Американский дирижер, скрипач, композитор и музыкальный деятель немецкого происхождения. Отец дирижера Уолтера Дамроша. Исполнитель сочинений Чайковского в США.
1. Биографические сведения
2. Сочинения Чайковского в исполнении Дамроша
1. Биографические сведения
Учился игре на скрипке у Губерта Риса и теории музыки у Зигфрида Дена. Получив степень доктора медицины (Берлинский университет, 1854), вопреки воле родителей решил посвятить себя музыке. Уже в это время проявил себя как композитор, создав две тетради пьес «Настроения» (“Stimmungen”) для скрипки и фортепиано ор. 1, 2 (1855). Среди его сочинений последующих лет: «Праздничная увертюра» (“Fest-Ouverture”) op. 15 для большого оркестра (1871), Концерт для скрипки с оркестром (1874–1878), «Национальная ода» (“National Ode”) (1876) и оратория «Суламифь» (1882) (обе — для солистов, хора и оркестра), пьесы для скрипки с фортепиано, камерная вокальная музыка и др.
В 1857–1858 под руководством Ф. Листа работал концертмейстером Придворной капеллы в Веймаре, позднее — дирижером Филармонического общества в Бреслау (1858–1860), а также основанного им в Бреслау Оркестрового общества (1862–1871). Большое внимание уделял исполнению музыки современных композиторов (Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера).
В 1871 переехал в Нью-Йорк по приглашению руководителей немецко-американского мужского хорового общества «Арион», дирижером которого был в 1871–1883. Основал и возглавил в Ораториальное общество (1873) и Нью-Йоркское симфоническое общество (1878). В концертах Нью-Йоркского симфонического общества под управлением Дамроша особенное место занимала австро-немецкая музыка. Несколько сочинений соотечественников дирижера, — И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Л. ван Бетховена, Л. Шпора, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Раффа, Р. Вагнера, Р. Фолькмана, М. Бруха, И. Брамса и др., — звучало почти в каждом его концерте. Объединенными силами Ораториального и Симфонического обществ под управлением Дамроша были осуществлены американские премьеры «Осуждения Фауста» (1880) и «Реквиема» (1881) Берлиоза; в последние дни декабря ежегодно с 1878 по 1884 исполнялась оратория Генделя «Мессия». Присутствовала в программах Дамроша также музыка русских композиторов, М. И. Глинки, А. Г. Рубинштейна, но чаще других — П. И. Чайковского.
Дамрош сыграл большую роль в утверждении немецкого репертуара в театре Метрополитен-опера, собрав труппу певцов и дирижируя австрийскими и немецкими операми в сезоне 1884–1885 («Дон Жуан» Моцарта, «Фиделио» Бетховена, «Волшебный стрелок» Вебера, «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Валькирия» Вагнера).
2. Сочинения Чайковского в исполнении Дамроша
Дамрош был одним из первых исполнителей музыки Чайковского в США. 13/25 октября 1875 под его управлением состоялась нью-йоркская премьера Первого концерта для фортепиано с оркестром с Гансом Бюловым в качестве солиста. В 1879 Дамрош сам выступил как солист, осуществив американскую премьеру Концерта для скрипки с оркестром (в переложении для скрипки и фортепиано). Упоминания об этом событии встречаются в прессе [Флеров 1881: 4], а также в письмах к Чайковскому Н. Ф. фон Мекк [письмо от 27 декабря 1881 / 8 января 1882; ЧАПСС ЧМ 3 № 711: 616] и А. Д. Бродского [ЧAПСС III, 5–6: XXXIII].
Среди сочинений Чайковского, представленных в концертах Нью-Йоркского симфонического общества под управлением Дамроша, были Первая сюита для симфонического оркестра (3 и 5 / 15 и 17 января 1880), Вторая симфония (25 и 26 ноября / 7 и 8 декабря 1883) и Серенада для струнного оркестра (11 и 12 /23 и 24 января 1885).
В единственном известном письме к Чайковскому от 9/21 января 1880 Дамрош сообщал об успехе Первой сюиты для оркестра, дважды прозвучавшей под его управлением, а также выражал желание в будущем исполнить Четвертую симфонию [ЧЗМ: 89–90]. Это желание не было осуществлено.
Значимость Леопольда и Уолтера Дамрошей как популяризаторов музыки Чайковского в США была высоко оценена критикой. Поводом к проявлению благодарности стали гастроли Чайковского в США весной 1891. В статье, опубликованной по этому случаю, писатель и критик Гарри Моусон говорил: «Мы благодарны доктору Леопольду Дамрошу за то, что он познакомил американскую публику с этим композитором около 14 лет назад, исполнив его Сюиту для струнного оркестра, хотя у нас он [Чайковский] более известен благодаря своим фортепианным концертам; а за последние 4 года м-р [Уолтер] Дамрош познакомил нас и с его симфониями» [Harry P. Mawson 1891: 347; цит. по: Сидельников, Прибегина 1991: 55].
Оратория Дамроша «Суламифь» прозвучала под управлением его сына Уолтера 26 апреля / 8 мая 1891 в одной программе с двумя хорами Чайковского в концерте фестиваля, приуроченного к открытию «Карнеги-холла». Чайковский назвал ее «прекрасной» [запись от 26 апреля / 8 мая 1891; Дневники: 275].
Источники
Литература: ЧАПСС XVII-A ЧМ 3. С. 616; ЧAПСС III 5–6. С. XXVI; ЧЗМ. С. 89–90; Дневники; [Флеров С. В.] Музыкальная хроника. Концерт для скрипки с оркестром // Московские ведомости. 1881. 13 августа. № 223. С. 5; Harry P. Mawson. Tchaikovsky and the Music Festival // Harper’s Weekly. May 9. 1891. P. 347; Krehbiel H. E., Aldrich R., Colles H. C., Allen Lott R., Shadle D. W. Damrosch family // Grove Music Online. 31 Jan. 2014 (accessed: 17.02.2023); Rice E. T. Personal Recollections of Leopold Damrosch // Musical Quarterly. 1942. Vol. 28. P. 269–275; Martin G. The Damrosch Dynasty: America’s First Family of Music. Boston: Houghton Mifflin Company, 1983; Сидельников Л., Прибегина Г. 25 дней в Америке: К 100-летию гастрольной поездки П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1991.
Редакторы — О. А. Бобрик, Ю. Г. Хаит
Дата обновления: 18.10.2024