Аус дер Óэ Адель (Aus der Ohe Adele)


11 февраля 1864, Ганновер — 7 декабря 1937, Берлин.

Немецкая пианистка, композитор, исполнительница Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского в 1891 и 1893 под управлением автора. В репертуаре Аус дер Оэ были также Второй концерт для фортепиано с оркестром, «Песня без слов» op. 2 № 3 и «Тема с вариациями» op. 19 № 6 Чайковского.

Обучалась игре на рояле с раннего детства у Теодора Куллака в Берлине. Начала выступать с 7 лет. В 1877–1884 была ученицей Ференца Листа; одновременно широко концертировала в Европе, в 1886 дебютировала в Нью-Йорке, после чего в течение 17 лет с успехом выступала в США. Исполнительская карьера Аус дер Оэ была весьма успешной. Пианистка выступала с Чикагским симфоническим оркестром, Миннеаполисским симфоническим оркестром в США, оркестром под управлением Ганса Рихтера в Вене, участвовала в юбилейном концерте Лондонского филармонического оркестра, посвященного 60-летнему юбилею правления Королевы Виктории, концерте в честь 400-летия Королевского оркестра в Берлине, а также была удостоена титула Королевской придворной пианистки при дворе прусского короля Вильгельма II. Смерть сестер, прогрессирующее заболевание, вызванный Первой мировой войной экономический кризис привели к тому, что после 1906 Аус дер Оэ фактически оставила карьеру. Последние 10 лет она жила благодаря материальной поддержке своих американских поклонников. Аус дер Оэ стала автором многочисленных произведений для голоса с фортепиано, фортепиано соло, дуэта для скрипки и фортепиано. Ее сочинения появлялись в издательских каталогах фирмы G. Schirmer (Нью-Йорк) и Ries & Erler (Берлин).

Аус дер Оэ была приглашена исполнять Первый фортепианный концерт Чайковского под управлением автора во время фестиваля, приуроченного к открытию «Карнеги-холла». В этот, пятый сезон Аус дер Оэ в Америке, она уже завоевала определенную популярность. Записи в Дневнике Чайковского позволяют предположить, что знакомство с пианисткой состоялось спустя неделю после приезда его в Нью-Йорк, 20 апреля / 2 мая 1891 во время репетиции концерта, при весьма неблагоприятных обстоятельствах:

«Она (репетиция — Л. Г. Гинзбург) происходила уже в большом зале при шуме рабочих, стуке молотка, суете распорядителей. Расположен оркестр в ширину всей громадной эстрады, вследствие чего звучность скверная, не ровная. Эти причины скверно действовали на мои нервы и несколько раз я чувствовал приступы бешенства и желанье со скандалом бросить все и убежать. Кое-как проиграл сюиту, кое-как марш, а фортепианный концерт, вследствие беспорядка в нотах и усталости музыкантов, бросил в середине 1-й части <…> Пианистка von der Ohe, пришла в 5 часов и сыграла мне концерт, столь неудачно репетированный утром» [Дневники: 269].

На следующий день они встретились в доме издателя Ширмера во время ужина: «A. aus der Оhе сыграла весьма хорошо несколько пьес, а со мной концерт мой» [Там же: 271]. После этого композитора и пианистку с сестрой «снабдили великолепными розами, спустили по лифту, посадили опять в карету Ширмера и развезли по домам» [Там же]. На следующий день Чайковский вновь работал с Аус дер Оэ над интерпретацией концерта, записав в дневнике: «Она явилась с сестрой и я указал ей разные нюансы, подробности и тонкости, в коих ее сильная, чистая и блестящая игра нуждалась, судя по вчерашнему, несколько топорному исполнению» [Там же: 272]. Тогда же Чайковский записал и некоторые детали биографии артистки, сообщенные ему М. Рено: «Она приехала сюда 4 г. тому назад без гроша денег, но заручившись приглашением сыграть концерт Листа (коего она ученица) в симфоническом Обществе. Игра ее понравилась; посыпались отовсюду приглашения, везде ее сопровождал огромный успех; в течение 4-х лет она слонялась из города в город по всей Америке и теперь у нее капитал в полмиллиона марок!!!!» [Там же]. Этот факт, по-видимому, произвел на композитора сильное впечатление, т. к. он сообщал о нем в письмах к Ю. Э. Конюсу [23 апреля / 5 мая 1891; ЧПСС XVI-A № 4374: 107] и А. И. Зилоти [11/23 июня 1891; ЧПСС XVI-A № 4400: 135].

Первое совместное выступление Чайковского и Аус дер Оэ состоялось в Нью-Йорке 27 апреля / 9 мая, в последний день фестиваля к открытию «Карнеги-холла». «Концерт мой, в отличном исполнении Adele aus der Ohe прошел великолепно. Энтузиазм был какого и в России никогда не удавалось возбуждать. Вызывали без конца, кричали “upwards”, махали платками — одним словом было видно, что я полюбился и в самом деле американцам» [Дневники: 277]. Не менее успешно прошло и исполнение Концерта в Балтиморе 3/15 мая, хотя, как отметил композитор, «особенного восторга в публике я не заметил, по крайней мере сравнительно с Нью-Йорком» [Там же: 285]. Из Балтимора композитор уехал в Вашингтон, а Аус дер Оэ в Филадельфию, куда Чайковский приехал 6/18 мая. В Филадельфии они дали еще один совместный концерт, а затем вместе возвратились в Нью-Йорк. 7/19 мая Чайковский вновь слушал игру Аус дер Оэ в загородном доме Д-Ф-У. Холлза, мецената и американского адвоката фирмы «Стейнвей». В тот же вечер он специально зашел к пианистке проститься перед отъездом в Европу [Там же: 289].

Совместные концерты Чайковского и Аус дер Оэ вызвали одобрение большинства критиков. Они писали о бурных аплодисментах и многочисленных вызовах на поклоны. Особо отмечалось взаимное уважение между двумя музыкантами, каждый из которых приглашал другого разделить признание публики. В описании игры Аус дер Оэ рецензенты единодушно выделяли техническое мастерство исполнения. В то же время присутствовало некоторое расхождение во мнениях, объясняющееся тем фактом, что концерт прозвучал в исполнении женщины. В большинстве рецензий отмечались сила, выдержка, энергия исполнительницы. Иную точку зрения выражала критическая статья в «Музыкальном курьере» («Musical Courier»): «Концерт, который мы уже слышали в интерпретации господина Руммеля и господина Йошеффи, прозвучал очень гладко — на самом деле, слишком гладко для того, чтобы передать его драматическую силу и почти варварский огонь и неистовство. Мисс Аус дер Оэ чересчур женственна в своем стиле исполнения, чтобы передать наполненные страстью фразы концерта господина Чайковского. Ее прилизанная и аккуратная интерпретация совершенно убила колорит изящного скерцо с его вальсообразным ритмом» [The Music of the Festival. Musical Courier. 1891. May 13: 482; опубл. в Tchaikovsky in America: The Composer’s Visit in 1891: 120; перевод с английского Ю. Г. Хаит].

Несомненно, что интерпретация Аус дер Оэ в целом удовлетворила композитора, а тесное общение заметно сблизило их. Еще находясь в Нью-Йорке, Чайковский отправил своему концертному менеджеру Г. Вольфу письмо с просьбой способствовать в организации концертов Аус дер Оэ, характеризуя ее как «после Ментер и Есиповой (С. Ментер и А. Н. Есипова, которым посвящены партитура и переложение для двух фортепиано Концерта-фантазии для фортепиано с оркестром, ор. 56 — Ю. Х.), лучшую женщину-пианистку в мире» [письмо Чайковского Г. Вольфу 6/18 мая 1891; http://en.tchaikovsky-research.net/pages/Letter_4381a (дата обращения: 23.06.2023)].

После возвращения в Россию Чайковский продолжал следить за успехами Аус дер Оэ, о чем свидетельствуют, в частности, строки из письма к У. фон Саксу: «Меня очень радует успех Адель аус дер Ое, потому что это не только артистка с большим талантом, но и добрый, превосходный человек» [письмо Чайковского У. фон Саксу 15/27 ноября 1892; ЧПСС XVI-Б № 4807: 195].

О продолжающемся общении свидетельствуют пять сохранившихся писем Аус дер Оэ к Чайковскому, в том числе опубликованные — от 16/28 июля и 4/16 сентября 1891 и 25 сентября / 7 октября 1892 [ЧЗМ: 43–45]. В первом из них она сообщала, что разучивает его Второй концерт для фортепиано с оркестром: «Не высказывали ли Вы, когда я имела честь и радость встретиться с Вами в Нью-Йорке, что в нем было бы желательно [выделить] некоторые маленькие оттенки? И не будете ли Вы так любезны позднее, прежде чем я буду исполнять его публично, указать мне их? Потому что мне хочется исполнить этот концерт как можно ближе к Вашему замыслу» [письмо от 16/28 июля 1891; ЧЗМ: 43–44]. В том же письме пианистка сообщала о желании приехать в Россию с гастролями: «Пока еще ничего определенного, но я не теряю надежды иметь право вскоре показаться в России, и притом, надеюсь с Вашим концертом, исполнение которого который под Вашим управлением принадлежит к моим самым чудесным воспоминаниям!» [ЧЗМ: 44]. В свою очередь, Чайковский рекомендовал Аус дер Оэ П. Л. Петерссену, организатору концертов ИРМО в Санкт-Петербурге [письмо Чайковского П. Л. Петерссену от 13/25 июля 1892; ПМА 4 (2003): 118–119]. Теме будущих гастролей в России были посвящены и следующие письма пианистки к композитору.

Гастроли Аус дер Оэ состоялись: 16/28 октября 1893 пианистка выступила в первом из планировавшейся серии из четырех концертов ИРМО с участием Чайковского. В этом концерте (который оказался последним в жизни композитора) пианистка исполнила Первый концерт для фортепиано с оркестром под управлением автора и «Испанскую рапсодию» Ф. Листа, что свидетельствовало о ее незаурядной выносливости. Племянник Чайковского Ю. Л. Давыдов вспоминал о «хорошем, несколько сухом исполнении Адели Аус дер Оэ» [Воспоминания о Чайковском: 385].

Аус дер Оэ оставила воспоминания о последней встрече с композитором:

«Чайковский был здоров и счастлив, но в душе его как будто таилось предчувствие внезапной смерти. В антракте он говорил о кончине Гуно и о дарованной ему глубокой старости. Несколько раз он повторял: “Если бы я мог прожить еще двадцать лет, сколько еще я мог бы написать, что бы я мог сделать”. Сообщение о том, что первое исполнение Шестой симфонии не встретило восторженного приема, было неверным. Особенно хорошо были приняты первая и последняя части. Чайковский сказал с той детской простотой, которая отличала его: “Я так рад, что им больше всего нравятся эти части симфонии; они тоже мои любимые”. Симфония во время исполнения была названа Патетической. Его Концерт си-бемоль минор, который я играла по этому поводу, был тепло принят, и я подошла к дирижерскому пульту и, взяв его за руку, заставила его принять аплодисменты, которые были вызваны его работой, а не моей. На следующий вечер Чайковский пригласил меня и нескольких друзей на ужин. Казалось, мысль о приближении смерти вновь посетила его, хотя он, по-видимому, был в самом лучшем состоянии здоровья. Ему особенно не терпелось отредактировать свой Третий фортепианный концерт. Хотя сочинение ему нравилось, он хотел дать солирующему инструменту больше возможностей. Однако и это произведение, и его опера “Ромео и Джульетта” так и не были завершены. Во вторник он зашел ко мне и услышал, как я играю некоторые из его сочинений. В среду он должен был уехать в Москву, где я надеялась встретиться с ним, поскольку была занята там в концертах. По какой-то причине он не уехал.

В четверг он заболел, и болезнь была объявлена холерой. <…> Концерт, посвященный его памяти, стал печальным и заметным событием. Его бюст, почти весь усыпанный цветами и венками, стоял в центре сцены. Публика была одета в траурные одежды, и аплодисменты были приглушенными. Играть было сложно, от слез я еле могла видеть клавиши» [Chicago Daily Tribune. 1894. February 25: 25; опубл. в The Untold Story of Adele aus der Ohe: 94–96; перевод с английского Ю. Г. Хаит].

Литература: ЧЗМ. С. 43–45; Дневники; ЧПСС XVI-А, XVI-Б; ПМА 4 (2003). С. 118–119; Сидельников Л., Прибегина Г. 25 дней в Америке: К 100-летию гастрольной поездки П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1991; Norris G. Stanford, the Cambridge Jubilee, and Tchaikovsky. London: David & Charles, 1980; Elkhonon Y. Tchaikovsky in America: The Composer’s Visit in 1891. New York, Oxford: Oxford University Press, 1986; Leno LaWayne. The Untold Story of Adele aus der Ohe: From a Liszt Student to a Virtuoso. Edina: Beaver’s Pond Press, 2012; Письмо П. И. Чайковского к Г. Вольфу от 6/18 мая 1891. URL: http://en.tchaikovsky-research.net/pages/Letter_4381a (дата обращения: 10.01.2024).

Архивные материалы: Аус дер Оэ А. Письма П. И. Чайковскому (ГМЗЧ. а4. № 3168-3172. КП 27998/183-187); визитная карточка А. Аус дер Оэ (ГМЗЧ. а15. № 129. КП 27998/188).

См. также: Балтимор; Нью-Йорк; Филадельфия.

Редактор — Ю. Г. Хаит

Дата обновления: 30.01.2024