Бичурина Анна Александровна и сестры


1. Бичурина Анна Александровна

2. Бичурина-вторая Елена Александровна

3. Бичурина Нина Александровна

Источники


1. Бичурина Анна Александровна

1852, 1853, или 1854, Тифлис — 5/17 февраля 1888, Петербург.

оперная и камерная певица (контральто), исполнительница оперных партий (первой спела партию Солохи в «Кузнеце Вакуле» и Няни в петербургской премьере «Евгения Онегина»), а также романсов Чайковского.

Окончила Тифлисский женский институт. Первоначальное вокальное образование получила в тифлисской Музыкальной школе Кавказского музыкального общества у Х. И. Сванели (выпускника Петербургской консерватории одного года с Чайковским), затем обучалась в Петербургской консерватории (классы Г. Ниссен-Саломан и Дж. Корси). Артистическую карьеру начала с выступлений в концертах. В 1875 году дебютировала с целью поступления в труппу Русской оперы на сцене Мариинского театра в партии Вани («Жизнь за царя» М. И. Глинки). Бичурина — первая исполнительница партий: Свояченицы и Леля («Майская ночь» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Уберты («Корделия» Н. Ф. Соловьева). Среди лучших партий: Ваня («Жизнь за царя» Глинки), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Княгиня («Русалка» А. С. Даргомыжского), Авра («Юдифь» А. Н. Серова), Зибель («Фауст» Ш. Гуно) и другие.

Успешно вела концертную деятельность. Гастролировала в России и за рубежом. Исполняла сольные партии в «Торжественной мессе» и Девятой симфонии Л. ван Бетховена. Камерный репертуар включал произведения русских композиторов. Певице посвящены романсы А. П. Бородина («Спесь») и А. Г. Рубинштейна («Князь Ростислав на земле чужой»).

Последнее выступление в театре состоялось 12 ноября 1885 года на премьере оперы Н. Ф. Соловьева «Корделия» в роли Уберты. Обладала исключительным по красоте, сочным и густым голосом широкого диапазона, ровным на всем протяжении, необычайно звучным и полетным, с превосходными по блеску верхними нотами. Исполнительское мастерство певицы характеризовалось выдающимся артистическим чутьем, актерским темпераментом и мастерством сценического перевоплощения. Индивидуальности Бичуриной более близки были партии характерного, бытового и комедийного склада.

Бичурина стала первой исполнительницей партии Солохи в опере Чайковского «Кузнец Вакула», где проявила лучшие стороны своего таланта. На премьере, доставившей композитору немало переживаний, в том числе из-за качества исполнителей, Бичурина была единогласно поставлена критиками на первое место. М. Иванов в «Новом времени» писал: «Что до исполнения, то в первый вечер оно сильно скомпрометировало судьбу оперы; оно очень усилило впечатление недостатка жизни и веселости в опере. Лучше всех была г-жа Бичурина, передавшая свою роль свободно и естественно» [Новое время 1876: 4]. «Г-жа Бичурина чудесная Солоха, — писал Кюи в «Санкт-Петербургских ведомостях», — голос у нее отличный, поет и играет она бойко, с увлечением. В этой роли она обнаружила род таланта, напоминающий Д. М. Леонову, а это не мало» [С.-Петербургские ведомости 1876: 2]. Сам Чайковский в письме С. И. Танееву о премьере оперы «Кузнец Вакула» 2/14 декабря 1876 года подтверждал: «Солоха (Бичурина) была превосходна» [ЧПСС VI № 517: 89]. Брат композитора Модест Ильич сравнил интерпретации этой партии двумя исполнительницами, А. П. Крутиковой и Бичуриной: «<…> Г-жа Крутикова в партии Солохи явилась лучшею исполнительницей, но все же, чего-нибудь недосказанного г-жей Бичуриной, не показала» [ЖЧ III: 153]. Бичурина также исполняла романсы Чайковского, в частности, «Нет, только тот, кто знал», «Колыбельная песня». Певица встречалась с композитором во время его пребывания в Тифлисе в апреле 1886 года. Сезон 1885/1886 закончился для певицы еще в 1885 году скандальным уходом из труппы Русской оперы в Санкт-Петербурге. Приказ дирекции об увольнении на основании дисциплинарного нарушения вышел 15 ноября 1885 года, через три дня после ее выступления на премьере оперы Соловьева «Корделия» (См.: Кондратьев. Дневники-рапорты. ГЦТМ. Ф. 118. Ед. хр. 2. Л. 72‒72 об.). Певица предпринимала неудачные попытки оспорить решение дирекции в суде, и принуждена была уехать на родину. Чайковский навестил ее в Тифлисе [Дневники: 54]. Бичурина имела двух сестер, также певиц, с которыми Чайковский предположительно встречался в Тифлисе в 1886 году.


2. Бичурина-вторая Елена Александровна


уроженка Тифлиса, меццо-сопрано, выступала в тифлисcком оперном театре с 1882 года, композитор посещал ее концерты. В свой первый приезд в Грузию Чайковский присутствовал на концерте Бичуриной-второй и молодого пианиста и композитора Генария Осиповича Корганова, который состоялся 4/16 апреля 1886 года в Тифлисском «Музыкальном кружке». 28 апреля / 10 мая Чайковский вместе с правоведом В. В. Карновичем нанесли визит Бичуриной-второй [Дневники: 48].


3. Бичурина Нина Александровна


младшая сестра А. А. и Е. А. Бичуриных, также певица (меццо-сопрано), окончила в 1889 году Тифлисское музыкальное училище РМО по классу Варвары Михайловны Зарудной и получила звание оперной артистки.


Источники

Литература: ЖЧ III. С. 300-309; ЧПСС VI; Дневники; Иванов М. Музыкальная хроника // Новое время. 1876. № 272. 29 ноября. С. 4; [Кюи Ц. А.] Музыкальные заметки. «Кузнец Вакула». Опера г. Чайковского // С.-Петербургские Ведомости. 1876. № 331. 30 ноября. С. 2−3; Ипполитов-Иванов М М. Из тифлисской старины. Х. И. Сванели — основатель первой музыкальной школы на Кавказе // Заря Востока. Тбилиси. 1925. № 810. 21 февраля. С. 2; Мшевелидзе А. Очерки по истории музыкального образования в Грузии. М: Советский композитор, 1971 (Бичурина А. А. — С. 41, 69, 83; Бичурина Е. А. — С. 69, 83; Бичурина Н. А. — С. 58, 83); Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750–1917. Т. 1. М.: Советский композитор, 1991. С. 60.

Архивные материалы: Г. П. Кондратьев. Дневники-рапорты главного режиссера Русской Императорской оперы. Сезон 1885‒1886 (ГЦТМ. Ф. 118. Ед. хр. 2).


Редактор — А. С. Виноградова

Дата обновления: 09.07.2023