Пролив между Европой и Малой Азией. Соединяет Черное море с Мраморным и Эгейским (являющимися частью Средиземного). По обоим берегам Босфора располагается крупнейший турецкий город Стамбул (до 1930 — Константинополь).
Будучи единственным выходом из Черного в Средиземное море, Босфор всегда был стратегически и экономически важен. Получение власти над ним стало целью ряда политических конфликтов, в том числе Русско-турецкой войны (1877–1878).
Чайковский проплывал по Босфору дважды: в мае 1886 и апреле 1889. Впервые он увидел его 4/16 мая 1886. Композитор в сопровождении слуги А. И. Софронова направлялся из Батуми в Марсель, откуда собирался ехать на поезде в Париж. Поездка заняла двенадцать дней: 30 апреля / 12 мая он сел на пароход в Батуми [запись от 30 апреля / 12 мая 1886; Дневники: 54–55], а 11/23 мая высадился в Марселе [запись от 11/23 мая 1886; Там же: 58]. По пути пароход останавливался в турецких городах Трапезунде (1/13 мая), Керасунде и Самсуне (2/14 мая), Константинополе (4–5/16–17 мая) [записи от 1, 2, 4 и 5/ 13, 14, 16 и 17 мая 1886; Там же: 55–57].
Изначально Чайковский планировал посетить Италию, о чем неоднократно сообщал в письмах, но начавшаяся эпидемия холеры поменяла его планы. В письме к М. И. Чайковскому от 28 апреля / 10 мая 1886 композитор рассказал, что не попадет в Италию, поскольку «ни Messageries (имеется в виду судно крупнейшего французского пароходного общества “Messageries Maritimes”, основанного в 1851. — Ред.), ни другие пароходы, избегая французского карантина, в Италию не заходят» [ЧПСС XIII № 2940: 328]. Не посещать страну Чайковскому посоветовала Ю. П. Шпажинская, о чем свидетельствует письмо от 2/14 мая 1886: «Вследствие холеры никакие пароходы в Италию (кроме итальянских) не заходят, избегая карантина. Холеры я не боюсь, но карантина боюсь и потому решил, согласно Вашему совету, в Италию не ехать» [письмо к Ю. П. Шпажинской от 2/14 мая 1886; ЧПСС XIII № 2944: 333].
По Босфору композитор плыл пароходом “Аrmenie” «новой компании Paquet, которые очень хвалят» [письмо к М. И. Чайковскому от 28 апреля / 10 мая 1886; ЧПСС XIII № 2940: 328]. Судном он не был доволен, сожалея, что выбрал “Аrmenie” после того, как увидел в Батуми отплывающий на час позже пароход “Messageries”, «гораздо больше и лучше» [письмо к М. И. Чайковскому от 1/13 мая 1886; ЧПСС XIII № 2943: 331].
Чайковский разместился в каюте первого класса и находился в ней один, что для него было важно: «все равно как ехать, лишь бы в каюте быть одному, — а я один», — писал композитор [Там же]. Пассажиров в первом классе было немного: «турецкий батумский консул с двумя женами, которые все время прячутся» и «красивая итальянская купчиха с тремя красивыми дочерями» [Там же]. Капитан, в компании которого они завтракали и обедали, композитору был «очень симпатичен» [Там же]. А. И. Софронов расположился в каюте второго класса, которая оказалась далеко не такой комфортной, как на “Messageries” [Там же].
Плавания по Босфору Чайковский ждал с нетерпением и обещал поделиться впечатлением о нем в письмах, в частности, к П. В. Чайковской и А. П. Мерклинг от 3/15 мая 1886 [ЧПСС XIII № 2942: 331, № 2946: 337]. 4/16 мая 1886 композитор записал в дневнике: «После завтрака почти беспрерывно стоял с биноклем в ожидании Босфора. Однако он начался лишь приблизительно с 2 часов. Наконец Босфор. Остановка. Дворцы. Приятель-турок, грузин-абхаз, служил мне переводчиком (впоследствии), а сначала живым Бедеккером [sic], указывавшим все что было по сторонам. Дворцы Султана, посольства (Буюк-дере) и т. д.» [Дневники: 56].
Через два дня в письме к М. И. Чайковскому композитор поделился впечатлениями о проливе: «Босфор не то что превзошел мои ожидания, но как-то удивил меня полнейшим несходством с моими представлениями о нем» [письмо к М. И. Чайковскому от 6/18 мая 1886; ЧПСС XIII № 2948: 340]. Очевидно, он был глубоко потрясен его красотой: «[Босфор] поразительно красив, и чем дальше, тем лучше» [письмо к А. И. Чайковскому от 6/18 мая 1886; ЧПСС XIII № 2947: 337].
Второй раз Чайковский проплывал по Босфору спустя три года — 9/21 апреля 1889 по пути в Россию из Лондона. 31 марта / 12 апреля он приплыл на пароходе из Лондона в Париж и в этот же день доехал на поезде до Марселя [запись от 31 марта / 12 апреля 1889; Дневники: 232–233]. На следующий день, 1/13 апреля, отправился в Батуми на пароходе “Cambodge”, куда прибыл 12/24 апреля [записи от 1/13 и 12/24 апреля 1889; Там же: 233, 235]. Плавание, как и три года назад, заняло двенадцать дней с остановками в Сире (5/17 апреля), Смирне (6/18 апреля), Константинополе (7–8/19–20 апреля), Самсуне и Керасунде (10/22 апреля) и Трапезунде (11/23 апреля) [записи от 5–8, 10–11/17–20, 22–23 апреля 1889; Там же: 233–235].
Пароходом “Cambodge” Чайковский был доволен, как и поездкой в целом. «Пароход хорош, еда великолепная», — писал он М. И. Чайковскому 8/20 апреля 1889 из Константинополя [ЧПСС XV-A № 3835: 93]. Капитан судна, его помощники и прислуга были ему «очень симпатичны» [письмо к М. И. Чайковскому от 8/20 апреля 1889; Там же]. В письме к К. К. Романову от 1/13 мая 1889 композитор сообщил, что «чрезвычайно приятное» плавание оказало на его «измученные нервы самое благодетельное влияние» [ЧПСС XV-A № 3847: 104].
На борту с Чайковским находились «двое русских: 14-летний мальчик Склифосовский (сын оператора) и состоящий при нем студент Моск[овского] унив[ерситета] Германович, оба прелестные субъекты», с которыми он «страшно сдружился» [письмо к М. И. Чайковскому от 8/20 апреля 1889; ЧПСС XV-A № 3835: 93]. «Мальчиком Склифосовским» композитор называл Володю, сына Н. В. Склифосовского, ехавшего на лечение в Константинополь в сопровождении Германовича. Чайковский следил за здоровьем спутников и делал записи об их самочувствии в дневнике: «Склифасовский [sic] и его студент были все время больны; только днем недолго было им лучше» [запись от 2/14 апреля 1889; Дневники: 233]. Через два дня они были «оба здоровы» [запись от 4/16 апреля 1889; Там же].
Приятели проводили много времени вместе: гуляли по палубе [запись от 3/15 апреля 1889; Там же], посещали Смирну и Константинополь [записи от 6, 7/18, 19 апреля 1889; Там же: 234], беседовали в каюте среди ночной тишины [запись от 7/19 апреля 1889; Там же]. 8/20 апреля 1889 их пути разошлись: Склифосовский и Германович пересели на пароход «Цесаревич», следовавший в Одессу [запись от 8/20 апреля 1889; Там же. Письмо к М. И. Чайковскому от 8/20 апреля 1889; ЧПСС XV-A № 3835: 93]. Композитор сожалел, что больше не услышит «болтовни Володи, его веселого смеха и фистулы Германовича (вероятно, Чайковский имеет в виду высокий голос Германовича и ассоциирует его с фальцетом, — Ред.)» [запись от 9/21 апреля 1889; Дневники: 234].
Знакомство с Володей Склифосовским оставило глубокий след в памяти Чайковского. После смерти мальчика (25 января / 6 февраля 1890) он посвятил ему «Элегическую песнь» из Восемнадцати пьес для фортепиано op. 72 (1893), о чем свидетельствует надпись карандашом “à la mémoire de W. Skliffassovsky” («памяти В. Склифосовского»), сделанная композитором над нотным текстом в рукописи пьесы (РНММ. Ф. 88. № 119. КП 1200. Л. 33. URL: https://www.culture.ru/catalog/tchaikovsky/ru/item/archiv/18-pes-18-morceaux).
В течение двух дней во время второго плавания через Босфор Чайковский работал над полонезом, о чем записал в дневнике [записи от 4–5/16–17 апреля 1889; Дневники: 233]. Речь идет о полонезе из третьего акта балета «Спящая красавица». На первом листе эскиза № 21 “Pollaca” («Полонез») сохранилась помета композитора, свидетельствующая о месте и времени его создания: «В Сред[иземном] Море (Cambage). Апрель 89 г.» (ГМЗЧ. а1. № 39/1. КП 28670/21. Л. 1). Упоминания о Босфоре в эскизе нет, поэтому он имеет к нему лишь косвенное отношение.
Воспоминаний о проливе со второй поездки сохранилось мало. 9/21 апреля 1889 Чайковский любовался им с палубы [запись от 9/21 апреля 1889; Дневники: 234]. Позже, находясь во Фроловском, в письме к Н. Ф. фон Мекк вспоминал: «Босфор с его дворцами, виллами, садами изумительно хорош и живописен» [письмо к Н. Ф. фон Мекк от 19/31 мая 1889; ЧПСС XV-A № 3859: 114].
Литература: ЧПСС XIII, XV-A; Дневники.
Архивные документы, упоминаемые в статье: Чайковский П. И. 18 Morceaux. (Восемнадцать пьес.) Автограф сочинения (РНММ. Ф. 88. № 119. КП 1200. Л. 33); URL: https://www.culture.ru/catalog/tchaikovsky/ru/item/archiv/18-pes-18-morceaux (дата обращения к сайту: 26.03.2023); Эскиз «Полонеза» (№ 21 “Pollaca”) из балета «Спящая красавица» (ГМЗЧ. а1. № 39/1. КП 28670/21. Л. 1).
Редактор — Е. И. Пшеницына
Дата обновления: 20.10.2024