Гамбург (Hamburg)


Второй по величине город Германии (до 1871 — в составе Пруссии), один из крупнейших портовых городов Европы, расположен на реке Эльба в месте впадения в нее реки Альстер.

На протяжении многих веков Гамбург был вольным ганзейским городом и мощным торгово-экономическим центром Северной Европы. К XIX веку сохранил часть старой застройки, однако после пожара 1842 был в значительной степени перестроен. Среди достопримечательностей: церкви Св. Петра (1310–1320; 1849), Св. Екатерины (ок. 1377–1426), Св. Якова (кон. XIV–XV век), Св. Михаила (1750–1762; башня высотой 132 метра, 1777–1786), Св. Николая (1846–1874, башня высотой 147,4 метра); здания биржи (1839–1841) и Старой почты (1847); Городская библиотека (1479), Художественная галерея (1869) и другие.

У музыкальной культуры Гамбурга богатая история. В XVII веке город был одним из центров северонемецкой органной школы. В 1678 здесь открылся оперный театр (ныне Гамбургская государственная опера) — один из старейших в Европе и первый публичный музыкальный театр в Германии. В XVIII веке в Гамбурге работали такие композиторы, как Р. Кайзер, И. Маттезон, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман, Ф. Э. Бах. В XIX веке были основаны различные концертные объединения: Певческая академия (1819), Филармоническое общество (1828), Союз музыкантов (1867) и другие. Конкуренцию концертам Филармонического общества составляли организованные Г. Вольфом и Б. Поллини «Новые абонементные концерты» (1886), которыми до 1894 руководил Г. фон Бюлов.

Чайковский бывал в Гамбурге многократно: в 1861, 1887–1889 и 1891–1893. Впервые он посетил этот город, еще будучи чиновником Министерства юстиции в возрасте 21 года. Позднейшие приезды были связаны с гастролями Чайковского-композитора и дирижера или постановками его опер. В 1891 Чайковский останавливался в Гамбурге на одну ночь с 17/29 по 18/30 мая в отеле «St. Petersburg», возвращаясь в Россию из гастрольной поездки по США.

В разные годы композитор встречался в Гамбурге со многими музыкантами, в том числе с Т. Аве-Лаллеманом, Ю. фон Бернутом, Г. фон Бюловым, И. Брамсом, Г. Гурлиттом, А. Кругом, Ю. Лаубе, Г. Малером, Х. Риманом; издателем Д. Ратером, критиком Й. Зиттардом и другими. Наиболее подробные воспоминания об этих встречах, о самом городе, местной концертной жизни, а также о своем первом дирижерском выступлении в Гамбурге Чайковский оставил в «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году» [ЧПСС II: 356–361].

В XIX веке сочинения Чайковского активно издавались и переиздавались в Гамбурге нотопечатной фирмой Д. Ратера — «D. Rahter» (после смерти Ратера в 1891 издательство переехало в Лейпциг, но на титульных листах некоторое время сохранялась двойная маркировка) [Verzeichniss des Musikalien-Verlags 1900: 67–83]. Кроме того, в 1877 в издательстве «Cranz» была издана Третья симфония ор. 29 (партитура, оркестровые партии, переложение для фортепиано в четыре руки) и Третий квартет ор. 30 (партитура и партии) [Musikalisch-literarischer Monatsbericht 1877; URL: https://anno.onb.ac.at/cgi-content/anno-plus?aid=hof&size=45 (Abrufdatum: 20.07.2021)].

Во время своего первого путешествия по Европе, сопровождая инженера В. В. Писарева в качестве переводчика и компаньона, Чайковский находился в Гамбурге неделю с 10/22 по 16/28 июля 1861. Здесь он весело проводил время, гуляя по городу, посещая танцевальные вечера и уличные балаганы. Покидая Гамбург, который оказался, по его мнению, «несравненно лучше Берлина», Чайковский признавался отцу: «Вообще оттуда я уезжал с нек[отор]ою грустью» [письмо от 17/29 июля 1861; ЧПСС V № 57: 66].

Снова Чайковский приехал в Гамбург через 26 лет во время первых европейских гастролей. В первый день — 29 декабря 1887 / 10 января 1888 — он посетил репетицию и Третий абонементный концерт под управлением Г. фон Бюлова, где исполнялась Третья симфония Л. ван Бетховена, а также увертюра к опере «Адриан» Э. Мегюля, Скрипичный концерт e-moll Ф. Мендельсона, Адажио и фуга из сонаты для скрипки соло g-moll И. С. Баха (солист А. Д. Бродский), вторая часть («Хоровод призраков») из Симфонии № 10 («Осенью») Й. Раффа, симфоническая поэма «Пляска смерти» К. Сен-Санса [Дневники: 188; Birkin 2011: 656]. В письме к А. И. и П. В. Чайковским композитор писал об этом: «В Гамбурге был на репетиции и на самóм концерте Бюловского симфонического общества. Бюлов был очень мил и радушен. В концерте я сидел в его ложе с женой его (М. фон Бюлов, урожденная Шанцер. — Ред.). Дирижировал он великолепно. Бродский участвовал и имел большой успех» [письмо от 30 декабря 1887 / 11 января 1888; ЧПСС XIV № 3452: 312]. На следующий день Чайковский уехал в Любек готовиться к собственным концертам.

4/16 января 1888 он вернулся в Гамбург и пробыл там до 10/22 января. Эти дни были наполнены многочисленными визитами, торжественными приемами и речами, походами в рестораны и обильными возлияниями. В «Автобиографическом описании» Чайковский вспоминал: «В Гамбурге живут, как мне показалось, совсем не так скромно, чинно, размеренно-правильно, как в других немецких городах. Все мои гамбургские друзья, даже самые серьезные и по положению в свете солидные, любят “покутить”, и нигде и никогда я, кажется, так часто и много не “кутил”, как в этом бойком, красивом, милом городе» [ЧПСС II: 358].

Несмотря на суету пребывания в Гамбурге, там состоялось важное для композитора знакомство с Теодором Аве-Лаллеманом, посетившем две его репетиции и концерт. Кроме того, Аве-Лалеман организовал и оплатил съемку Чайковского у известного гамбургского фотографа Е. Бибера. Общение с немецким музыкантом оказалось для Чайковского столь значимым, что он посвятил ему свою Пятую симфонию, написанную через несколько месяцев после их встречи.

8/20 января в зале «Conventgarten» состоялся Шестой филармонический концерт, во втором отделении которого под управлением Чайковского были исполнены: Серенада для струнного оркестра ор. 48, Первый концерт для фортепиано с оркестром ор. 23 (солист В. Л. Сапельников) и финал (Тема с вариациями) Третьей сюиты ор. 55 (в первом отделении прозвучала «Оксфордская» симфония Гайдна G-dur; дирижер Ю. фон Бернут). Об успехе своего выступления и реакции местной публики Чайковский писал А. И. Зилоти «в письме от 9/21 января 1888» [ЧПСС XIV № 3463: 329].

Рецензии на этот концерт, вышедшие в немецкой прессе, композитор послал М. И. Чайковскому [ЧПСС XIV № 3468: 332]. Последний, в свою очередь, опубликовал выдержки из них в биографии своего брата, однако, опуская оценки исполняемых произведений и фокусируясь на отзывах о композиторском даровании Чайковского в целом [ЖЧ III: 187–189]. Хотя они и не были исключительно хвалебными, сам Чайковский счел отношение критиков к нему «очень благосклонным» [ЧПСС XIV № 3468: 332].

Так, Йозеф Зиттард в газете «Hamburger Correspondent» от 8/20 января 1888 писал, что «несмотря на всю оригинальность его творений и страстность его чувства, Чайковский слишком эклектик, чтобы подняться до высоты творческой самостоятельности в высшем смысле этого слова» [ЖЧ III: 188].

Эмиль Краузе в «Hamburger Fremdenblatt» писал о Серенаде для струнного оркестра: «Со специально инструментальной точки зрения все сочинение прекрасно проработано и по обращению с избранными средствами достойно многих подобных серенад для струнного оркестра, созданных в наше время профессиональной рукой» (здесь и далее перевод с немецкого К. В. Смолкина) [zitiert nach: Čajkovskij-Studien 10: 106]. Первый фортепианный концерт критик охарактеризовал как «очень пространный» и счел, что он «представляет нескончаемую цепь фраз, где один мотив сменяется другим, без какой-либо иной разработки тем, кроме чисто внешней» [zitiert nach: Ibidem]. По поводу финала Третьей оркестровой сюиты Краузе отметил: «То, что композитор здесь представил, особенно первая половина, одухотворенно и изобретательно, но радость от величественных звуковых образов длится не дольше, чем примерно до h-moll’ного скрипичного соло. С этого момента в произведении преобладают внешние эффекты, вершиной которых становится банальный полонез» [zitiert nach: Ibidem: 107].

Рецензент газеты «Hamburger Nachrichten» высказался по поводу исполненных в тот вечер сочинений Чайковского так: «В мелодиях всех этих произведений встречается упомянутый выше полу-народный, полу-тривиальный элемент, повторения и утверждения которого в отдельных частях хорошо было бы избежать <…>.» [zitiert nach: Ibidem].

Утром 9/21 января 1888 Чайковский посетил концерт в зале «Ludwigsgarten», где под управлением Ю. Лаубе были исполнены: увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и «Итальянское каприччио» [Дневники: 191]. (Позднее Чайковский пригласил немецкого дирижера приехать в Россию, и в 1888–1891 Лаубе со своим оркестром выступал на летних концертах в Павловске.) Вечером 9/21 января Чайковский был на приеме, устроенном в его честь гамбургским «Союзом музыкантов». Там прозвучали: Вариации ор. 19 № 6, «Романс» ор. 5, «Русское скерцо» ор. 1 № 1 (исполнял В. Л. Сапельников); «Горними тихо летела душа небесами» ор. 47 № 2, «Зачем?», «Он так меня любил» ор. 28 № 3–4, «Али мать меня рожала» ор. 27 № 5 (солистка И. Натан).

Через год во время следующих гастролей по Европе Чайковский снова посетил Гамбург и пробыл там с 27 февраля / 11 марта по 4/16 марта 1889. В концерте Филармонического общества он продирижировал Пятой симфонией ор. 64. На репетиции к концерту присутствовал Й. Брамс. Об этом Чайковский рассказывал в письме к М. И. Чайковскому: «Сегодня была первая репетиция. Брамс на целый лишний день остался, чтобы услышать симфонию, и был очень любезен. После репетиции мы с ним завтракали и порядочно кутили. Он очень симпатичен, и мне нравится его прямота и простота. Финал и ему, да по-видимому, и музыкантам, не понравился, а главное он мне самому ужасно противен» [письмо от 28 февраля / 12 марта 1889; ЧПСС XV-А № 3812: 68].

1/13 марта Чайковский посетил концерт Лаубе, где исполнялись первые две части Серенады для струнного оркестра ор. 48. В письме М. И. Чайковскому композитор сообщал: «Дня за два до концерта я присутствовал на бенефисе Лаубе (того, что в Павловске играет), и после двух частей серенады вся огромная зала сделала мне овацию и музыканты играли туш» [письмо от 5/17 марта 1889; ЧПСС XV-А № 3818: 74].

О собственном концерте, который прошел 3/15 марта 1889, Чайковский кратко сообщал П. И. Юргенсону: «Вчера был здешний концерт. Пятая симфония имела большой успех» [письмо от 4/16 марта 1889; ЧЮ 2 № 829: 191]. Отзывы немецких критиков об этом исполнении суммировал в биографии композитора М. И. Чайковский: «Рецензенты, констатируя большой успех симфонии, ее прекрасное исполнение, не в одинаковой степени остались довольны самим произведением. В то время как Зиттард, мнением которого Петр Ильич очень дорожил, в «Hamburger Correspondent» причислял новое произведение к “значительнейшим музыкальным явлениям последнего времени”, что отчасти подтвердил, но с оговорками, критик “Hamburger Nachrichten”, г. Эмиль Краузе в “H-r Fremdenblatt” признал ее за цепь звуковых эффектов на “фоне не особенно значительного изобретения”, “экстравагантной и манерной”» [ЖЧ III: 269].

В 1892 Чайковский провел в Гамбурге несколько дней с 5/17 по 9/21 января. На этот раз он приехал, чтобы продирижировать гамбургской премьерой оперы «Евгений Онегин», которая была поставлена на сцене Городского театра его главным режиссером Францем Биттонгом по инициативе театрального директора Бернхарда Поллини и при содействии издателя Даниэля Ратера. Кроме того, 5/17 января в гамбургском театре Чайковский слышал оперы «Сельская честь» Масканьи и «Дьявольская доля» Обера, а 6/17 января — «Тангейзер» Вагнера (дирижер Г. Малер).

Как известно, проведя 6/18 января единственную (генеральную) репетицию «Евгения Онегина» и почувствовав трудности в исполнении речитативов с непривычным ему немецким текстом, Чайковский отказался дирижировать первым представлением. Его заменил тогдашний главный дирижер театра Густав Малер, которого сам композитор в письме В. Л. Давыдову назвал «гениальным капельмейстером» [письмо от 7/19 января 1892; ЧПСС XVI-Б № 4593: 16]. В другом письме, адресованном Н. Г. Конради, Чайковский оценивал исполнение оперы на премьере 7/19 января как «положительно превосходное», при этом отмечая курьезность некоторых постановочных решений, а также относительную сдержанность реакции публики [письмо от 8/20 января 1892; ЧПСС XVI-Б № 4594: 17].

Не вполне однозначный прием оперы фиксировали и немецкие рецензенты. Зиттард в газете «Der Hamburgische Correspondent» от 8/20 января 1892 писал: «Премьера, которая состоялась под управлением не самого композитора, а господина капельмейстера Малера, была очень хорошей. Особенно это касается партии оркестра, которая была весьма тщательно отрепетирована. <...> Если «Онегин» и не опера в драматическом смысле слова, она все же содержит так много сугубо музыкальных красот и тонкостей, что мы находим тем более незаслуженным таким художником, как господин Чайковский, который занимает такое значительное положение среди современных авторов инструментальной музыки, то шиканье, которое раздавалось после некоторых сцен; хотя бы из вежливости к присутствующему артисту следовало отказаться от совершенно несправедливой демонстрации» [перевод с немецкого М. Г. Раку; Раку 2012: 95–96].

Через год, 3/15 января 1893, в Гамбурге под управлением Малера впервые за пределами России была поставлена опера «Иоланта». По приглашению Поллини Чайковский должен был посетить премьеру, но из-за связанных с ней переживаний — «авторских волнений», как он их называл, — в последний момент изменил свое решение и, сославшись на плохое самочувствие, отправился на отдых в Швейцарию и во Францию [ЧПСС XVI-Б № 4829: 202].

Летом того же года композитор снова получил приглашение от Поллини присутствовать на возобновлении «Иоланты» 26 августа / 7 сентября (она исполнялась в один вечер с оперой Леонкавалло «Паяцы»; снова дирижировал Малер). На этот раз Чайковский прибыл в Гамбург (25 августа / 6 сентября) и присутствовал на спектакле, однако письменных свидетельств он о нем не оставил. По мнению М. И. Чайковского, это говорило об отсутствии у композитора «потребности жаловаться» [ЖЧ III: 561]. Учитывая неоднократные вызовы автора на сцену и туш, сыгранный музыкантами оркестра, исполнение в тот вечер действительно было удачным [Раку 2012: 97–98].

29 августа / 10 сентября Чайковский покинул Гамбург и вернулся в Россию. Это была его последняя заграничная поездка, менее чем через два месяца после которой композитор скончался.

Литература: Дневники; ЖЧ III; ЧПСС II, V, XIV, XV-A, XVI-Б, XVII; ЧЮ 2; Čajkovskij-Studien 8, 10; Musikalisch-literarischer Monatsbericht über neue Musikalien, musikalische Schriften und Abbildungen für die Jahre 1880–1885; 1888–1893. Als Fortsetzung des Handbuchs der musikalischen Literatur. Herausgegeben und verlegt von Friedrich Hofmeister, Leipzig. [o.J.]; Sittard J. Geschichte des Musik- und Concertwesens in Hamburg vom 14. Jahrhundert bis auf die Gegenwart. Altona und Leipzig: Verlag von A. C. Reher, 1890; Verzeichniss des Musikalien-Verlags von D. Rahter in Hamburg und Leipzig. Abteilung I. Alphabetisches Verzeichniss, 1900; Birkin K. Hans von Bülow. A Life for Music. New York, Cambridge: Cambridge University Press, 2011; Раку М. Г. Бернхард Поллини как зарубежный импресарио Чайковского // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2012. № 3. С. 80–103. (URL: http://sias.ru/upload/iblock/6b8/raku.pdf дата обращения к сайту 25.07.2021).

См. также:  Ганновер, Берлин, Любек; Аве-Лаллеман, Брамс, Бродский, Бюлов, Малер, Поллини, Сапельников; Дирижерская деятельность Ч., Чайковский дирижер: хронограф, репертуар; Первый фортепианный концерт, Серенада для струнного оркестра, Сюита № 3, Симфония № 5; «Евгений Онегин», «Иоланта»; Портреты Ч.; Каталог фотографий.

Редактор — О. А. Бобрик

Дата обновления: 30.12.2023