Висбаден (Wiesbaden)


Один из древнейших немецких городов. Расположен на правом берегу Рейна у южного подножия горного хребта Таунус.

Висбаден — старинный европейский курорт, знаменитый своими горячими минеральными источниками, вода из которых используется для лечебных ванн, ингаляций и питья. Среди архитектурных достопримечательностей Висбадена Старая ратуша (1609–1610), дворец Бибрих (1700–1744), евангелическая церковь Marktkirche (1853–1862), католическая церковь святого Бонифация (1843–1849), православный храм святой Елизаветы (1846–1855) с надгробным памятником великой княгине Елизавете Михайловне, супруги герцога Нассауского Адольфа-Вильгельма.

Долгое время важной частью жизни Висбадена было казино, существующее здесь с 1771. В XIX веке его посещали многие знаменитости, в том числе, Ф. М. Достоевский. В 1872, вместе с другими игорными заведениями в Германской империи, казино было закрыто и вновь появилось в Висбадене лишь в XX веке после Второй мировой войны.

Висбаден был связан с творчеством И. Брамса и Р. Вагнера. В 1862, неподалеку от Бибрихского дворца, Вагнер работал над оперой «Нюрнбергские мейстерзингеры», а Брамс в 1883 писал здесь свою Третью симфонию.

Чайковский посетил Висбаден летом 1870. В июне 1870 он вместе с В. С. Шиловским находился в близлежащем Бад-Зодене, откуда несколько раз приезжал в Висбаден. Здесь Чайковский оказывал финансовую поддержку Н. Г. Рубинштейну, игравшему в казино. В письме от 24 июня / 6 июля 1870 к А. И. Чайковскому он сообщил:

«Ездил в Висбаден на свидание с Н. Рубинштейном, застал его проигравшим в рулетку свои последние деньги; но это не помешало нам провести очень приятный день. Он не унывает и убежден, что не уедет из Висбадена, не сорвав банка» [ЧПСС V № 200: 226].

При жизни Чайковского в Висбадене исполнялись его произведения. На фестивале «Всеобщего немецкого музыкального союза» («Allgemeiner deutscher Musikverein»), проходившем в Висбадене с 24 мая / 5 июня по 27 мая / 8 июня 1879, прозвучали Первый концерт для фортепиано с оркестром и «Вариации на тему рококо». Первый фортепианный концерт был исполнен 25 мая / 6 июня 1879 (солист Г. фон Бюлов, дирижер Л. Люстнер). Рецензент Лейпцигской газеты «Neue Zeitschrift für Musik» писал об этом:

«О поверхностной виртуозности не может быть и речи, при том что сольная партия трактована блестяще; совладать с нею равно технически и музыкально настолько трудно, что смысл посвящения [Г. фон Бюлову] становится совершенно понятен. Уже после первой части публика выразила необыкновенный энтузиазм, вызванный, главным образом, конечно, выдающимся исполнением, тем более что и оркестр под управлением капельмейстера Люстнера превосходно справился со своей задачей, особенно непростой из-за свободного обращения с темпами». (здесь и далее перевод с немецкого К. В. Смолкина; редакторы перевода Д. Р. Петров и О. А. Бобрик) [Tonkünstlerversammlung zu Wiesbaden. Vom 5. bis 8. Juni. Erster Tag 1879: 254. URL: https://anno.onb.ac.at/cgi-content/anno?aid=nzm&datum=18790613&zoom=33 дата обращения к сайту 29.01.2021].

«Вариации на тему рококо» исполнялись в заключительный день фестиваля 27 мая / 8 июня 1879 (солист В. Ф. Фитценхаген, дирижер Л. Люстнер). 1/13 июня 1879 Фитценхаген писал композитору о своем успехе у публики, а также о высокой оценке, которую дал его исполнению и сочинению Чайковского Ф. Лист:

«Вашими вариациями я произвел фурор. Я так понравился, что меня три раза вызывали, а после вариации Andante (d-moll) бурно аплодировали. Лист сказал мне: “Я вами восхищаюсь, вы превосходно сыграли”, а по поводу Вашего произведения он заметил: “Ну, вот, это, наконец, опять музыка”. Я передал ему клавир “Евгения Онегина”, и он хочет аранжировать из Вашей оперы фантазии или парафразы для фортепиано… (Лист сделал фортепианную транскрипцию Полонеза из оперы “Евгений Онегин” — Ред.) О Вас много говорят; это Вы можете себе представить. Всем виртуозам, скрипачам и пианистам я указал на Ваши произведения, и, само собой разумеется, в Германии Вас очень любят» [ЧАПСС XVII-A ЧМ 3: 646].

В рецензии «Neue Zeitschrift für Musik» отмечалось исполнительское мастерство Фитценхагена, однако музыкальные достоинства «Вариаций на тему рококо» Чайковского, по сравнению с Первым фортепианным концертом, оценивались ниже:

«Профессор Фитценхаген из Москвы, — опытный виолончелист-виртуоз, при этом всегда отваживающийся на исполнение новинок, оказался в нелегком положении, так как выступал почти в самом конце длинной программы. То, что это не помешало ему в большой мере захватить внимание публики, что, несмотря на сильную жару в зале, в его игре сочетались чистота интонации и художественная убедительность, лишний раз свидетельствовало о высоком мастерстве этого выдающегося артиста. Он играл “Вариации на тему рококо” для виолончели с оркестром П. Чайковского, молодого русского композитора, который в настоящее время завоевывает все большее признание. Художественная ценность этого опуса не соответствовала фортепианному концерту, который несколько дней назад играл Бюлов, но Фитценхаген своей игрой сделал всё, чтобы представить сочинение в лучшем свете.» [Tonkünstlerversammlung zu Wiesbaden. Vom 5. bis 8. Juni. Dritter und vierter Tag 1879: 279. URL: https://anno.onb.ac.at/cgi-content/anno?aid=nzm&datum=18790627&zoom=33 дата обращения к сайту 29.01.2021].

После 1870 Чайковскому больше не доводилось бывать в Висбадене, однако и спустя много лет он тепло отзывался о городе, которым был когда-то «совершенно очарован» [письмо от 26 октября / 7 ноября 1886; ЧПСС XIII № 3080: 482]. В письме от 2/14 июня 1890 к Н. Ф. фон Мекк, которая тогда находилась в Висбадене, композитор вновь вспоминал свое давнее посещение этого города, а также писал о впечатлениях от местной оперы и оркестра (какие именно музыкальные сочинения Чайковский слышал в Висбадене, не установлено):

«Я совершенно понимаю Вашу симпатию к Висбадену, который и мне очень нравится. Но я знаю Висбаден прежний, с рулеткой, когда в нем трудно было место найти. Теперь он должен быть гораздо симпатичнее и покойнее. В последний раз я был в Висбадене в 1870 г., когда Н. Г. Рубинштейн страшно проигрывал там в рулетку и одно время дошел до отчаянного положения, из которого я, по мере сил, приезжал выручать его из Содена (Бад-Зоден — Ред.), где проводил тогда лето. Это было перед самой войной (Чайковский имеет в виду франко-прусскую войну 1870–1871 — Ред.), и я помню, что Висбаден мне ужасно нравился, что там была чудесная, хотя и скромно обставленная, опера, великолепный оркестр и всяческие удовольствия. Теперь физиономия города, вследствие запрещения рулетки, должна была очень измениться. Стало не так оживленно, но зато, вероятно, покойнее» [ЧПСС XV-Б № 4133: 166–167].

Литература: ЧПСС V, XIII, XV-Б; ЧАПСС XVII-А ЧМ 3; Z. Tonkünstlerversammlung zu Wiesbaden. Vom 5. bis 8. Juni. Erster Tag // Neue Zeitschrift für Musik. 13. Juni 1879. Band 75, № 25. S. 253–255; Z. Tonkünstlerversammlung zu Wiesbaden. Vom 5. bis 8. Juni. Dritter und vierter Tag // Neue Zeitschrift für Musik. 27. Juni 1879. Band 75, № 27. S. 277–280; Glaab W. Kurgast Tschaikowsky: Sommer 1870 in Soden am Taunus. Frankfurt am Main: Kramer, 2006.

Редактор — К. В. Смолкин

Дата обновления: 20.06.2022