Франкфурт-на-Майне (Frankfurt am Main)

Город в Германии (земля Гессен), расположен на реке Майн вблизи ее впадения в Рейн; крупный торговый и промышленный центр. До 1868 входил в состав Великого герцогства Гессен, затем — прусской провинции Гессен-Нассау, с 1871 — Германской империи.

Среди достопримечательностей Франкфурта (многие были разрушены при бомбардировках в 1944, позднее восстановлены): собор Св. Варфоломея (XIII–XVI в.), где с 1562 короновались германские короли и императоры; церкви Св. Николая (XII–XV в.), Св. Леонарда (XIII в.), Св. Екатерины (XVI в.); башни «Эшенхаймертурм» (1428), «Рентентурм» (1455), и «Куггиртентурм» (1490), сохранившиеся от старинных городских укреплений, «Каменный дом» (1464), «Соляной дом» (ок. 1600), здания Ратуши (XVI–XIX в.) и Гауптвахты (1730); памятники И. Гутенбергу, И. В. Гёте (уроженец Франкфурта; в середине XIX в. в его доме был открыт музей), Ф. Шиллеру, А. Шопенгауэру, императору Вильгельму I. Главный франкфуртский вокзал, сооруженный в 1883–1888, — одно из самых грандиозных сооружений этого рода в Европе.

В 1873–1880 во Франкфурте был построен оперный театр (Старая опера; здание реконструировано в 1981 и ныне функционирует как концертный зал). Во времена Чайковского в городе действовали многочисленные музыкальные, культурные и научные общества. Знаменитое «Музейное общество» (Museums-Gesellschaft), основанное в 1808 и существующее до сих пор, устраивало камерные и симфонические концерты, в которых принимали участие крупнейшие музыканты, в том числе Клара Шуман, Иоганнес Брамс, Рихард Штраус и Чайковский.

Чайковский посещал Франкфурт дважды: в 1870 и 1889. В июле 1870 он был во Франкфурте проездом, когда вместе со своим бывшим учеником В. С. Шиловским уезжал из близлежащего Бад-Зодена в Швейцарию, в Интерлакен. Спешный отъезд был вызван началом франко-прусской войны. Хотя формально она была объявлена 7/19 июля 1870, о ее приближении было известно раньше, и Чайковский с Шиловским выехали из Бад-Зодена предположительно 4/16 или 5/17 июля [ЧПСС V № 201: 227, сноска 2]. Из-за большого числа уезжающих из Германии они были вынуждены сделать «огромный крюк через Штутгардт и Боденское озеро» [письмо от 12/24 июля 1870; ЧПСС V № 201: 227]. Однако, как сообщал композитор в письме к М. И. Чайковскому, «и по этой дороге ехать было очень беспокойно и неудобно; из Франкфурта ехали с нами до Ульма баварские и виртембергские [sic] рекруты, вследствие чего мы очень опаздывали; теснота в вагонах невообразимая; еду и питье доставать было очень трудно» [письмо от 12/24 июля 1870; ЧПСС V № 202: 228].

Второй раз Чайковский приехал во Франкфурт спустя 19 лет — в 1889, чтобы выступить там в качестве дирижера. Он пробыл во Франкфурте с 1/13 по 4/16 февраля 1889, останавливался в отеле «Шван» (Hotel zum Schwan) и совершил несколько прогулок по городу. Кроме того, во Франкфурте Чайковский встретился со многими местными музыкантами: дирижером Карлом Мюллером, критиком Фридрихом Зигером, виолончелистом Бернхардом Коссманом, композиторами Иваном Кнорром, Антоном Уршпрухом и другими [Дневники: 223].

3/15 февраля в девятом концерте «Музейного общества» Чайковский продирижировал Третьей сюитой ор. 55. Концерт прошел в Большом зале на Юнгхофштрассе, который славился первоклассной акустикой (1861; разрушен в 1944). Накануне и в день концерта состоялись репетиции, о чем композитор писал М. И. Чайковскому: «Сегодня была первая репетиция франкфуртского концерта. Скучаю и томлюсь ужасно. Главное бедствие, что никогда нельзя быть одному, и вечная усталость, доходящая до отупения. Завтра репетиция и концерт. Послезавтра в Дрезден» [письмо от 2/14 февраля 1889; ЧПСС XV-А № 3782: 40].

multifunktional-der-grosse.jpeg

Foto: Institut für Stadtgeschichte Frankfurt; URL: https://www.faz.net/aktuell/rhein-main/frankfurt/die-geschichte-des-saalbaus-an-der-junghofstrasse-14400019/multifunktional-der-grosse-14401346.html (Abrufdatum: 18.12.2022).

Изначально во Франкфурте также должна была исполняться торжественная увертюра «1812 год» ор. 49, однако после первой репетиции организаторы решили ее снять из-за «очевидно неблагоприятного впечатления» [Дневники: 223]. В итоге программа состояла из следующих сочинений:

1 отделение:
1. П. И. Чайковский Третья Сюита op. 55, под управлением композитора (первое исполнение во Франкфурте),
2. Л. в. Бетховен Пятый фортепианный концерт ор. 73 (солист Франц Руммель, дирижер Карл Мюллер);

2 отделение:
3. Ф. Шуберт 1 часть из «Неоконченной симфонии» h-moll (дирижер Карл Мюллер),
4. Сольное выступление Франца Руммеля:
а) Ф. Шуберт Экспромт As-dur, op. 90 № 4,
b) Ф. Шопен Ноктюрн Des-dur, op. 27 № 2,
c) Ф. Шопен Полонез As-dur, op. 53;
5. Л. Керубини Увертюра к опере «Анакреон» (дирижер Карл Мюллер) [Programm 1889; URL: http://eka01.de/fmg_programmarchiv/ (Abrufdatum: 18.12.2022)].

О своем выступлении Чайковский рассказывал в письме к А. К. Глазунову так:

«Здесь оркестр тоже прекрасный и большой, но скрипки показались мне менее хороши, чем в Кёльне (речь о кёльнском «Гюрцених-оркестре», с которым Чайковский также исполнял Третью сюиту 31 января / 12 февраля 1889. — Ред.), хотя, как мне сообщали, большинство из них концертмейстеры из ближайших городов, съезжающиеся к концерту. Виолончелей 12!! И один из них — Коссман, в свое время знаменитость, бывший когда-то профессором в Москве. Здесь (т. е. во Франкфурте) на программе стояла увертюра «1812 г.», но на первой репетиции распорядители испугались финального треска и сделали мне робко предложение сыграть что-нибудь другое, но так как другого ничего под рукой не было, то ограничились Сюитой. Успех и здесь был столь же великий, сколь и неожиданный, ибо франкфуртская публика очень классична (а меня ведь в Германии считают отъявленным революционером)» [письмо от 15/27 февраля 1889; ЧПСС XV-А № 3794: 48–49].

Удивление Чайковского можно считать обоснованным. Ранее в концертах франкфуртского «Музейного общества» его произведения уже не раз исполнялись, при этом отзывы немецких критиков были в основном прохладными [Glaab 2002: 39–50] (неизвестно, был ли композитор знаком с соответствующими рецензиями).

Однако в этот раз отклики в прессе были гораздо более одобрительными, и, хотя позднее М. И. Чайковский в биографии композитора описывал их как недостаточно сочувственные (в сравнении с рецензиями на кёльнское исполнение Третьей сюиты) [ЖЧ III: 261], следует отметить их в целом доброжелательный тон. Критики называли Чайковского ведущим русским композитором, в основном хвалили Третью сюиту и единогласно признавали восторженное отношение к ней публики [Čajkovskij-Studien 10: 126–128].

Среди рецензентов лишь Август Глюк в газете «General-Anzeiger» от 4/16 февраля 1889 был настроен более критически по отношению к сюите, считая, что она произвела скорее поверхностное, «блестящее» («glänzend»), нежели «глубокое» («tief») впечатление и что успех был вызван «не столько сочинением в целом, сколько свежо придуманным, живым и блестяще оркестрованным финальным полонезом» [«nicht so sehr dem Ganzen, als vielmehr der frisch erfundenen, lebendigen und glänzend instrumentierten Schluß-Polonaise»] (здесь и далее перевод с немецкого К. В. Смолкина) [zitiert nach: Čajkovskij-Studien 10: 126]. Тем не менее в своем отчете критик свидетельствовал о вызовах композитора на сцену и о таких бурных аплодисментах, которых не бывало в концертах «Музейного общества» с 1887 года, когда Рихард Штраус исполнял здесь свою симфонию f-moll [Ibidem; Programm 1887].

Корреспондент «Kleine Presse» 5/17 февраля 1889 писал о выступлении Чайковского так: «Композитор — кстати, весьма симпатичной и благородной внешности — исполнил свое сочинение с большой уверенностью и достоинством. Все части были встречены громкими аплодисментами, а в конце русскому мастеру были устроены самые бурные овации» [«Der Komponist — nebenbei bemerkt eine äußerst sympatische und vornehme Erscheinung — dirigierte sein Werk mit großer Überlegenheit und Sicherheit. Alle Sätze wurden lebhaft applaudirt und am Schlusse wurden dem russischen Meister die größten Ovationen gebracht»] [zitiert nach: Čajkovskij-Studien 10: 128].

После удачного выступления композитора Фридрих Зигер, директор «Museums-Gesellchaft» и поклонник творчества Чайковского, предложил ему снова выступить во Франкфурте. Первоначально была договоренность о концерте осенью–зимой 1890, но из-за готовящейся в Петербурге постановки балета «Спящая красавица» франкфуртский концерт перенесли на весну, и конкретно на 2/14 марта 1890 [письмо Зигера к Чайковскому от 27 ноября / 9 декабря 1889; Kohlhase 1998: 7–8].

Однако затем и эту дату пришлось отложить на следующий сезон ввиду занятости композитора сочинением оперы «Пиковая дама». На сей раз Зигер надеялся, что Чайковский выступит во Франкфурте 1/13 февраля 1892 (кроме того, планировалось выступление в Майнце), но и от этого плана Чайковский в итоге отказался, сославшись на боли в правой руке, на деле же будучи занят сочинением музыки к трагедии Шекспира «Гамлет» ор. 67-bis [письмо от 6/18 января 1891; Kohlhase 1998: 11–15]. В дальнейшем переговоры о выступлении Чайковского во Франкфурте не возобновлялись.

Хотя после 1889 Чайковский больше не бывал во Франкфурте, при жизни композитора его сочинения еще не раз звучали в концертах «Музейного общества». В частности, 20 ноября / 2 декабря 1892 Александр Зилоти сыграл «Романс» для фортепиано ор. 5, 8/20 января 1893 было исполнено Трио «Памяти великого художника» ор. 50 (партия фортепиано — Александр Зилоти), а 26 февраля / 10 марта 1893 — 1 часть («Элегия») из Третьей сюиты ор. 55 (дирижер Густав Когель) [Das Programmarchiv der Frankfurter Museums-Gesellschaft. URL: http://eka01.de/fmg_programmarchiv/ (Abrufdatum: 18.12.2022)].

Литература: Дневники; ЧПСС V, XV-А; ЖЧ III; Glaab W. Čajkovskijs vier Tage in Frankfurt am Main. Eine Station seiner Konzertreise 1889 // Tschaikowsky-Gesellschaft. Mitteilungen 9, 2002. S. 34–75. URL: http://www.tschaikowsky-gesellschaft.de/index_htm_files/09-04.pdf (Abrufdatum: 18.12.2022); Glaab W. Begegnungen mit Peter Tschaikowsky. Frankfurt am Main 1889. Frankfurt am Main: Kramer, 2004; Kohlhase T. Čajkovskijs Briefwechsel mit Dr. Friedrich Sieger und ein bisher unbekannter Brief vom 6./18. Januar 1891 // Tschaikowsky-Gesellschaft Mitteilungen 5, 1998. S. 4–16. URL: http://www.tschaikowsky-gesellschaft.de/index_htm_files/05-02.pdf (Abrufdatum: 18.12.2022). Programm. Sechstes Museums-Concert. Freitag den 7. Januar 1887. Abends 6½ Uhr im grossen Concert-Saal. Frankfurt am Main, [1887]; Programm. Neuntes Museums-Concert. Freitag den 15. Februar 1889. Abends 6½ Uhr im grossen Saale des Saalbaus. Frankfurt am Main, [1889].

Редактор — К. В. Смолкин

Дата обновления: 09.07.2023