[Военный марш] Marche militaire

Для духового оркестра.
B-dur. Без опуса. ЧС 52. Посв. 98-му Пехотному Юрьевскому полку. Оркестровка неизвестного автора. Tempo di marcia, C [60 т.].
Состав оркестра (по первому изданию партитуры; см. ниже): Picc., 2 Fl., 2 Ob., 4 Cl. (Es, B), Cl. b., 2 Fg., 3 Cornetti (Es, B), 3 Trb. (Es), 3 Flicorni tenori (B), 4 Cor. (Es), Flicorno baritono, 3 Trbn., 2 Bassi, Tamb. picc., G. C.
Время и место создания: март — май 1893, Клин; датируется на основании пометы в автографе и письма Чайковского А. П. Чайковскому [ЧПСС XVII № 4928: 92].
Первое издание: М.: П. Юргенсон, [1894].



Марш создан по просьбе двоюродного брата композитора Андрея Петровича Чайковского, командира 98-го Юрьевского Пехотного полка. Свои пожелания к музыке марша А. П. Чайковский изложил в письме из Двинска от 28 февраля / 12 марта 1893 года: «Всего надо три колена, какой-нибудь мелодический мотив на шумной подкладке» (ГМЗЧ. а4. № 5734). Первоначальный вариант марша был сочинен 24 марта / 5 апреля 1893 года в Клину (дата проставлена Чайковским на рукописи дирекциона; см. ниже) и отослан заказчику. Высылая марш, композитор писал А. П. Чайковскому:

«Согласно обещанию, посылаю тебе марш. Оркестровать его придется твоему капельмейстеру, ибо я состава подведомственного ему оркестра не знаю. Я посылаю голое фортепианное переложение, пусть он оркеструет полно и, если нужно, шумно, — но прошу ничего в сущности не прибавлять и не менять, т. е. гармония и мелодия должны остаться неприкосновенны» [ЧПСС XVII № 4903: 72].

В начале мая 1893 года Чайковский дописал к этому маршу трио и отослал его. В письме от 5/17 мая композитор писал двоюродному брату: «Я на основании твоих слов, что нужно всего 3 колена, не написал Trio для Марша. Теперь, узнав, что оно нужно, спешу послать» [ЧПСС XVII № 4928: 92].

Первоначальный эскиз марша (15 тактов) был записан в рукописи эскизов романса «Закатилось солнце» (ор. 73 № 4 на сл. Д. М. Ратгауза) в марте 1893 года (Чайковский П. И. Эскиз «Военного марша». Автограф (ГМЗЧ. а1. № 115. Л. 1). Чуть позже в рукописи эскизов Шестой симфонии композитор зафиксировал еще один его фрагмент (ГМЗЧ. а1. № 68. С. 72). В мае 1893 года в рукописи с эскизом пьесы для фортепиано ор. 72 № 17 «Далекое прошлое» появился набросок трио для марша (ГМЗЧ. а1. № 92. Л. 1). Полный авторский текст представляет собой двухстрочный дирекцион. Чайковский отослал его заказчику со следующими надписями: «Марш для Юрьевского полка, командуемого А. П. Чайковским. Соч. П. Чайковского» и «24 марта 93 г. Клин» (ГМЗЧ. а1. № 81).

По-видимому, как и предлагал композитор, сочинение было оркестровано неизвестным капельмейстером. Партитура для большого состава военного оркестра вышла из печати вскоре после смерти Чайковского, в 1894 году. В каталогах издательства Юргенсона марш всегда значился как оркестровое сочинение. Однако в ЧПСС 53 он был опубликован среди фортепианных сочинений. В МНЧ он также был описан как сочинение для фортепиано, каковым не был по замыслу.

Марш отличается эффектностью и лаконизмом. Все темы трехчастной репризной формы с трио находятся между собою в интонационном родстве. Тема среднего раздела (трио) в Es-dur традиционно несколько лиричнее, благодаря более кантабильной мелодии.


Источники

Авторские рукописи: набросок и эскизы (ГМЗЧ. a1. № 68. КП 28670/44. С. 72; № 92. КП 28670/76, 77. Л. 1; № 115. КП 28670/110, 111. Л. 1); дирекцион (ГМЗЧ. a1. № 81. КП 16004). 

Первое издание (посмертное): М.: П. Юргенсон, [1894] (партитура, переложение для фортепиано в 2 руки, переложение для фортепиано в 4 руки Э. Л. Лангера).

Публикация в собрании сочинений: ЧПСС 53 (дирекцион), редактор А. Н. Дроздов (1949).

Литература: ЧПСС XVII; МНЧ. С. 417–418; Тематико-библиографический указатель. С. 390–392.

Редактор — Д. Р. Петров

Дата обновления: 12.11.2019