«Александр в Вавилоне», неосуществленный оперный замысел на сюжет А. Н. Островского

ЧС 449.


Сюжет был предложен Чайковскому осенью 1868 года А. Н. Островским, который намеревался сам написать и либретто для оперы. Для Островского «Александр в Вавилоне» также остался неосуществленным замыслом. В 1850 он задумал трагедию в стихах из истории древнего Вавилона и Греции времен Александра Македонского. Молодой драматург хотел доказать критикам, что способен не только к описаниям хорошо известной ему жизни и нравов русского купечества, но и сюжетам из других эпох. «Александр в Вавилоне» предназначался Островским для издаваемого М. П. Погодиным журнала «Москвитянин». Известие об этом замысле драматурга появилось в прессе: «А. Н. Островский пишет теперь драму в стихах, — в роде драм последних годов жизни Лорда Байрона. В новой драме А. Н. Островского, из которой отрывки мы слышали из уст самого автора, видно уже дальнейшее развитие нашего молодого драматурга; здесь “искусство — само себе цель”. Страстная природа молодого сердца и слово, сотканное из чистой гармонии русского стиха, здесь проявилось в самом интересном сюжете, — сюжете, взятом из  истории древнего Востока... Драма господина Островского называется “Александр Великий в Вавилоне”. В этой драме представлены три совершенно различныя народности» [Смесь 1850: 188]. Трагедию «Александр в Вавилоне» Островский так и не написал. В его архиве остались лишь отдельные наброски и план песни молодого героя [Лакшин 2004: 190]. «Но летом 1943 г. Центральному архиву литературы и искусства [ныне — РГАЛИ] удалось приобрести у одного частного лица 12 строк пьесы. Эти строки, написанные рукой Островского, были подарены драматургом кому-то из своих друзей или почитателей» [Ревякин 1953: 102].

Почти через два десятилетия Островский предложил Чайковскому, тогда начинающему оперному композитору сюжет «Александра в Вавилоне». В этот момент первая опера Чайковского «Воевода», написанная также на сюжет и частично либретто Островского, уже разучивалась в Большом театре в Москве, где через несколько месяцев состоялась ее премьера.

История замысла оперы «Александр в Вавилоне» и ее сюжет рассказаны Чайковским в письме от 25 сентября / 6 октября 1868 года к брату А. И. Чайковскому, и это позволяет отчасти восстановить намерения драматурга: «Касательно будущих сочинений моих могу сообщить тебе очень приятное известие: на днях обедал [у] Островского, и он сам предложил написать мне новое великолепное либретто. Сюжет его планирует он уже 20 лет, никому до сих [пор] не решился отдать и, наконец, избрал меня. Действие происходит в Вавилоне и в Греции при Александре Македонском, который сам принимает в опере деятельное участие. В опере сталкиваются представители двух классических наций: евреи и греки; герой — молодой еврей, обманутый в любви к одной еврейке, предпочтившей Александра из честолюбия, который в конце делается пророком. Ты не можешь себе представить, до чего эта канва великолепна» [ЧПСС V № 121: 144]. Других упоминаний об оперном замысле Чайковского «Александр в Вавилоне» среди рабочих материалов композитора не обнаружено. Вскоре в поле зрения Чайковского появились другие оперные сюжеты, в том числе «Мандрагора» и «Ундина».

Литература: ЧПСС V; Смесь // Библиотека для чтения. 1850. Т. 104. СПб.: Типография Карла Крайя. С. 188; Ревякин А. И. Незаконченные исторические произведения А. Н. Островского «Лиса Патрикеевна» и «Александр Македонский» // Ученые записки Московского городского педагогического института имени В. Л. Потемкина. Т. XX. Вып. 2. М.: МГПИ, 1953. С. 100–104; Островский А. Н. Песня еврея (из неоконченной драмы) // Островский А. Н. Полное собрание сочинений в 12 томах. Т. 7. М.: Искусство, 1977. С. 464; Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. 3-е изд. М.: Гелеос, 2004.

Редактор — М. Г. Раку

Дата обновления: 09.07.2023