Владикавказ (Дзæуджыхъæу)


Город на юге России в центральной части Северного Кавказа. Столица Республики Северная Осетия — Алания. Расположен на возвышенной равнине у подножья горы Иль и реки Терек, неподалеку от Дарьяльского ущелья.

Владикавказ был основан в 1784 как крепость на месте небольшого осетинского аула Капкай для охраны Военно-Грузинской дороги. В 1860 получил статус города, а к 1863 стал административным центром Терской области. В 1875 соединен железной дорогой с Ростовом-на-Дону.

Исторический центр Владикавказа в основном представлен особняками в стиле модерн, построенными в конце XIX века. В Пушкинском сквере сохранились фрагменты крепостной стены Владикавказа (1780-е).

Поскольку во Владикавказе жили представители разных конфессий, в городе построили осетинскую православную церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке (1812), армянскую Апостольскую церковь святого Григория Просветителя (1868), русские православные церкви пророка Илии (1890) и святого князя Владимира (1890); Римско-Католический костел (1891).

В 1830-х возле комендатуры Владикавказской крепости был разбит сад, который стал называться «Комендантским». Он занимал площадь верхней террасы современного Центрального парка культуры и отдыха имени Коста Хетагурова — старейшей достопримечательности Северного Кавказа. На территории парка располагается особняк барона Штейнгеля — памятник городской архитектуры. Здание строилось в 1890-е по проекту инженера И. В. Рябикина.

В период с 1869 по 1871 во Владикавказе шло строительство Академического русского драматического театра (ныне — имени Евгения Вахтангова). Театр открылся премьерой спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова 15 апреля 1871. Согласно планировке большинства дореволюционных театров, сцена была рассчитана не только на драматические спектакли, но и на оперно-балетные, поэтому имела оркестровую яму.

Чайковский трижды заезжал во Владикавказ по пути в Тифлис по Военно-Грузинской дороге: в 1886, 1888 и 1890. 14/26 февраля 1886, готовясь к путешествию, композитор писал брату: «А на один вопрос ни ты, ни Паня все-таки мне не ответили. Я хотел знать, не лучше ли мне ехать на Севастополь и морем в Поти? Впрочем все равно; решаюсь ехать через Военно-Грузинскую и теперь уж буду действовать в виду сухопутного путешествия. <...> Алексеев советует мне взять во Владикавказе курьера, т. е. человека, который специально занимается сопровождением путешественников при переезде. Это будет удобнее. Выеду я, как уже сообщал прежде, 12-го марта. Впрочем, буду тебе телеграфировать перед отъездом из Москвы и, вероятно, еще с пути и попрошу тебя непременно устроить мне протекцию, т. е. чтобы везде давали лошадей и, по возможности, дали в Млетах если не царскую, то просто хорошую комнату. <…>. Я не в состоянии безостановочно ехать до Владикавказа; необходимо хоть на один день остановиться где-нибудь, чтобы находиться до усталости пешком. 4-х дневное сидение для меня слишком ужасно. Я еще недостаточно изучил путеводитель» [письмо к А. И. Чайковскому от 14/26 февраля 1886; ЧПСС XIII № 2890: 279–280].

Во Владикавказе композитор пробыл два дня: 28 и 29 марта / 10 и 11 апреля. В письме к Н. Ф. фон Мекк он поделился первыми впечатлениями: «Вчера приехал сюда (во Владикавказ. — Ред.) и надеялся сегодня же выехать в Тифлис, но не достал экипажа и лошадей и выеду завтра. Впрочем, не особенно сокрушаюсь от этой задержки. Погода чудная — совершенная весна. Горы в виду моей гостиницы (отвратительно грязной, хотя и считающейся лучшею), Казбек красуется сегодня во всем величии, — вид изумительно чудный» [письмо к Н. Ф. фон Мекк от 29 марта / 10 апреля 1886; ЧПСС XIII № 2918: 304]. В другом письме Чайковский пишет о Владикавказе как о «городке очень оживленном и симпатичном», но продолжает сетовать на отель: «…боже, что за ужасная, позорная гостиница!!! А считается она лучшей» [письмо к М. И. Чайковскому от 29 марта / 11 апреля 1886; там же. № 2919: 305]. Недовольства высказывались и П. И. Юргенсону: «Погода изумительно чудная, Кавказ перед моими окнами, Казбек красуется во всем своем величии, и самый городок довольно симпатичен. Но что за ужасная гостиница!!! Стыдно за свое отечество. Если нет порядочного, чистенького отеля в таком оживленном местечке, как Владикавказ, то, значит, и спроса на порядочное, чистое помещение нет» [письмо к П. И. Юргенсону от 29 марта / 11 апреля 1886; ЧЮ 2 № 591: 23–24].

Более подробные записи о Владикавказе Чайковский оставил в дневнике. Первый день он описал кратко: «Владикавказ. Плохая гостиница. <…>. Прогулка с Алёшей по бульвару» [запись от 28 марта / 10 апреля 1886; Дневники: 46]. Зато в красках рассказал о втором дне и, в особенности, о походе в церковь (вероятно, в армянскую Апостольскую церковь святого Григория Просветителя): «Погода великолепная. Горы видно ясно. После чая и устройства дела с коляской на завтра, я пошел гулять в самом лучшем настроении. Попал в церковь к обедне с причастниками. Дебют диакона. Он конфузился, терялся, решительно не знал что ему делать. Было жаль и странно, но и смешно. Старик батюшка с носовым звуком. Причетник-армянин. Вообще вынес сильное впечатление от новизны обстановки в этой литургии» [запись от 29 марта / 11 апреля 1886; там же].

Вернувшись домой, Чайковский написал письма, позавтракал с братом в гостиной и отправился на прогулку: «Нанял фаэтон и поехал по шоссе к маленькому укреплению у впадения речки (не помню название) в Терек. Дорогой симпатичный извощик [sic!] Саратовец рассказывал мне много интересных вещей относительно здешней этнографии, или, как он выражался “про разных религиев”. Эта двухчасовая прогулка была очень приятна» [запись от 29 марта / 11 апреля 1886; там же].

Накануне отъезда из Владикавказа композитор плохо спал и в очередной раз возмутился условиями проживания: «Последняя ночь в гостинице Франция была ужасна. Постель невозможная, блохи кусали немилосердно, тоска и отвращение душили меня» [запись от 30 марта / 12 апреля 1886; там же]. Зато, проезжая по Военно-Грузинской дороге, он насладился красотой местных достопримечательностей: «Погода была чудная. Чем дальше, тем становилось красивее, интереснее и холоднее. После Ларса (2-я станция) началось знаменитое Дарьяльское ущелье, с замком Тамары, бешено мятущимся Тереком и т. д.» [запись от 30 марта / 12 апреля 1886; там же: 47]. То же композитор сообщил М. И. Чайковскому в письме от 1/13 апреля 1886: «Разнообразие впечатлений делает то, что интерес не прекращается ни на минуту. Сначала довольно долго приближаешься к горам, причем кажется, что они перед носом, а между тем все едешь да едешь. Потом долина Терека все делается уже. Потом выезжаешь в Дарьяльское ущелье, страшное, мрачное, дикое» [ЧПСС XIII № 2921: 306–307].

В 1888 Чайковский возвращался домой с гастролей из Западной Европы через Владикавказ. Подробных записей он не оставил, но вкратце упомянул о городе, рассказывая о плане поездки в одном из писем: «В настоящую минуту я нахожусь проездом в Вене. Мне предстоит громадное путешествие на Волочинск, Харьков, Ростов, Владикавказ, Тифлис, и я остановился здесь на несколько часов, чтобы отдохнуть» [письмо к А. О. Патере от 8 апреля / 27 марта 1888; ЧПСС XIV № 3530: 393].

Последний заезд Чайковского во Владикавказ был в конце октября 1890 по пути из Тифлиса. В письме к П. В. Чайковской от 27 октября / 8 ноября 1890 Чайковский рассказал о приезде и походе в местный театр (предположительно, в Академический русский театр): «Во Владикавказ приехали в 3 часа дня. Отлично обедали, а вечером я был в театре!!! Давали оперетку "Птички певчие" (имеется в виду оперетта "Перикола" Жака Оффенбаха. — Ред.). Просидел одно действие, наслаждаясь созерцанием владикавказских кокодесов (от франц. cocodès — фат, представитель золотой молодежи. — Ред.), посылавших глазки и безешки (поцелуи. — Ред.) певицам, весьма мало привлекательным» [ЧПСС XV-Б № 4243: 284].

Литература: Дневники; ЧПСС XIII, XIV, XV-Б; ЧЮ 2; Корганов В. Д. Чайковский на Кавказе: по дневникам и письмам его, по сведениям тифлисских газет и по личным воспоминаниям / В. Д. Корганов. Ереван: Армгиз, 1940.

Редактор — Е. И. Пшеницына

Дата обновления: 30.01.2024