Драматический артист. В 1839 году дебютировал в московском Малом театре, куда попал по приглашению М. С. Щепкина. Чайковский был знаком с ним и ценил его талант.
1. Актерская индивидуальность, роли
1. Актерская индивидуальность, роли
В Малый театр Садовский поступил после нескольких сезонов работы в провинции. Начал с ролей простаков в водевилях, сразу же проявив своеобразие своей комической игры, которую позднее, в годы его артистической зрелости назвали «серьезным комизмом». Отвечая гоголевскому требованию полного слияния с изображаемым лицом, принятия на себя его «главной заботы», Садовский играл Осипа, а позднее Городничего в «Ревизоре» и Подколесина в «Женитьбе» Н. В. Гоголя. В манере Садовского были простота и мягкость, спокойствие и естественность при минимуме выразительных средств. Но при этом им достигалось «<...> правдивое до совершенства воспроизведение личности со всеми тончайшими психологическими чертами и во всей соответствующей этим чертам внешности» [Григорьев 1985: 124].
В истории русской сцены имя Садовского прочно слито с именем Островского. Временнóе совпадение «появления в литературе москвича-Островского с пребыванием Садовского на московской сцене» Д. Коропчевский расценивал, как «одну из самых счастливых случайностей в истории русского театра». Мемуарист утверждал даже, что «трудно сказать, кто из этих даровитых людей больше обязан другому» [Коропчевский 1896: 18].
Раскрытие сценических произведений Островского, которому способствовал Садовский, сыгравший более двух десятков его ролей, расцвет таланта Садовского, ставший возможным благодаря появлению репертуара Островского, соединившись, дали мощное движение русскому театру в 1860-х годах.
Садовский играл также в пьесах П. Д. Боборыкина (Пузовок в «Однодворце»), А. Ф. Писемского (Ананий Яковлев в «Горькой судьбине»), А. А. Потехина (Побединский в «Мишуре»), И. С. Тургенева (Ступендьев в «Провинциалке», Иванов в «Нахлебнике», Безпандин в «Завтраке у предводителя»). Для творческой биографии Садовского важное значение имели роли в мольеровском репертуаре (Жорж Данден в одноименной пьесе), в комедиях У. Шекспира (Мальволио в «Двенадцатой ночи»; мистер Пейдж в «Виндзорских проказницах»), Кальдерона (Бенито в «Сам у себя под стражей»).
Согласно театральным обычаям своего времени, он выступал в спектаклях не только драматических, но и музыкальных. По свидетельству его современника и коллеги, П. Я. Рябова, «в операх вообще очень часто участвовали даже такие артисты как П. М. Садовский, В. И. Живокини, Н. М. Никифоров, С. П. Акимова» [Рябов 1905: 121–122].
В послужном списке П. М. Садовского значилось несколько оперных партий, среди них:
1846 — «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (Фрелаф);
1855 — «Мельник — колдун, обманщик и сват» А. О. Аблесимова / М. М. Соколовского (Фаддей);
1865 — «Орфей в аду» опера-фарс Ж. Оффенбаха (Стикс; в этой роли его мог видеть Чайковский).
2. Садовский и Чайковский
К сожалению, письма Чайковского, фиксирующие более или менее полно его посещения Малого театра, не дают данных для того, чтобы указать на все роли, в которых он видел артиста. Однако даты и вероятность посещения некоторых спектаклей с участием П. М. Садовского можно воссоздать. Так, композитор свидетельствовал в письме братьям Анатолию и Модесту от 10/21 января 1866: «Пришлось попасть на пьесу, обставленную самыми лучшими актерами: это была “Паутина” (И. А. Манна — Ред.), производящая здесь большой фурор» [ЧПСС V № 78: 91]. В ней Садовский исполнял, согласно афише, роль Ивана Гавриловича Лемтюгина, секретаря при Рогачеве (начальствующее лицо) (Афиши: 87). Можно также предположить, что Петр Ильич присутствовал на бенефисе Садовского 14/26 января 1866 года, т. е. в свое второе посещение Малого театра (на премьере комедии М. Н. Владыкина «Тесть в беде, а зять в накладе»; Садовский выступил в роли Терентия Саввича Квасова, купца-лабазника; его партнерами были С. В. Шумский и В. И. Живокини (Афиши: 92)).
В упоминаемой Чайковским в письме Анатолию и Модесту от 30/31 января, 11/12 февраля 1866 [ЧПСС V №84: 98] трагедии «Самоуправцы» Писемского П. М. Садовский играл Митрича, старого садовника. Спектакли, на которых мог побывать Чайковский на этой неделе, состоялись 25, 27 и 28 января (6/8/9 февраля), с одним составом. В один вечер с «Самоуправцами» шла и «Аллегри» — «прелестная пьеса» [Там же] Н. И. Ольховского (мужа Л. В. Ольховской, двоюродной сестры композитора). Садовский играл там Евклея Дементьевича Антонова.
Велика также вероятность, что Чайковский посетил премьерное представление драматической хроники А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (для которой написал «Интродукцию и мазурку») 30 января / 11 февраля 1867. Садовский играл там две роли: Осипова и Щелкалова.
Конкретных отзывов об игре Садовского не сохранилось, но по многим фразам из писем Чайковского разных лет можно с уверенностью говорить о величайшем впечатлении, произведенном на него этим артистом. Всякий раз, когда Петр Ильич упоминал о Малом театре, на первом месте появлялось имя Садовского. Можно сказать, что он оставался для Чайковского самым великим из русских артистов, которого он однажды назвал гением. Рассуждая о современном состоянии любимого им театра Comédie-Française и признавая его близким к идеалу, Чайковский писал брату Модесту 4/16 марта 1880 года, что, тем не менее, «там нет ни одной актрисы, как Рашель, ни одного актера, как Садовский, т. е. там нет гения <…>» [ЧПСС IX № 1440: 70].
Знакомство Чайковского с Садовским, согласно воспоминаниям К. Н. Де-Лазари, произошло так: «В разговоре он (Петр Ильич — Ред.) упомянул о том, что в Москве, когда он жил здесь зимой (1866 года — Ред.) его единственным утешением был Малый театр и главным образом Садовский. Услышав это, я стал уговаривать его поехать со мной к Бегичевым на дачу.
— Петя, голубчик, — убеждаю я, — да ведь там чуть не каждый день бывает Пров Михайлович Садовский!
Это произвело магические действие. Упрямец не устоял, и через полчаса мы мчались на лихаче к Бегичевым. <…> С первого момента появления скромность, чудное лицо, милый смех и вообще какое-то особенное очарование П. И. Чайковского обворожили всех. Более всех пришел от него в восторг явившийся по ежедневному обычаю П. М. Садовский» [Де-Лазари 1900: 2].
Письма самого композитора также свидетельствуют о теплом, сердечном отношении маститого артиста к молодому музыканту. Чаще всего они встречались в Артистическом кружке. Из письма к брату Анатолию от 21 октября / 2 ноября 1868: «Стал довольно часто бывать в Артистическом кружке. Играю там обыкновенно на ½ ко[пейки] в ералаш, а потом ужинаю с Островским, Садовским и Живокини, которые очень милы и забавны» [ЧПСС V № 122: 145]. Брату Модесту в середине декабря того же года он писал: «По-прежнему продолжаю бывать довольно часто в Артистическом кружке, где я обыкновенно ужинаю. <…> Я очень подружился с стариками: Живокини и Садовским. Последний выражает мне свою любовь особенно оригинальным образом: за ужином ему подают большое яблоко; он его тщательно чистит, режет на кусочки и дает их мне понемногу, приговаривая: “Ох, батюшка, ох, голубчик!”. Лишь когда уже последний кусок яблочка съеден, мне позволяется уйти из клуба» [ЧПСС V № 124: 148].
В 1872 в биографии Чайковского произошло еще одно пересечение с семьей Садовских [Тематико-библиографический указатель: 282–283].
Н. Д. Кашкин в своих воспоминаниях о композиторе упоминает тот факт, что при работе над финалом Первой симфонии Петр Ильич «обращался к различным знатокам русской песни, как например, П. М. Садовскому и А. Н. Островскому, знавшим наизусть множество народных напевов» [Кашкин 1896: 29]. О продолжающемся личном общении свидетельствует также поздравительное письмо артиста Чайковскому по случаю премьеры оперы «Воевода»:
Многолюбимый Петр Ильич!
Поздравляю с успехом!
Многолюбящий Садовский.
(Воздержно пiй, мало яждь —
Здрав будеши.
Твори благо, бегай злаго —
Спасен будеши)
1869 г. 30 января
(ГМЗЧ. а4. № 3868).
Литература: ЧПСС V, IX; Тематико-библиографический указатель.; Коропчевский Д. А. Пров Михайлович Садовский (из Воспоминаний о Московском театре) // Ежегодник императорских театров. 1894–1895. Приложения. Книга 2. СПб., 1896. С. 13–59; Де-Лазари К. Н. Воспоминания о Петре Ильиче Чайковском // Россия. 1900. № 388 (25 мая / 7 июня). С. 2; Р[ябов] П. Я. Записки старого актера // Русская старина. 1905. Январь. С. 113–137: 121–122; Григорьев А. А. Летопись Московского театра. Обозрение зимней поры (сезона) // Григорьев А. А. Театральная критика. Л.: Искусство, 1985. С. 124; Кашкин Н. Д. Воспоминания 1896. С. 18, 29; Светаева М. Г. Чайковский и драматический театр // Вопросы театра. М., 2019. №1–2. С. 270–289.
Архивные материалы: Афиши московских театров. 1866–1867 (РГАЛИ. Ф. 659. Оп. 4а. Ед. хр. 9); П. М. Садовский. Письмо к П. И. Чайковскому. 1869 (ГМЗЧ. а4. № 3868. КП 27998/3464).
Редактор — А. С. Виноградова
Дата обновления: 10.01.2023