Ментер Софи (Menter Sophie) (Софья Осиповна)


29 июля 1846, Мюнхен — 23 февраля 1918, Штокдорф, под Мюнхеном.

Немецкая пианистка, композитор и педагог, исполнительница сочинений Чайковского. Адресат посвящения Концертной фантазии для фортепиано с оркестром op. 56 композитора в издании партитуры (1893).

Ментер — одна из самых выдающихся представительниц фортепианного искусства второй половины XIX века, наряду с А. Н. Есиповой и М. Т. Карреньо. Довольно обширный репертуар Ментер включал произведения Ф. Листа, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, фортепианные концерты А. Г. Рубинштейна, К. Сен-Санса, Чайковского, камерные ансамбли Р. Шумана, Ф. Мендельсона-Бартольди, ее собственные произведения и обработки старых мастеров. В ее игре сочетались масштабность исполнения и эмоциональность, изящество и тонкость художественной передачи.

Родилась в семье известного виолончелиста Й. Ментера и певицы В. Ментер (Диепольд). Училась в Мюнхене у З. Леберта, Ю. Леонарда, Ф. Ниста (фортепиано) и Й. Райнбергера (теория музыки). В 1861 совершила первое артистическое турне. В 1867 дебютировала в концертах Гевандхауза в Лейпциге. Совершенствовалась у К. Таузига, с 1869 — у Ф. Листа (была его любимой ученицей [Моисеев 2010: 201] и одним из лучших интерпретаторов его произведений). В 1870–1880-е активно гастролировала одна и вместе со своим мужем, виолончелистом-виртуозом Д. Поппером по Европе, в том числе в России (впервые — в сезоне 1878/79, Санкт-Петербург). В 1884–1887 — профессор Петербургской консерватории (среди ее учеников был В. Л. Сапельников), где развивала листовские фортепианные традиции. На этой почве сблизилась с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, И. Е. Репиным (написал в 1887 ее портрет; ГТГ. № 30393. КП 95021). В 1887 из-за конфликта с А. Г. Рубинштейном покинула консерваторию, однако сохраняла тесные контакты с Россией до начала 1900-х. С середины 1880-х владела замком Иттер (Тироль). С 1901 жила в Берлине, где преподавала и концертировала. В 1911 переехала в Штокдорф. Последнее публичное выступление состоялось в Мюнхене в 1912 (исполнила Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Ф. Листа). В конце 1900-х Ментер опубликовала ряд своих музыкальных сочинений: фортепианные миниатюры (изд. «R. Forberg», Лейпциг) и «Венгерские цыганские напевы» для фортепиано с оркестром, инструментованные Чайковским (изд. «G. Schirmer», Нью-Йорк).

История творческих взаимоотношений Ментер и Чайковского приходится на последний период жизни композитора и тесно связана с личностью Сапельникова — любимого ученика Ментер, с которым она не расставалась на протяжении 1880-х — 1890-х. Личное знакомство Ментер и Чайковского относится предположительно к середине 1880-х. Оно могло произойти в квартире, которую М. И. Чайковский снимал в Санкт-Петербурге, и где пианистка бывала вместе со своим учеником. Более тесные отношения Ментер и Чайковского завязались с 1888 в связи с их активным участием в артистическом становлении Сапельникова, выступавшего под управлением композитора в двух его гастрольных поездках 1888 и 1889 годов по Европе, а также в 1891–1892 в Париже. Первоначально в переписке Чайковского Ментер упоминается в связи с успехами Сапельникова (см. письма к М. И. Чайковскому от 20 февраля / 1 февраля 1888 [ЧПСС XIV № 3478: 345] и 25 марта / 6 апреля 1889 [ЧПСС XV-А № 3829: 86]). В конце июля — начале августа 1890 композитор был у Ментер в Териоках [ЧПСС XV-Б № 4188: 229; письмо к А. И. Чайковскому от 2/14 августа 1890]. По свидетельству М. И. Чайковского, в лице Ментер и Сапельникова Чайковский обрел близких, почти родных людей, в обществе которых был самим собой [ЖЧ III: 385], находил у них психологическую поддержку в тяжелых жизненных ситуациях, например, в апреле 1891 перед отъездом в Америку, когда его настигло известие о смерти младшей сестры Александры Ильиничны [письмо к М. И. Чайковскому от 4/16 августа 1891; ЧПСС XVI-А № 4365: 88].

С 1890 пианистка неоднократно приглашала Чайковского посетить ее замок Иттер. Чайковский не раз откладывал свой визит, что нашло отражение в их переписке, выдержанной в непринужденно-шутливом тоне Сохранилось 3 письма Чайковского к Ментер (от 22 сентября / 4 октября 1891 [ЧПСС XVI-А № 4477: 210–211], 19/31 июля и 8/20 августа 1893 [Kohlhase 2011: 50–51; Сундквист, Лэнгстон 2013: 302–303]) и 4 письма Ментер к Чайковскому (ГМЗЧ. а4. № 2841–2844). Круг сюжетов в ней отражает творческие планы (постановки «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» за рубежом, концертные выступления Ментер и Сапельникова), бытовые подробности, человеческие отношения.

Чайковский гостил в Иттере дважды: с 10/22 сентября по 25 сентября / 7 октября 1892 и с 7/19 июня по 14/26 июня 1893. Впервые он приехал туда после несостоявшегося дирижерского выступления на Венской Международной музыкально-театральной выставке. Чайковский отказался от концерта из-за неудовлетворительной подготовки оркестра и зала. Сопровождавшие его Ментер и Сапельников поддержали такое решение и увезли композитора в Иттер. «Сообразив все обстоятельства и предвидев всю мескинность (заурядность — Г. М.) и ничтожность этого концерта, я вдруг решил удрать, и Ментер от этой мысли была в восторге…» [письмо П. И. Чайковского к М. И. Чайковскому от 7/19–10/22 сентября 1892; ЧПСС XVI-Б № 4767: 165]. Во время первого пребывания в Иттере Чайковский оркестровал «Венгерские цыганские напевы» Ментер. Тогда же возникли планы совместных и сольных выступлений музыкантов в России, что отразилось в переписке Чайковского с членами дирекций Петербургского и Одесского отделений ИРМО (сентябрь — ноябрь 1892): «Из разговоров с ней (Ментер — Г. М.) я заключаю, что она очень бы не прочь поиграть в Петербурге в одном из Ваших концертов. Как Вы об этом думаете? Мне кажется, что это произвело бы некоторую сенсацию и увеличило бы интерес Ваших концертов. <…> Знаю, что все места в концертах уже заняты, но по выражению Гоголя, городничему всегда найдется место, а она нечто вроде городничихи среди пианисток» [письмо к П. Л. Петерссену от 10/22 сентября 1892; ЧПСС XVI-Б № 4769: 167]; «Не хотите ли <…> предложить ей (Ментер — Г. М.) сыграть в одном из двух Ваших концертов? Она очень не прочь и большого гонорара не спросит. <…> знаменитое имя Ментер придаст этим концертам много блеску» [письмо к Л. А. Купернику от 7/19 октября 1892; ЧПСС XVI-Б № 4779: 172]. В январе 1893 Ментер выступала в Первом и Втором симфонических собраниях Одесского отделения ИРМО, которые первоначально намечались как программы из произведений Чайковского под управлением автора. Но из-за непредвиденных обстоятельств программы были изменены: вместо Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Чайковского 16/28 января Ментер сыграла Концерт № 1 Листа, а вместо Концертной фантазии ор. 56 Чайковского 23 января / 4 февраля прозвучали «Венгерские цыганские напевы» Ментер в ее же исполнении (оба раза дирижировал Сапельников).

Весной 1893 вышло первое издание партитуры Концертной фантазии для фортепиано с оркестром op. 56 с посвящением Ментер (переложение сочинения для двух фортепиано публиковалось с посвящением А. Н. Есиповой). Возможно, Чайковский рассчитывал, что пианистка будет играть фантазию под его управлением. В июне того же года состоялось второе посещение Чайковским Иттера после присуждения композитору степени доктора музыки в Кембриджском университете. Вернувшись в Россию, Чайковский запланировал совместные выступления с Ментер на сезон 1893/1894 в Петербурге, Москве и Лондоне (см. письма к В. И. Сафонову от 23 июня / 5 июля 1893 [ЧПСС XVII № 4960: 120] и Ф. Бергеру от 19/31 июля 1893 [ЧПСС XVII № 4971: 129]). В августе 1893 Ментер также приглашала композитора для совместных выступлений в Копенгагене и Лондоне. «Само собой разумеется, — писала она, — что я уповаю на большую честь — сыграть Вашу фантазию под Вашим управлением» [ЧЗМ: 70]. Концерты состоялись после смерти Чайковского. В них Ментер исполнила «Венгерские цыганские напевы» (15/27 января 1894, Московское отделение ИРМО, дирижер В. И. Сафонов; 29 января / 10 февраля 1894, Петербургское отделение ИРМО, дирижер Э. А. Крушевский). Концертную фантазию ор. 56 Ментер впервые сыграла 16/28 марта 1897 в Петербурге вместе со своими «Венгерскими цыганскими напевами» (дирижировал В. Л. Сапельников). Из других сочинений Чайковского в ее репертуар входил также Концерт № 2, который она считала более эффектным, чем Концерт № 1, что известно из октябрьского письма В. Л. Сапельникова к Чайковскому 1888 года (ГМЗЧ. а4. № 3929. Л. 13 об.). Ментер исполняла его в 1904 с Берлинским филармоническим оркестром под управлением А. Никиша в концертах, посвященных памяти Чайковского, — 10/22 апреля в Петербурге и 14/26 апреля в Москве.

Таким образом, Ментер была обязана Чайковскому возвращением на русскую эстраду, на которой не появлялась с 1887 года. В то же время она ни разу не выступала под управлением композитора, и все исполнения ею сочинений Чайковского относятся к периоду после его смерти. К неосуществленным совместным проектам относится просьба Ментер композитору о переложении для фортепиано в четыре руки фрагмента балета «Спящая красавица», которую пианистка направила композитору через Ф. Маккара. С этой аранжировкой она предполагала выступить совместно с Сапельниковым в концерте Чайковского в Париже 24 марта / 5 апреля 1891. Однако композитор отклонил это предложение [письмо к Ф. Маккару от 20 февраля / 4 марта 1891; ЧПСС XVI-А № 4335: 60].

Весной 1900 Ментер участвовала в торжественном открытии в Лейпциге бюста Чайковского. Пианистка владела автографом Чайковского — оркестровой партитурой «Венгерских цыганских напевов». В настоящее время рукопись хранится в Музее и Библиотеке Пирпонта Моргана (Нью-Йорк).

Литература:  ЖЧ III; ЧПСС XIV, XV-A, Б, XVI-А, Б, XVII; ЧЗМ; Моисеев Г. А. П. И. Чайковский и Софи Ментер // П. И. Чайковский и зарубежные музыканты-его современники / ред.-сост. М. Д. Соколова. М., 2006. С. 66–73; Vinocour L. Liszt — Menter — Čajkovskij. Zur Geschichte des Konzertstücks «Ungarische Zigeunerweisen» // Mitteilungen 2006. S. 37–130; Моисеев Г. А. Софи Ментер в России (по материалам архивов Москвы, С.-Петербурга, Клина) // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Вып. 5 / сост. И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2010. С. 196–210; Kohlhase Th. Ein Bisher unbekannter Brief Čajkovskijs an die Pianistin Sophie Menter // Mitteilungen 2011. S. 50–54; Сундквист Л., Лэнгстон Б. Неизвестные и не замеченные ранее письма П. И. Чайковского корреспондентам в России, Европе и США // ПМА 11. С. 302–303.

Архивные документы, упоминаемые в статье: автограф партитуры «Венгерских цыганских напевов» Ментер в инструментовке Чайковского (The Morgan Library & Museum. Cary 11); письма Ментер к Чайковскому (ГМЗЧ. а4. № 2841–2844. КП 27998/2459–2462); письмо В. Л. Сапельникова к Чайковскому от октября 1888 (ГМЗЧ. а4. № 3929. КП 27998/3493).

Дата обновления: 30.01.2024