Дрезден (Dresden)


Немецкий город, столица земли Саксония (с 1806 — королевства Саксония; с 1871 — в составе Германской империи), крупный промышленный и транспортный центр, порт на реке Эльба.

Среди достопримечательностей Дрездена ценные памятники архитектуры (многие были разрушены при англо-американской бомбардировке в 1945, позднее восстановлены): замок курфюрстов (XV–XIX в.), Фрауэнкирхе (1726–1743), Хофкирхе (1738–1756), церковь Св. Креста (1764–1800), дворцовый комплекс «Цвингер» (XVIII–XIX в.), построенные Готфридом Земпером здания Дрезденской картинной галереи (1847–1856) и оперы (1869; 1878). Город также знаменит богатыми коллекциями изобразительного искусства, скульптуры, фарфора, ювелирных украшений, монет, средневекового оружия и доспехов.

В течение многих веков Дрезден был значимым центром музыкальной культуры. В 1548 при дворе саксонского курфюрста основана капелла (ныне Саксонская государственная капелла), которой в 1613–1616 руководил М. Преториус, а в 1617–1656 — Г. Шютц. С 1627 в замке курфюрста ставились оперные и балетные спектакли, в городских дворцах и парках устраивались музыкальные торжества. В 1667 было построено первое здание оперы, в 1719 открылся Большой, а в 1755 — Малый придворный театр в Цвингере. В 1817–1826 оперой руководил К. М. фон Вебер, в 1843–1849 — Р. Вагнер, а в 1882–1912 — Э. фон Шух, при котором театр достиг наивысшего расцвета и было поставлено 50 новых опер. В XIX веке в Дрездене возникли различные музыкальные объединения: Певческая академия (Dreyssigsche Singakademie; 1807), основанная Антоном Дрейсигом, Общество хорового пения (Verein für Chorgesang; 1848), основанное Р. Шуманом, Общество музыкантов (Tonkünstler-Verein; 1854) и другие; в 1856 открылась консерватория. В 1871 при концертном зале «Гевербехаус» (разрушен в 1945) был основан оркестр (ныне Дрезденский филармонический), который с 1885 стал давать регулярные филармонические концерты. С этим оркестром выступали крупнейшие музыканты, в том числе И. Брамс, А. Дворжак, Р. Штраус, А. Г. Рубинштейн и П. И. Чайковский.

Предки Чайковского по материнской линии жили в Дрездене: прадед Мишель Виктор Ассиер — до своей смерти в 1799 и дед Генрих Максимилиан Ассиер — до эмиграции в Россию в 1795 (см. об этом: [Braun 2004]).

Чайковский был в Дрездене дважды: в 1873 и 1889. Первый раз он посетил этот город во время совместной поездки по Европе с П. И. Юргенсоном и его женой С. И. Юргенсон и остановился там с 1/13 по 5/17 июля 1873. По пути из Бреслау в Дрезден композитор набросал в дневнике тему в E-dur для интродукции и сонатного Allegro, которой впоследствии не воспользовался [Дневники: 5]. В первый день в Дрездене Чайковский слушал в театре оперу «Еврейка» Ф. Галеви, а 4/16 июля — «Волшебную флейту» В. А. Моцарта. Кроме того, со 2/14 по 3/15 июля композитор совершил поездку по горному хребту Саксонская Швейцария, а 5/17 июля посетил Дрезденскую картинную галерею [Дневники: 5–6]. Из Дрездена композитор направился в Кёльн, а затем в Швейцарию.

В 1889 во время второго гастрольного турне по Европе Чайковский приехал в Дрезден, чтобы выступить с оркестром «Гевербехаус».

Чайковский прибыл в Дрезден 5/17 февраля и оставался там до 9/21 февраля 1889. В первый день композитор слушал в театре оперу Карла Гольдмарка «Царица Савская», о чем записал в дневнике: «В театре Königin von Saba. Мне очень не понравилась музыка. Плохие певцы, особенно тенор. Фальшь и условность» [Дневники: 223–224]. Во время пребывания в Дрездене Чайковский также встречался со скрипачом и музыкальным издателем Францем Рисом и с пианистом Эмилем фон Зауэром. Кроме того, 8/20 февраля 1889 композитор вновь посетил Дрезденскую картинную галерею, на этот раз чтобы специально посмотреть на «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля — одного из своих любимых художников. В письме к М. И. Чайковскому он писал: «Ходил сегодня смотреть на Мадонну. И она, и галерея произвели на меня гораздо более сильное впечатление, чем прежде» [письмо от 8/20 февраля 1889; ЧПСС XV-A № 3790: 45].

Выступление Чайковского с дрезденским оркестром состоялось 8/20 февраля 1889. В Пятом филармоническом концерте композитор продирижировал Четвертой симфонией и Первым концертом для фортепиано с оркестром (солист Эмиль фон Зауэр). Также в исполнении Зауэра прозвучали фортепианные пьесы и романсы Чайковского (солистка Агнес Виттинг) [Signale 1889: 264]; точная программа неизвестна.

Несмотря на три оркестровых репетиции и отмеченные композитором старания музыкантов, он не был удовлетворен уровнем оркестра, оценивая его как «третьестепенный» [Дневники: 224], «маленький и скверный» [письмо М. И. Чайковскому от 8/20 февраля 1889; ЧПСС XV-A № 3790: 45] и сожалея о выборе программы, которая оказалась для оркестрантов слишком сложной [письмо А. И. Зилоти от 8/20 февраля 1889; ЧПСС XV-A № 3789: 45]. В письме А. К. Глазунову от 15/27 февраля 1889 композитор уточнял: «Первых скрипок было всего 10 и неважных. Духовые плоховаты» [ЧПСС XV-A № 3794: 49]. Разочарование Чайковского отчасти объясняется тем, что Генрих Вольф, занимавшийся организацией его европейских гастролей, обещал оркестр высокого класса. В письме от 23 октября / 4 ноября 1888 Вольф писал: «Я счастлив сказать Вам, что для нашего концерта в Дрездене 20 февраля [1889] Вы найдете оркестр лучше прошлогоднего. Рихард Штраус, дирижировавший первым моим концертом в Дрездене, писал мне, что остался им очень доволен!» [ЧЗМ: 56].

Впечатления Чайковского от дрезденского концерта были неоднозначными. В дневнике он записал, что успех был значительно ниже в сравнении с его недавними концертами во Франкфурте и Кёльне [Дневники: 224]. Сразу после дрезденского концерта в письме М. И. Чайковскому от 9/21 февраля 1889 композитор сообщал: «Очень волновался и дирижировал плохо. Первая часть симф[онии] публике мало понравилась, andante больше, скерцо еще больше; после финала был настоящий успех; музыканты сыграли туш» [ЧПСС XV-A № 3790: 45]. Позднее, в письме к Н. Ф. фон Мекк от 11/23 февраля 1889, он писал, что его в Дрездене «принимали очень хорошо» [ЧПСС XV-A № 3792: 47]. В отношении выступления Зауэра, солировавшего в Первом фортепианном концерте, Чайковский отметил: «Концерт играл пианист Зауэр превосходно» [письмо А. К. Глазунову от 15/27 февраля 1889; ЧПСС XV-A № 3794: 49].

Отзывы критиков в немецкой прессе были разноречивыми. Одни, признавая техническое мастерство композитора, отказывали ему в эмоциональной глубине, другие, наоборот, однозначно хвалили творческий гений Чайковского. Все, однако, единогласно признавали его успех в качестве дирижера. М. И. Чайковский, подробно комментирующий мнения рецензентов о выступлении Чайковского в Дрездене, отмечал, что в сравнении с другими немецкими городами «нигде он не понравился более как дирижер» [ЖЧ III: 263] (рецензии опубликованы: [Čajkovskij-Studien 10: 128–131]).

Помимо выступления композитора в 1889 музыка Чайковского неоднократно исполнялась в Дрездене при его жизни. В частности, в декабре 1880 в Третьем симфоническом концерте Дрезденской королевской капеллы под управлением Франца Вюльнера была исполнена Первая сюита [Dresdner Journal 1880 № 296 (Abrufdatum 25.07.2023)], а 16/28 января 1887 в Пятом симфоническом концерте Дрезденской королевской капеллы под управлением Адольфа Хагена — Третья сюита [Dresdner Journal 1887 № 83 (Abrufdatum 25.07.2023)]; 28 октября / 9 ноября 1887 в Первом филармоническом концерте прозвучал Концерт для скрипки с оркестром (дирижер Жан Луи Никоде, солист Карел Галирж) [Programm 1887; (Abrufdatum 14.07.2023)], а 16/28 февраля 1888 в Пятом филармоническом концерте под управлением Никоде была исполнена увертюра «Ромео и Джульетта» [Programm 1888; (Abrufdatum 14.07.2023)].

Во время пребывания в Германии зимой 1888 Чайковский сообщал в письме А. И. и Н. А. Губертам, что 27 января / 8 февраля 1888 в Дрездене «как раз в день Берлинского концерта будут “Бурю” и еще что-то играть» [письмо от 12/24 января 1888; ЧПСС XIV № 3470: 334]. Единственное подтверждение этому в немецкоязычных источниках, доступное на сегодняшний день, — сообщение в «Дрезденском журнале» о том, что Жан Луи Никоде планирует включить «Бурю» Чайковского в программу филармонических концертов в сезоне 1887–1888 [Dresdner Journal 1887 № 230 (Abrufdatum 25.07.2023)]. В феврале 1889, незадолго до прибытия Чайковского в Дрезден, в Шестом концерте Общества музыкантов был исполнен Первый струнный квартет (исполнители: Ланге-Фроберг, Мейснер, Шрейтер, Хюльвек) [Musikalisches Wochenblatt 1889: 92]. Знал ли композитор об этом исполнении, неизвестно. Кроме того, 15/27 ноября 1891 в зале «Гевербехаус» был исполнен Первый фортепианный концерт (солистка Тереза Карреньо, дирижер Август Тренклер) [Dresdner Journal 1891 № 276 (Abrufdatum 25.07.2023)]; 15/27 октября 1993 в Первом симфоническом концерте Дрезденской королевской капеллы под управлением Эрнста фон Шуха была исполнена увертюра «Ромео и Джульетта» [Dresdner Journal 1893 № 230 (Abrufdatum 25.07.2023)].

Литература: ЧПСС V, XIV, XV-А; ЖЧ III; ЧЮ 2; ЧЗМ; Čajkovskij-Studien 10; Dresdner Nachrichten vom 4. October // Dresdner Journal 1887 № 230. S. 1301; Dur und Moll // Signale für die musikalische Welt. 1889. № 17. S. 261–264; Tagesgeschichte. Concertumschau // Musikalisches Wochenblatt. Organ für Musiker und Musikfreunde. XX. Jahrgang. № 8. Leipzig, 14. Februar 1889. S. 91–94; –v– Konzert // Dresdner Journal. 1891. № 276. S. 1970; –v– Kunst und Wissenschaft. K. Hoftheater // Dresdner Journal. 1893. № 252. S. 1733; С. B. Feuilleton // Dresdner Journal. 1880. № 296. S. 1501; С. B. Feuilleton // Dresdner Journal. 1887. № 23. S. 125; Programm. Erstes Philharmonisches Concert. Saal des Gewerbehauses. Mittwoch den 9. November 1887; Programm. Fünftes Philharmonisches Concert. Saal des Gewerbehauses. Dienstag den 28. Februar 1888; Bätschmann O. Der Holbein-Streit: eine Krise der Kunstgeschichte // Jahrbuch der Berliner Museen. 1996. 38. Bd., Beiheft. «Kennerschaft». Kolloquium zum 150sten Geburtstag von Wilhelm von Bode. S. 87–100; Braun L. Die Familie Acier in Dresden — Dokumente aus dem Sächsischen Hauptstaatsarchiv // Tschaikowsky-Gesellschaft Mitteilungen 11 (2004). S. 55–72.

Редактор — О. А. Бобрик

Дата обновления: 30.12.2023