы газет кричат, чтоб приманить покупателей: “Grande vittoria dei Turchi”! И это повторяется каждый день по поводу всякого турецкого известия о всякой рекогносцировке. Vittoria dei Russi не кричат никогда!!!» [ЧПСС VI № 649: 242].

Длительное пребывание в Венеции в какой-то момент стало тяготить Чайковского, что особенно заметно в письмах, написанных после возвращения из Вены. Так, в письме С. И. Танееву от 7/19 декабря 1877 года композитор сетовал: «<…> Как ни прекрасна Венеция, как здесь ни тихо, а долго оставаться в ней все-таки не смогу, и знаете отчего? Я никак не могу привыкнуть к венецианскому зловонию. Дышать чистым воздухом здесь нет никакой возможности; он вечно заражен миазмами и привыкнуть к этому нельзя. Не понимаю, как люди могут здесь жить целую жизнь!» [ЧПСС VI № 681: 294].

Свой распорядок дня жизни в Венеции в письме к А. И. Давыдовой от 8/20 декабря 1877 Чайковский описал так: «День у меня проходит тихо и однообразно. Встаю в 8 часов, пью чай и сажусь работать. В 11 часов завтрак. Потом гуляю до 1. От 1 до 5 опять работаю. В 5 обед (отвратительный!), прогулка, в 8 часов чай, потом пишу письма, читаю газеты и около 11 ложусь» [ЧПСС VI № 682: 296].

Венеция дала Чайковскому музыкальные впечатления, ставшие импульсами для творчества: композитор услышал ряд новых для него итальянских напевов, которые позже использовал в собственных сочинениях. Своими соображениями по поводу итальянского мелоса Чайковский поделился в письме Н. Ф. фон Мекк от 16/28 декабря 1877 года: «Из Венеции я вывез с собою очень милую песенку. <…>

В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из их песенок очень мне нравится. <…>

Правда то, что у этого уличного артиста очень красивый голос и врожденная всем итальянцам ритмичность. Это последнее свойство итальянца меня очень интересует, как нечто совершенно противуположное складу наших народных песен и их народному исполнению» [ЧАПСС XVII-А ЧМ 1 № 67: 116–117]. Напев уличного венецианского певца Чайковский использовал в фортепианных пьесах «Прерванные грезы» (ор. 40 № 12) и «Шарманщик поет» из «Детского альбома» (ор. 39). В автографе пьесы «Прерванные грезы» композитор сделал примечание: «Mélodie populaire Vénitienne, inscrite en 1877. / Народная Венециянская [sic!] песня, записанная в 1877 г.» (РНММ. Ф. 88. № 115. Л. 21).

В последний раз Чайковский посетил Венецию по пути в Рим в ноябре 1881 года и провел там два дня: с 16/28 по 17/29 ноября. В первый день, устав после тяжелой дороги, Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк: «Я уже в Венеции. <…> Совершенно благополучно и в самом лучшем расположении духа совершил я свое путешествие, но очень утомился вчера. Пришлось встать в 5 часов, чтобы попасть на 7-часовой поезд, и просидеть в тесноте почти без остановок до 11½ часов вечера. Зато какое было наслаждение сесть в гондолу, очутиться в теплой комнате и наслаждаться этой чудной, своеобразной венецианской тишиной. Сегодня такая чудная погода, воздух так ласкающе-мягок, что немножко мрачная Венеция показалась мне очаровательна, и я решился остаться здесь еще сутки. <…>

Венеция производит на меня какое-то совершенно особенное впечатление. Независимо от того, что она сама по себе поэтична, прекрасна и в то же время как-то печальна, она еще возбуждает во мне воспоминания и грустные, и в то же время милые» [ЧАПСС XVII-А ЧМ 3 № 697: 593].

Младшему брату А. И. Чайковскому об этом же дне в Венеции композитор рассказал так: «<…> Венеция мне на этот раз ужасно нравится. Сегодня, вставши, отворил окно, и день оказался чудный; воздух какой-то мягкий, ласкающий. Одевшись, пошел гулять, завтракал в том трактирчике, где мы с тобой бывали, потом бродил по уморительно узким улицам, при каждой мясной и овощной лавке с вонью вспоминал, как ты на это сердился, был в S-ta Maria dei Frari (где похоронены Тициан и Канова, помнишь?), потом сидел на площади и наслаждался чудным днем и оживлением толпы, наполнявшей площадь по случаю военной музыки, игравшей посредине. В общем, мне так весело и так хорошо себя здесь чувствую, что решился остаться еще на один день и только завтра вечером поеду во Флоренцию <…>» [письмо к А. И. Чайковскому от 16/28 ноября 1881; ЧПСС Х № 1895: 270].

Литература: ЧАПСС XVII-А ЧМ 1, 3; ЧПСС V, VI, X; Петрушанская Е. Приключения русской оперы в Италии. М.: Аграф, 2018. С. 21–46.

Архивные материалы: РНММ. Ф. 88. № 8б. КП 1200/9802; РНММ. Ф. 88. № 58. КП 1200/9853; РНММ. Ф. 88. № 115. КП 1200/9902.

Редактор — Е. И. Пшеницына

Дата обновления: 09.07.2023