Руан (Rouen)


Город и порт на севере Франции, расположенный на реке Сена, в 100 километрах от пролива Ла-Манш. Исторический центр Нормандии и административный центр департамента Приморская Сена. Руан возник на месте древнего поселения галлов. В I веке до нашей эры был завоеван Римом, в конце V века нашей эры — франками. С 911 года столица герцогства Нормандия. В 1204 году присоединен к Франции. Главная достопримечательность города — кафедральный собор Нотр-Дам (XII–XVI века), известный по серии картин К. Моне и фигурирующий в романе «Мадам Бовари» Г. Флобера. Среди прочих историко-архитектурных памятников — готические церкви (XIV–XVI веков), Дворец правосудия, большие городские часы, ренессансный отель Буртерульд, Музей картин и деревянные фахверковые жилые дома. Известен также как место казни Жанны д’Арк (1431).

Руан впервые упоминается Чайковским в 1879 в связи с его работой над оперой «Орлеанская дева». Приводя сценарий оперы в письмах к Н. Ф. фон Мекк и М. И. Чайковскому, композитор указывает на Руан как на место гибели Иоанны и Лионеля [письмо к Н. Ф. фон Мекк от 10/22 января 1879; ЧАПСС ЧМ 3 № 287: 17; письмо к М. И. Чайковскому от 20 января / 1 февраля 1879; ЧПСС VIII № 1077: 62].

Сам Чайковский побывал в Руане в 1891, после пребывания в Париже и перед отплытием в США. Он провел там шесть дней, с 29 марта / 10 апреля по 3/15 апреля. Во второй половине дня 3/15 апреля композитор отправился на поезде в Париж «чтобы рассеяться» [ЧПСС XVI-A № 4364: 87], вечером следующего дня вернулся в Руан, где пробыл менее суток — до 5/17 апреля [ЧПСС XVI-A № 4365: 88].

Свое желание побывать в Руане Чайковский объяснил в письме к П. И. Юргенсону: «Удрал сюда на несколько дней от парижского шума и суеты; хочу попробовать хоть немножко поработать, а то, пожалуй, не поспею исполнить обещания (сочинить заказанный Дирекцией императорских театров балет “Щелкунчик” — Ред.)» [письмо от 30 марта / 11 апреля 1891; ЧЮ 2 № 1051: 370].

В Руане Чайковский закончил сочинение первого действия балета «Щелкунчик», начатого во Фроловском в первой половине февраля 1891 года [Тематико-библиографический указатель: 249]. Сохранились пометы Чайковского, связанные с Руаном, в эскизах 1 действия («Руан 24 марта 1891 г.»; ГМЗЧ. а1. № 44. С. 52), а также в балетмейстерском плане в начале 2 действия «Rouen 12 Avr[il] 91» (ГМЗЧ. а6. № 12. Л. 7).

Чайковскому был заказан не только балет «Щелкунчик», но и опера «Иоланта», работа над которой еще не была начата. В развернутом письме к И. А. Всеволожскому от 3/15 апреля он сетовал: «Здесь, в Руане, я должен был прибегать к невероятным усилиям воли, к мучительному напряжению сил, чтобы работать. В результате выходит что-то бесцветное, сухое, спешное и скверное. Сознание того, что дело не ладится, терзает и мучит меня до слез, до болезни; жгучая тоска постоянно гложет мое сердце, и я дав[но] не чувствовал себя столь несчастным, как теперь» [ЧПСС XVI-A № 4363: 84]. В этом же письме он просил отложить премьеры двух сочинений до сезона 1892–1893. Чайковского так же мучило то, что «Пиковая дама» (премьера которой имела успех) была очень быстро снята с репертуара Мариинского театра [письмо к И. А. Всеволжскому от 31 января / 12 февраля 1891; ЧПСС XVI-A № 4324: 48]. Эти и другие обстоятельства определяли его настроение, делали Руан «постылым» [письмо к М. П. Чайковскому от 6/18 — 15/27 апреля 1891; ЧПСС XVI-A № 4367: 90].

В письме от 3/15 апреля, в последний день пребывания в Руане, подытоживая свое впечатление о городе, он написал следующее: «Про Руан ничего не скажу, ибо я ничего не видел кроме Музея картин (Musée des Beaux-Arts — Ред.), очень мне понравившихся. Погода такая же, холодная и пасмурная. В общем, Руан противен. Был в театре не долго (Musette) [sic]» [письмо к М. И. Чайковскому; ЧПСС XVI-A № 4364: 87].

Перед отъездом из Руана Чайковский планировал встретиться с В. Л. Сапельниковым, С. О. Ментер и братом М. И. Чайковским: «В будущий четверг (4/16 апреля — Ред.) — писал он П. И. Юргенсону — сюда приедут Сапельников, Ментер и Модест; они проводят меня до Гавра, где в пятницу вечером я водворюсь на пароходе, отходящем из Гавра в 5 ч[асов] утра» [письмо от 30 марта / 11 апреля 1891; ЧЮ 2 № 1051: 370].

Этому плану не суждено было осуществиться. Получив утром 29 марта / 10 апреля телеграмму с сообщением о смерти их сестры А. И. Давыдовой (скончавшейся накануне), М. И. Чайковский в тот же день выехал в Руан с намерением сообщить об этом брату лично. Однако, не желая огорчать его перед длительной поездкой в Америку, Модест попрощался «со слезами», не сообщив правды, и «уехал на другой день поездки в Руан в Петербург» [ЖЧ III: 433–435]. Композитор, заехав через несколько дней в Париж, сам узнал об этом печальном известии из русской газеты «Новое время» [Новое время. 31 марта / 12 апреля 1891. № 5419: 4. URL: https://www.retronews.fr/journal/novoe-vremja/12-avril-1891/4466/5501344/4 (дата обращения: 01.02.2023)].

/upload/medialibrary/9af/xfh24hxci6gg5h7wn4128udm673gg67n/Ruan.jpeg

Получив это известие, мучимый тоской и сомнениями, он был вынужден 4/16 апреля вернуться в Руан, чтобы 5/17 апреля в 2 часа дня выехать в Гавр [письмо к М. И. Чайковскому из Парижа от 4/16 апреля 1891; ЧПСС XVI-A № 4365: 88], а оттуда на пароходе “La Bretagne” («Бретань») утром 6/18 апреля отплыть в Америку.

На третий день пребывания в Руане Чайковский приобрел записную книжку в сафьяновом переплете бордового цвета, на форзаце которой значится его помета: «Руан 12 Avril 91 / Rouen 31 Mars» (ГМЗЧ. а2. № 11/1). Ею композитор пользовался только во время своей поездки в США, и 144 страницы остались неиспользованными. В ней сохранились наброски и программные пояснения к неосуществленной симфонии Es-dur (ЧС 443), два наброска к балету «Щелкунчик», а также «записи для памяти» во время пребывания в Америке [Тематико-библиографический указатель: 944].

Литература: ЧПСС VIII, XVI-A; ЧАПСС ЧМ 3; ЧЮ 2; ЖЧ III; Тематико-библиографический указатель; [Сообщение о смерти А. И. Давыдовой] // Новое время. 31 марта / 12 апреля 1891. № 5419: 4. URL: https://www.retronews.fr/journal/novoe-vremja/12-avril-1891/4466/5501344/4 (дата обращения: 01.12.2023); Архив «Journal de Rouen» URL: https://www.archivesdepartementales76.net/archive/resultats/journalderouen (дата обращения: 01.12.2023); Buffet P. Le saviez-vous? Tchaïkovski a écrit une partie de son ballet Casse-Noisette à Rouen // Paris Normandie. 23 janvier 2021. URL: https://www.paris-normandie.fr/id158278/article/2021-01-23/la-saviez-vous-tchaikovski-ecrit-une-partie-de-son-ballet-casse-noisette-rouen (дата обращения: 01.12.2023); Le Musée des Beaux-Arts. Histoire du musée. URL: https://mbarouen.fr/fr/le-musee-des-beaux-arts (дата обращения: 01.12.2023); Dezede. Archives et chronologie des spectacles. Événements. Rouen, Théâtre des Arts. 1891. URL: https://dezede.org/evenements/?lieu=%7C2%7C&dates_0=1891&dates_1=1891&page=24 (дата обращения: 01.12.2023).

Архивные источники: Записная книжка П. И. Чайковского в сафьяновом переплете бордового цвета (1891) (ГМЗЧ. а2. № 11/1. КП 28157/11); Эскизы 1 действия балета «Щелкунчик» (ГМЗЧ. а1. № 44. КП 9546); Балетмейстерский план балета «Щелкунчик» (ГМЗЧ. а6. № 12. КП 27999/6).

См. также: Гавр, Нью-Йорк.

Редактор — А. А. Сырейщикова-Хорн

Дата обновления: 25.12.2024