Живокини Василий Игнатьевич

1805 или 1807, Москва — 18/30 января 1874, там же.

Русский драматический артист; его фамилия происходит от переделанной фамилии отца-итальянца. Артист называл в воспоминаниях своего отца: «Джиовакино делла Мома» [Живокини 1914: 3]. С 1824 года выступал на сцене Московского Малого театра. Чайковский был знаком с ним и ценил его талант.

1. Амплуа, актерская индивидуальность, роли

2. Живокини и Чайковский

1. Амплуа, актерская индивидуальность, роли

Живокини принадлежал к редкому на русской сцене амплуа комика-буфф. Его яркая, сочная игра, насыщенная условными приемами фарса и балагана, трюками, остротами, отличалась свободной импровизационностью, непринужденным общением с публикой. Заразительный темперамент, безудержная веселость, смешная внешность интонации актера захватывали зрительный зал стихией комедийной игры. Он пользовался огромным успехом и любовью публики в водевильных ролях, наиболее отвечавших его характеру. В 1860-е годы, когда водевиль был сильно потеснен со сцены, а перед комедийными артистами встали иные задачи создания сценического образа, а не маски, Живокини пытался найти себя в классической (в частности, шекспировской) комедии и в проникшей в эти годы на московскую сцену оперетте.

Из воспоминаний П. Д. Боборыкина: «В нем [В. И. Живокини] текла итальянская кровь. Он заразительно смешил; но на создание строго бытовых лиц не был способен, хотя впоследствии и сыграл не мало всяких купеческих ролей в репертуаре Островского».

«Обычному посетителю Малого театра достаточно было встретить Живокини на улице, в общественном месте, достаточно было увидеть его массивное лицо с толстым носом и маленькими глазками, чтобы почувствовать желание смеяться. Это было такое олицетворение смеха, что один из его поклонников рассказывал мне, что однажды он не мог молиться в церкви, потому что увидал около себя Живокини. И тем не менее, при таком исключительном комизме всего своего существа, он везде оставался самим собой и всегда вызывал смех не комизмом характера или положения, а счастливыми качествами своей наружности и голоса. Комизм его, при всей своей покоряющей силе, оставался чисто внешним» [Коропчевский 1896: 6].

Среди ролей Живокини: Лев Гурыч Синичкин в одноименном водевиле Д. Т. Ленского; Загорецкий, позже Репетилов («Горе от ума» А. С. Грибоедова); он играл в пьесах Н. В. Гоголя (Кочкарев и Подколесин, «Женитьба»; Земляника и Добчинский, «Ревизор»), А. В. Сухово-Кобылина (Расплюев, «Свадьба Кречинского»); А. Н. Островского (Рисположенский, «Свои люди — сочтемся»; Градобоев, «Горячее сердце»; Курицын, «Не так живи, как хочется»), Мольера (Арган, «Мнимый больной»; Ален «Школа жен»), У. Шекспира (Грумио, «Укрощение строптивой»; Шут, «Двенадцатая ночь»), И. С. Тургенева (помещик Шпундик, «Холостяк», Алупкин «Завтрак у предводителя») и других.

С самого первого появления артиста на сцене современники отмечали его музыкальность. Приведем свидетельство П. А. Арапова о юности актера: «В тоже время возникали таланты: комик Василий Игнатьевич Живокини, сын иностранца, приехавшего в Россию вместе с известным зодчим графом Растрелли, обучался в театральной школе, готовился быть музыкантом, сначала участвовал даже в кор де балетах <sic!>. Кокошкин первый подметил Живокини, и в 1825 году, когда его выпустили из школы, переместил его в драматическую труппу» [Арапов 1850: LXXXVII] Сам артист вспоминал о периоде обучения в Театральном училище: «<…> пристрастился я к музыке. <…> По выпуске из школы поступил в оркестр и хотел быть непременно музыкантом» [Живокини 1914: 6].

Подтверждают музыкальные способности Живокини и воспоминания П. Д. Боборыкина: «Случилось так, что я видел его <…> в том числе в опере! Он играл труса и хвастуна Фрелафа в “Аскольдовой могиле”» [Боборыкин 1965. 1: 78 ].

2. Живокини и Чайковский

Чайковский познакомился с Живокини в Артистическом  кружке, где тот был завсегдатаем, и где они с Садовским приняли полюбившегося им молодого музыканта под свое дружески-шутливое покровительство. Н. Д. Кашкин в своих воспоминаниях упоминал о том, что артист и композитор бывали партнерами в карточной игре: «П. И. играл не особенно хорошо; главным образом ему мешала рассеянность, потому что он никогда не умел сосредоточиться на игре, — и за эту рассеянность ему иногда сильно доставалось от партнеров, особенно от В. И. Живокини, который был очень горячим и очень придирчивым игроком» [Кашкин 1896: 18].

Петр Ильич, вероятно, присутствовал на бенефисе П. М. Садовского 14/26 января 1866 года (в первый раз шла комедия М. Н. Владыкина «Тесть в беде, а зять в накладе»; партнером Садовского выступил Живокини (Афиши: 92). Также он мог видеть артиста в январских спектаклях «Аллегри» (по определению из письма братьям Анатолию и Модесту [ЧПСС V№ 84: 98] «прелестной пьесы» Н. И. Ольховского, мужа Л. В. Ольховской, двоюродной сестры композитора) в роли Сергея Егорыча Хорлакеева.

Встречался с ним Чайковский и во время репетиций в московском Малом театре «Снегурочки» А. Н. Островского, первое представление которой давалось в бенефис Живокини,11/23 мая 1873. У Живокини была роль без пения: Бермята (ближний боярин). Он появлялся во 2-м и 3-м действиях. По-видимому, это был последний бенефис актера, здоровье которого уже пошатнулось. Через восемь месяцев он умер.

Литература: Арапов П. Н. Драматический альбом с портретами русских артистов и снимки с рукописей / Изд. П. Н. Арапова и Августа Роппольта. М.: Унив. тип. и В. Готье, 1850; Коропчевский Д. А. Сергей Васильевич Васильев. Из «Воспоминаний о Московском театре» // Ежегодник императорских театров. 1895–1896. Приложения. Книга 3. СПб., 1897. С. 3–6; Лавров М. К. Василий Игнатьевич Живокини (из воспоминаний) // Исторический вестник. 1897. Декабрь. С. 910–927; Василий Живокини. Из моих воспоминаний // Библиотека театра и искусства. 1914. Февраль. Книга 2. С. 3–31; Боборыкин П. Д. Воспоминания. В 2 томах. Том 1. М.: Художественная литература, 1965. С. 78; Кашкин Н. Д. Воспоминания 1896. С. 18; Светаева М. Г. Чайковский и драматический театр // Вопросы театра. М. 2019. №1–2. С. 270–289.

Архивные материалы: Афиши московских театров. 1866–1867 // РГАЛИ. Ф. 659. Оп. 4а. Ед. хр. 9.

Редактор — А. С. Виноградова

Дата обновления: 28.12.2021