Гéншель (Хéншель) Георг (Джордж) (Sir Isidor Georg (George) Henschel)


6/18 февраля 1850, Бреслау, Германия — 10 сентября 1934, Эвимор, Шотландия.

Британский певец (баритон), дирижер, композитор, пианист и вокальный педагог немецкого происхождения. Исполнитель музыки Чайковского в США и Великобритании.

1. Биографические сведения

2. Геншель и Чайковский

Источники


1. Биографические сведения

Учился в Лейпцигской консерватории (1867–1870) у И. Мошелеса (фортепиано), Ф. Гётце (пение), К. Рейнеке (теоретические предметы) и др., затем в Высшей школе музыки в Берлине у А. Шульце (пение) и Ф. Киля (композиция). С 1874 гастролировал по странам Европы, получив известность как исполнитель кантатно-ораториальной и камерной вокальной музыки. Сольный репертуар Геншеля состоял из песен Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, К. Лёве, Р. Шумана, И. Брамса, А. Дворжака и др., а также его собственных сочинений. Он включал в программы и романсы русских композиторов: Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейна, К. Ю. Давыдова. Сведений об исполнении певцом музыки Чайковского не сохранилось.

Геншель многократно участвовал в концертах по приглашению и под руководством Брамса. Одним из первых стало выступление в Вене 11/23 марта 1875 в концерте «Общества друзей музыки», где под управлением Брамса он исполнил партию Христа в «Страстях по Матфею» И. С. Баха. Выступал также в камерных концертах, исполняя музыку Брамса в ансамбле с самим композитором. С середины 1870-х до кончины Брамса был его близким другом, состоял с ним в переписке.

В 1881 Геншель был приглашен как главный дирижер в только что основанный Бостонский симфонический оркестр. Работал с этим оркестром до 1884, впоследствии продолжая время от времени выступать с ним в качестве певца и дирижера.

С 1877 гастролировал в Великобритании. С 1885 жил в Лондоне, где был известен как дирижер, певец и вокальный педагог. В 1886–1888 преподавал в Королевском колледже музыки (The Royal College of Music). В 1886 основал Лондонские симфонические концерты, дирижером которых был до 1897. Организовал также Шотландский оркестр в Глазго, с которым работал как главный дирижер в 1893–1895. Выступал в концертах в качестве концертмейстера, в частности, в ансамбле со своей женой, американской певицей (сопрано) Лиллиан Джун Геншель (1860–1901). Успехом пользовались камерные вокальные концерты, в которых он сам аккомпанировал своему пению.

В 1905–1908 по приглашению У. Дамроша Геншель преподавал сольное пение в нью-йоркском Институте музыкального искусства. Продолжал концертировать в последние десятилетия жизни. Исполнение им в возрасте 78 лет песен Ф. Шуберта, Р. Шумана, К. Лёве, А. Дворжака, И. В. Франка и его собственных сочинений (одновременно в качестве певца и концертмейстера) запечатлено на пластинках фирмы Columbia Graphophone Company (1928). Среди этих записей, в частности, отрывки из вокальных циклов Шуберта «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», из «Любви поэта» Шумана и «Библейских песен» Дворжака, баллада Лёве «Лесной царь», романс «Мои усталые глаза» самого Геншеля. Они свидетельствуют о высоком мастерстве, чувстве стиля, прекрасной пианистической и вокальной форме, сохраненной певцом в преклонные годы.

Геншелю принадлежит ряд музыкальных сочинений (всего 76 опусов). Среди них три оперы (в том числе, «Нубия» ор. 58, 1898–1899), духовная хоровая музыка (Stabat mater op. 53, 1894; Реквием ор. 59, 1902 и др.), музыка к театральным постановкам, множество песен, вокальные ансамбли, камерные инструментальные пьесы.

2. Геншель и Чайковский

С 1876 Геншель гастролировал в Петербурге и Москве. По словам самого певца, его знакомство с Чайковским состоялось в 1875, когда он приехал в Москву для участия в исполнении Девятой симфонии Бетховена под управлением Н. Г. Рубинштейна [Henschel 1918: 60]. При сверке с Отчетом Московского отделения ИРМО сообщенные певцом сведения оказываются неточными. В Отчете за 1876–1877 годы зафиксирована другая дата московского концерта, включавшего Девятую симфонию Бетховена под управлением Рубинштейна с участием Геншеля: 10/22 декабря 1876 [Отчет Московского отделения ИРМО 1876–77: 8].

Вечером после концерта 10/22 декабря 1876 Геншель ужинал вместе с П. И. Чайковским и Н. Г. Рубинштейном в московском ресторане «Эрмитаж». «Самый любезный, добрый, нежный, скромный человек, с той ноткой меланхолии в его натуре, которая, как мне кажется, является отличительной чертой русского характера» — вспоминал он о Чайковском в своих мемуарах [Henschel 1918: 60; здесь и далее перевод с английского Ю. Г. Хаит]. Вместе с тем, по воспоминаниям Геншеля, упоминание за этим ужином о «Немецком реквиеме» Брамса спровоцировало раздражение его собеседников.

Общение Геншеля и Чайковского возобновилось во время визита последнего в Англию в июне 1893 для участия в торжествах по случаю 50-летнего юбилея Музыкального общества Кембриджского университета и присвоения композитору почетной степени доктора Кембриджского университета. В это время Чайковский посещал дом Геншеля почти каждый день, познакомился с его женой Лиллиан и другими членами его семейства.

В мемуарах Геншель вспоминал о подавленном эмоциональном состоянии Чайковского: «Чайковский, <…> хотя он и находился на вершине славы, показался мне еще более склонным к меланхолии <…>; однажды днем во время разговора о былых днях в Петрограде [sic] и Москве и многочисленных друзьях, которых там больше не было, он внезапно стал очень мрачным и, размышляя о том, для чего создан этот мир с его жизнью и борьбой, выразил готовность в любой момент покинуть его. К моему удовольствию, — вспоминал Геншель, — мне удалось рассеять тучи, сгустившиеся перед его внутренним взором, и в течение оставшейся части дня, а также вечером за ужином он казался в наилучшем расположении духа» [Henschel 1918: 365].

По-видимому, во время пребывания в Англии Чайковский познакомился с музыкой Геншеля к трагедии Шекспира «Гамлет», написанной в 1892 для спектакля лондонского Королевского театра Хеймаркет (Theatre Royal Haymarket). Он высоко оценил это сочинение. Когда 20 сентября / 2 октября 1893 польский дирижер Михаил Герц обратился к Чайковскому с просьбой разрешить использовать его музыку к «Гамлету» в постановке варшавского Большого театра, композитор (сославшись на несоответствие камерной оркестровки масштабам этой сцены), порекомендовал заменить его «прекрасной музыкой» Георга Геншеля [ЧЗМ: 86].

В репертуаре Геншеля-дирижера были «Славянский марш», Торжественная увертюра «1812 год», Первый концерт для фортепиано с оркестром и Шестая симфония Чайковского. 25 октября / 6 ноября 1893 он дирижировал в Эдинбурге «Элегией памяти И. В. Самарина». В антракте, непосредственно перед ее исполнением, он узнал, что в этот день Чайковский скончался [Henschel 1918: 366].

Сохранились пять писем Геншеля к Чайковскому, два из которых содержат приписки его жены Лиллиан (1893; ГМЗЧ. а4. № 544–548), и два письма Чайковского к Геншелю (18/30 июня 1888 и 3/15 июня 1893). Описания последних были опубликованы в каталогах аукционов Сотбис 2001, Штаргардт 1979 и в аннотированном (включающем цитаты) каталоге Л. Сундквиста и Б. Лангстона [Sundkvist, Langston: 2011]. В настоящее время местонахождение писем Чайковского Геншелю неизвестно. Геншель и его жена в письмах восхищались музыкой Чайковского, приглашали композитора к себе, а позже благодарили за посещение и за присланную им из России фотографию.

Источники

Литература: ЧЗМ. С. 86; Отчет Московского отделения ИРМО за 1875–76. М.: Типография А. И. Мамонтова и Ko, 1877. С. 8; Отчет Московского отделения ИРМО за 1876–77. М.: Типография Э. Лисснер и Ю. Роман, 1877. С. 8; [Б. п.] Зрелища и музыка // Голос. 1876. 7/19 марта. № 67. С. 4; 1876. 3/15 декабря. № 334. С. 6; 1876. 15/27 декабря. № 346. С. 5; Кюи Ц. А. Русский романс // Кюи Ц. А. Избранные статьи. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1952; Кюи Ц. А. Супруги Геншель // Избранные статьи об исполнителях. М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. С. 175–178; Sir George Henschel. Personal Recollections of Johannes Brahms. Boston: R. G. Badger, 1907; Sir George Henschel. Musings and Memories of a Musician. London: The Macmillan Company, 1918; Norris G. Stanford, the Cambridge Jubilee, and Tchaikovsky. London: David & Charles, 1980; Sundkvist L., Langston B. “Klin, near Moscow, was the home of one of the busiest of men...”: Previously unknown or unidentified letters by Tchaikovsky to correspondents from Russia, Europe and the USA // Tchaikovsky Research Bulletin. February 2011. №°1. P. 71–72.

Архивные материалы: Геншель Г. и Л. 5 писем П. И. Чайковскому. 1893 (ГМЗЧ. а4. № 544-548. КП 27998/611-614, 616); Геншель Г. Визитная карточка (ГМЗЧ. а15. № 76. КП 27998/615).

См. также: Нью-Йорк.

Редакторы — О. А. Бобрик, Ю. Г. Хаит

Дата обновления: 17.10.2024