Садовский Пров Михайлович


настоящая фамилия Ермилов; 11/23 октября 1818, Ливны — 16/28 июля 1872, Москва.

Драматический артист. В 1839 году дебютировал в московском Малом театре, куда попал по приглашению М. С. Щепкина. Чайковский был знаком с ним и ценил его талант.

1. Актерская индивидуальность, роли

2. Садовский и Чайковский


1. Актерская индивидуальность, роли

В Малый театр Садовский поступил после нескольких сезонов работы в провинции. Начал с ролей простаков в водевилях, сразу же проявив своеобразие своей комической игры, которую позднее, в годы его артистической зрелости назвали «серьезным комизмом». Отвечая гоголевскому требованию полного слияния с изображаемым лицом, принятия на себя его «главной заботы», Садовский играл Осипа, а позднее Городничего в «Ревизоре» и Подколесина в «Женитьбе» Н. В. Гоголя. В манере Садовского были простота и мягкость, спокойствие и естественность при минимуме выразительных средств. Но при этом им достигалось «<...> правдивое до совершенства воспроизведение личности со всеми тончайшими психологическими чертами и во всей соответствующей этим чертам внешности» [Григорьев 1985: 124].

В истории русской сцены имя Садовского прочно слито с именем Островского. Временнóе совпадение «появления в литературе москвича-Островского с пребыванием Садовского на московской сцене» Д. Коропчевский расценивал, как «одну из самых счастливых случайностей в истории русского театра». Мемуарист утверждал даже, что «трудно сказать, кто из этих даровитых людей больше обязан другому» [Коропчевский 1896: 18].

Раскрытие сценических произведений Островского, которому способствовал Садовский, сыгравший более двух десятков его ролей, расцвет таланта Садовского, ставший возможным благодаря появлению репертуара Островского, соединившись, дали мощное движение русскому театру в 1860-х годах.

Садовский играл также в пьесах П. Д. Боборыкина (Пузовок в «Однодворце»), А. Ф. Писемского (Ананий Яковлев в «Горькой судьбине»), А. А. Потехина (Побединский в «Мишуре»), И. С. Тургенева (Ступендьев в «Провинциалке», Иванов в «Нахлебнике», Безпандин в «Завтраке у предводителя»). Для творческой биографии Садовского важное значение имели роли в мольеровском репертуаре (Жорж Данден в одноименной пьесе), в комедиях У. Шекспира (Мальволио в «Двенадцатой ночи»; мистер Пейдж в «Виндзорских проказницах»), Кальдерона (Бенито в «Сам у себя под стражей»).

Согласно театральным обычаям своего времени, он выступал в спектаклях не только драматических, но и музыкальных. По свидетельству его современника и коллеги, П. Я. Рябова, «в операх вообще очень часто участвовали даже такие артисты как П. М. Садовский, В. И. Живокини, Н. М. Никифоров, С. П. Акимова» [Рябов 1905: 121–122].

В послужном списке П. М. Садовского значилось несколько оперных партий, среди них:

1846 — «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (Фрелаф);
1855 — «Мельник — колдун, обманщик и сват» А. О. Аблесимова / М. М. Соколовского (Фаддей);
1865 — «Орфей в аду» опера-фарс Ж. Оффенбаха (Стикс; в этой роли его мог видеть Чайковский).

2. Садовский и Чайковский

К сожалению, письма Чайковского, фиксирующие более или менее полно его посещения Малого театра, не дают данных для того, чтобы указать на все роли, в которых он видел артиста. Однако даты и вероятность посещения некоторых спектаклей с участием П. М. Садовского можно воссоздать. Так, композитор свидетельствовал в письме братьям Анатолию и Модесту от 10/21 января 1866: «Пришлось попасть на пьесу, обставленную самыми лучшими актерами: это была “Паутина” (И. А. Манна — Ред.), производящая здесь большой фурор» [ЧПСС V № 78: 91]. В ней Садовский исполнял, согласно афише, роль Ивана Гавриловича Лемтюгина, секретаря при Рогачеве (начальствующее лицо) (РГАЛИ. Ф. 659. Оп. 4а. Ед. хр. 9. Л. 87). Можно также предположить, что Петр Ильич присутствовал на бенефисе Садовского 14/26 января 1866 года, т. е. в свое второе посещение Малого театра — на премьере комедии М. Н. Владыкина «Тесть в беде, а зять в накладе»; Садовский выступил в роли Терентия Саввича Квасова, купца-лабазника; его партнерами были С. В. Шумский и В. И. Живокини (Там же. Л.  92).


В упоминаемой Чайковским в письме Анатолию и Модесту от 30/31 января, 11/12 февраля 1866 [ЧПСС V №84: 98] трагедии «Самоуправцы» Писемского П. М. Садовский играл Митрича, старого садовника. Спектакли, на которых мог побывать Чайковский на этой неделе, состоялись 25, 27 и 28 января (6/8/9 февраля), с одним составом. В один вечер с «Самоуправцами» шла и «Аллегри» — «прелестная пьеса» [Там же] Н. И. Ольховского (мужа Л. В. Ольховской, двоюродной сестры композитора). Садовский играл там Евклея Дементьевича Антонова.

Велика также вероятность, что Чайковский посетил премьерное представление драматической хроники А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (для которой написал «Интродукцию и мазурку») 30 января / 11 февраля 1867. Садовский играл там две роли: Осипова и Щелкалова.

Конкретных отзывов об игре Садовского не сохранилось, но по многим фразам из писем Чайковского разных лет можно с уверенностью говорить о величайшем впечатлении, произведенном на него этим артистом. Всякий раз, когда Петр Ильич упоминал о Малом театре, на первом месте появлялось имя Садовского. Можно сказать, что он оставался для Чайковского самым великим из русских артистов, которого он однажды назвал гением. Рассуждая о современном состоянии любимого им театра Comédie-Française и признавая его близким к идеалу, Чайковский писал брату Модесту 4/16 марта 1880 года, что, тем не менее, «там нет ни одной актрисы, как Рашель, ни одного актера, как Садовский, т. е. там нет гения <…>» [ЧПСС IX № 1440: 70].

Знакомство Чайковского с Садовским, согласно воспоминаниям К. Н. Де-Лазари, произошло так: «В разговоре он (Петр Ильич — Ред.) упомянул о том, что в Москве, когда он жил здесь зимой (1866 года — Ред.) его единственным утешением был Малый театр и главным образом Садовский. Услышав это, я стал уговаривать его поехать со мной к Бегичевым на дачу.

— Петя, голубчик, — убеждаю я, — да ведь там чуть не каждый день бывает Пров Михайлович Садовский!

Это произвело магические действие. Упрямец не устоял, и через полчаса мы мчались на лихаче к Бегичевым. <…> С первого момента появления скромность, чудное лицо, милый смех и вообще какое-то особенное очарование П. И. Чайковского обворожили всех. Более всех пришел от него в восторг явившийся по ежедневному обычаю П. М. Садовский» [Де-Лазари 1900: 2].

Письма самого композитора также свидетельствуют о теплом, сердечном отношении маститого артиста к молодому музыканту. Чаще всего они встречались в Артистическом кружке. Из письма к брату Анатолию от 21 октября / 2 ноября 1868: «Стал довольно часто бывать в Артистическом кружке. Играю там обыкновенно на ½ ко[пейки] в ералаш, а потом ужинаю с Островским, Садовским и Живокини, которые очень милы и забавны» [ЧПСС V № 122: 145]. Брату Модесту в середине декабря того же года он писал: «По-прежнему продолжаю бывать довольно часто в Артистическом кружке, где я обыкновенно ужинаю. <…> Я очень подружился с стариками: Живокини и Садовским. Последний выражает мне свою любовь особенно оригинальным образом: за ужином ему подают большое яблоко; он его тщательно чистит, режет на кусочки и дает их мне понемногу, приговаривая: “Ох, батюшка, ох, голубчик!”. Лишь когда уже последний кусок яблочка съеден, мне позволяется уйти из клуба» [ЧПСС V № 124: 148]. В 1872 в биографии Чайковского произошло еще одно пересечение с семьей Садовских [Тематико-библиографический указатель: 282–283].

Н. Д. Кашкин в своих воспоминаниях о композиторе упоминает тот факт, что при работе над финалом Первой симфонии Петр Ильич «обращался к различным знатокам русской песни, как например, П. М. Садовскому и А. Н. Островскому, знавшим наизусть множество народных напевов» [Кашкин 1896: 29]. О продолжающемся личном общении свидетельствует также поздравительное письмо артиста Чайковскому по случаю премьеры оперы «Воевода»:

Многолюбимый Петр Ильич!
Поздравляю с успехом!
Многолюбящий Садовский.
(Воздержно пiй, мало яждь —
Здрав будеши.
Твори благо, бегай злаго —
Спасен будеши)

                                 1869 г. 30 января
                                 (ГМЗЧ. а4. № 3868).

Литература: ЧПСС V, IX; Тематико-библиографический указатель.; Коропчевский Д. А. Пров Михайлович Садовский (из Воспоминаний о Московском театре) // Ежегодник императорских театров. 1894–1895. Приложения. Книга 2. СПб., 1896. С. 13–59; Де-Лазари К. Н. Воспоминания о Петре Ильиче Чайковском // Россия. 1900. № 388 (25 мая / 7 июня). С. 2; Р[ябов] П. Я. Записки старого актера // Русская старина. 1905. Январь. С. 113–137: 121–122; Григорьев А. А. Летопись Московского театра. Обозрение зимней поры (сезона) // Григорьев А. А. Театральная критика. Л.: Искусство, 1985. С. 124; Кашкин Н. Д. Воспоминания 1896. С. 18, 29; Светаева М. Г. Чайковский и драматический театр // Вопросы театра. М., 2019. №1–2. С. 270–289.

Архивные материалы: Афиши московских театров. 1866–1867 (РГАЛИ. Ф. 659. Оп. 4а. Ед. хр. 9); П. М. Садовский. Письмо к П. И. Чайковскому. 1869 (ГМЗЧ. а4. № 3868. КП 27998/3464).

Редактор — А. С. Виноградова

Дата обновления: 30.06.2023