Скомпская (Скомпска, сценический псевдоним — Больска) Аделаида Юлиановна (также Аделина, Аделя; наст. имя — Адель Юлианна)


(4/16 февраля 1863, Бессарабская губ., сел. Кессемоуки — 29 сентября 1930, Таллин).

Певица (лирико-колоратурное сопрано). Исполнительница партии Татьяны в спектакле «Евгений Онегин» 18/30 сентября 1889 на сцене Большого тетра под управлением Чайковского. В репертуаре певицы также были представлены романсы композитора.

1. Ранние годы

2. Скомпская и Чайковский

3. После Чайковского

1. Ранние годы

Сведения о жизненном пути Скомпской скудны. Будущая певица родилась 4/16 февраля 1863 в дворянской семье в селении Кессемоуки Бессарабской губернии (Акт о рождении и крещении А. Ю. Скомпской. РНММ. Ф. 314. № 15). В личном деле Скомпской, сохранившемся в архиве Московской конторы Императорских театров, место ее рождения ошибочно названо Климоуки (РГАЛИ. Ф. 659. Оп. 3. Ед. хр. 619. Л. 1). 16/28 февраля того же года Скомпская была крещена в Могилевском римско-католическом приходском костеле. Обучалась в монастырском пансионе Königliche Musikschule в Мюнхене игре на фортепиано, позднее пению. В 1883–1888 училась в Московской консерватории; начинала обучение в классе Дж. Гальвани, завершала у Ф. П. Комиссаржевского. Окончила консерваторию с малой серебряной медалью [Пружанский 1991: 63].

2. Скомпская и Чайковский

14/26 ноября 1887 ученица Скомпская пела под управлением Чайковского на Втором симфоническом собрании Московского отделения ИРМО, программа которого полностью состояла из сочинений композитора. Певица исполнила ариозо Кумы из «Чародейки» и романсы «Погоди!», «Так что же?» (op. 16 № 2, 5). В письме к брату Модесту 15/27 ноября 1887 Чайковский писал: «Концерт вчера вечером был очень для меня приятен, ибо публика была необычайно восторженная» [ЧПСС XIV № 3400: 256]. В тот же день, 15/27 ноября, программа была повторена на общедоступном концерте в Москве. Несмотря на напряжение, связанное с управлением оркестром два дня подряд, Чайковский и во втором концерте получил удовольствие от приема публики. Из письма от 19 ноября / 1 декабря к Модесту: «<…> На этот раз дирижировал лучше, чем когда-либо. Подобного восторга и триумфа я еще никогда не имел» [ЧПСС XIV № 3413: 267].

Пресса отметила выступление двух солистов, С. И. Танеева и Скомпской, исполнивших по номеру на бис, «сверх программы, по требованию публики» [Московские ведомости 1887: 3]. Автор большой статьи в «Русских ведомостях», Н. Д. Кашкин, уделил внимание юной исполнительнице:

«Оценка молодой певицы впереди, когда она начнет самостоятельную артистическую деятельность; в настоящее время мы можем констатировать только факт большого успеха, который она имела и в “ариозо” и в нескольких романсах того же автора, спетых ею во втором отделении; можем прибавить еще, что красивость тембра голоса и безупречность интонации юной дебютантки служат достаточным залогом ее будущих успехов, ждать которых придется, вероятно, не особенно долго, так как она в нынешнем году оканчивает курс и без сомнения найдет поприще для деятельности» [Кашкин 1887: 2].

После окончания консерватории Скомпская провела сезон 1888–1889 в Милане, но стремилась поступить на казенную сцену в России. С просьбой оказать содействие в этом певица обратилась к Чайковскому:

«Милан, 26/14 июня 1889
Многоуважаемый Петр Ильич
Я бы не смогла Вас беспокоить, если бы не имела крайнюю нужду в Вашей протекции. И. К. Альтани просил г. Корсова переговорить со мной насчет ангажемента в Москве. Я сейчас же начала переписку с г. Альтани и дело могло бы устроиться, если бы дирекция согласилась хоть приблизительно на мои условия. Насчет платы гос[подин] Альтани указал мне цифру (2000 руб.), на которую я согласиться не могу, так как во-первых: жить вдвоем и иметь театральные расходы невозможно, а во-вторых, два предложения, которые мне в Италии делают[,] сравнительно выгоднее; но так как я всей душой желала бы петь в России, особенно в Москве, я бы Вам бесконечно была благодарна, если бы Вы со своим влиянием, содействовали, чтобы дирекция императорского театра согласилась хоть на 4500 руб., в крайности на 4000 р. Я так надеюсь на Ваше содействие, что начала приготовлять свой будущий репертуар для московской сцены, который состоит из следующих опер: «Руслан» — «Демон» — «Евгений Онегин» — «Черевички» — «Мазепа» — «Фауст» — «Отелло» — «Лоэнгрин» — «Дон Жуан» — «Волшебная флейта». Кроме того[,] я изучила: «Травиату» — «Ромео и Джульетту» — «Гуарани», Адальджизу в «Норме», Микаелу в «Кармен», «Риголетто».
Вы мне еще в Москве оказали Ваше участие, и я очень прошу Вас, многоуважаемый Петр Ильич, сделать все возможное, чтобы я могла петь в Москве. Я теперь практиковалась в Италии, и[,] как видите, увеличила свой репертуар и надеюсь сделать честь Вашей рекомендации. Два месяца тому назад я обратилась к гос[подину] Прянишникову с просьбой дать мне место в Тифлисе, но ответа не получила. Я кончаю свое письмо и повторяю просьбу помочь мне Вашим содействием в Москве или на другой русской сцене. С глубоким уважением остаюсь

Адель Скомпска
Мой адрес: Милан via Bagutta
№ 1 piano 2»

(ГМЗЧ. а4. № 4030. Публикуется впервые).

Вопрос о приглашении певицы в труппу Русской оперы решался в дирекции Московских Императорских театров летом 1889. Композитор и сам был заинтересован в появлении Скомпской в Москве, так как в конце прошлого сезона московская дирекция отказала в продлении контракта бессменной исполнительнице партии Татьяны М. Н. Климентовой. 19 июня / 1 июля Чайковский писал Климентовой: «Есть маленькая надежда, что пригласят Скомпскую. Она симпатична и талантлива, — но репертуара у ней нет еще. Да и кто знает, пойдет ли она?» [ЧПСС XV-А № 3883: 135–136].

На письмо Скомпской от 14/26 июня композитор ответил 26 июня / 8 июля, для начала заметив: «Вы очень преувеличиваете мое значение и влияние на Дирекцию императорских театров» [ЧПСС XV-А № 3887: 139]. Однако обещал попробовать помочь, написав о просьбе певицы И. К. Альтани. Затем он порекомендовал ей не акцентировать слишком сильно финансовый вопрос: «С другой стороны позволю себе дать Вам совет не быть на первое время требовательной и не упускать случая попасть в императорский театр. Первый год можно служить и на маленьком жаловании. Зато потом, заручившись успехом и сделавши себе настоящее имя, — можно не стесняться и требовать десятки тысяч» [Там же: 139–140].

Чайковский исполнил обещание написать Альтани, но именно это письмо неизвестно. С другой стороны, его реплика в письме от 18/30 июня 1889 свидетельствует о том, что он говорил о ней с дирижером и прежде: «Каковы дела по части ангажемента Скомпской <…>?» [ЧПСС XV-А № 3879: 133].

Так или иначе, дело с ангажементом певицы было улажено при посредстве Чайковского, причем на ту сумму гонорара, о которой она сама и просила его письменно (4000 рублей в год).

Первый раз Скомпская выступила на московской сцене в партии Памины в «Волшебной флейте» Моцарта 12/24 сентября 1889. Чайковский видел спектакль и остался доволен постановкой и исполнением [письмо к М. И. Чайковскому от 13/25 сентября 1889; ЧПСС XV-А № 3937: 182]. В следующий раз композитор и певица встретились на спектакле 18/30 сентября того же года. Это было возобновление «Евгения Онегина» в петербургской редакции 1885 года, данное в новых декорациях К. Ф. Вальца. Спектаклем дирижировал автор. Музыковед В. В. Яковлев утверждал, что «этот вечер был, возможно, самым крупным успехом в “Онегине” на московской сцене при его (Чайковского. — А. В.) жизни» [Яковлев 1940: 177].

Исполнительницу партии Татьяны приняли очень горячо. «В этой опере, — писали в журнале “Артист”, — представляющей высочайший апофеоз любви и молодости, она создала такой поэтический образ Татьяны, от нее веяло такой искренностью и свежестью чувства, что ничего подобного на нашей сцене не видали, хотя по силе голоса г-жа Скомпская несомненно уступает первоначальной исполнительнице этой партии, г-же Климентовой» [Артист 1889: 72]. «Г-жа Скомпская, блестяще исполнявшая партию Татьяны, получила роскошную корзину цветов» [Новости дня 1889: 3].

Позже Чайковский рассматривал кандидатуру Скомпской среди претенденток на партию Иоланты в петербургской премьере. Из письма к И. А. Всеволожскому от 13/25 февраля 1892: «<…> если бы Мравина почему-либо не осталась в Мариинском театре, то для Иоланты имеются в Москве две кандидатки, из которых не знаю кому отдать предпочтение: Скомпская и Эйхенвальд» [ЧПСС XVI-Б № 4617: 38].

Петербургская дирекция по поручению Всеволожского предложила Скомпской дебютировать на сцене Мариинского театра, чтобы получить роль Иоланты. Об этом известно из письма певицы к Чайковскому от 9/21 апреля 1892 (ГМЗЧ. а4. № 4031).

Скомпская посчитала, что ее таким образом хотят подвергнуть экзамену, и восприняла предложение театральной дирекции как унижение. Чайковский ответил 11/23 апреля: «Очень жаль, что предложение пропеть что-нибудь в Петербурге Вы считаете для себя унизительным. Я решительно отказываюсь понять почему» [ЧПСС XVI-Б № 4662: 75]. Следующие строки его письма достаточно строги: «Вопрос об исполнительнице Иоланты я еще не решил, и решение это [находится] в зависимости от Вашего дебюта в Петербурге. Прежде чем его решить — я должен услышать Вас на той сцене, где пойдет “Иоланта”. Во многих отношениях Вы кажетесь мне очень подходящей к этой роли, — но я в этом далеко не уверен, ибо я именно очень мало Вас слышал и знаю только, что Вы очень симпатично исполняете Эльзу (в “Лоэнгрине” Р. Вагнера. — А. В.) и Татьяну» [Там же].

Завершил письмо Петр Ильич так: «<…> я сильно надеюсь, что Ваш дебют в Татьяне будет безусловно удачен. Я буду во всяком случае на днях говорить с Вами об этом деле устно» [Там же].

Очевидно, в вопросе о необходимости дебюта в Петербурге Чайковский был солидарен со столичными руководителями; он писал Э. Ф. Направнику 13/25 апреля: «Скомпской, которая и мне писала, я уже отвечал, что без дебюта она роль Иоланты ни за что не получит» [ЧПСС XVI-Б № 4663: 76].

Приехав 2/14 мая в Петербург для переговоров с театральным начальством по поводу постановки «Иоланты», Чайковский ожидал, что Скомпская тоже приедет, но этого не произошло. Позже, в письме 23 октября / 4 ноября к брату Модесту он все еще не мог сдержать досады: «<…> Послезавтра еду в Питер на постановку “Иоланты” <…>. В “Иоланте” должна была петь Скомпская, но, стерва, не приехала совсем, и я долго колебался, кому отдать партию; хотел было поручить ее Эйхенвальд, но она оказалась больна. Пришлось отдать эту партию Медее Фигнер, хоть она и не очень-то подходит» [ЧПСС XVI-Б № 4789: 181].

Примирение наступило позже. Летом 1893 состоялось бракосочетание Скомпской с графом А. Денгейм-Брохоцким, на которое композитор получил приглашение от певицы (ГМЗЧ. а15. № 167). Чайковский отозвался 29–30 мая / 10–11 июня теплым поздравительным письмом с пожеланием «всяческого счастья и благополучия», хотя и выразил сожаление о решении певицы покинуть сцену [ЧПСС XVII № 4946: 107].

3. После Чайковского

Скомпская оставила службу в Императорских театрах на несколько лет. По сведениям, сообщенным А. М. Пружанским, она «в 1893–97 гастролировала за границей (гл[авным] обр[азом] в Париже, а также Барселоне и Лондоне) и по городам России» [Пружанский 1992: 63]. В конце 1896 под сценическим псевдонимом Больска она вновь поступила на казенную сцену в Петербурге (без дебюта) и состояла на ней до 1917 года. Историк театра Э. А. Старк высоко оценивал вокальные и сценические данные «солистки Его Величества»:

«Лирико-колоратурное сопрано Больски было очень нежно, полнозвучно, и более теплого тембра, чем у Мравиной. Диапазон очень обширный. <…> Ее голос, кроме того, был отделан до предельного совершенства. Ее гаммы, трели, стаккато казались по своей свободе, легкости, чистоте и четкости настоящими перлами высоко развитого вокального искусства. Все это струилось у нее каким-то каскадом жемчужных брызг, вызывая невольное восхищение» [Старк 1940: 36].

Разбирая ее партии, он утверждал:

«В репертуаре Больски выделялась партия Татьяны, которую она с успехом пела еще в Москве. С течением же времени и по мере того, как созревал талант Больски, исполнение ею роли Татьяны приобрело черты все большей углубленности, пока не достигло той грани, которая позволяет говорить о полной законченности образа. Больска стала в тот промежуток времени, что она работала в Мариинском театре, лучшей Татьяной этого театра» [Там же: 37–38].

И далее:

«<…> самое основное у Татьяны — сцена письма, где как в фокусе собраны противоречия юной девичьей души, все ее еще не оформленные чувства, производила в интерпретации Больски огромное впечатление. Здесь было не только очень хорошее пение, не одно лишь звучание, хотя бы и исключительно красивое, здесь через краски голоса Больски, нежные, как акварель, как лепестки розы, раскрывалась во всех подробностях картина того чувства, которое внезапно налетело и смяло Татьянину душу» [Там же: 38].

Среди ролей, созданных Больской на сцене Мариинского театра, Старк выделял также Зиглинду («Валькирия») и Эльзу («Лоэнгрин»): «На одном конце Татьяна, а на другом — Зиглинда и Эльза» [Там же: 41]. Таким образом, Старк практически повторил оценку основных ее партий, данную Чайковским в начале творческого пути певицы.

Скомпская состояла в переписке с выдающимися музыкантами конца XIX — начала XX века. Известны письма к ней от Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Аренского, Ц. А. Кюи, Э. Ф. Направника, В. И. Сафонова (РНММ. Ф. 314. № 1–5).

После 1917 года певица преподавала в Петроградской консерватории (1920–1922). В 1925 году переехала в Варшаву. Скончалась в Таллине 29 сентября 1930, похоронена в Варшаве.

Литература: ЧПСС XIV, XV-A, XVI-Б, XVII; [Автор не установлен] Последняя почта // Московские ведомости. 1887. № 317. 17/29 ноября. С. 3; Кашкин Н. Д. Музыкальная хроника // Русские ведомости. 1887. № 321. 21 ноября / 3 декабря. С. 2; [Б. п.]. Театр и музыка. Театральный дневник // Новости дня. 1889. № 2231. (19 сентября / 1 октября). С. 3; Кашкин Н. Д. Москва. Дебюты на сцене Большого театра // Артист. 1889. Октябрь. Книга II. С. 72; Отчет Московского отделения ИРМО за 1887–1888. М., 1889; Старк Э. А. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. М., Л.: Искусство, 1940. С. 35–41; Яковлев В. В. Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни. М., Л.: Искусство, 1940. С. 177–179; Пружанский 1. С. 63–64.

Архивные материалы: Акт о рождении и крещении А. Ю. Скомпской (выписка из метрической книги Могилевского римско-католического приходского костела), 29 июля / 10 августа 1863 (РНММ. Ф. 314. № 15. КП 7256); Личное дело А. Ю. Скомской (РГАЛИ. Ф. 659. Оп. 3. Ед. хр. 619); письма А. Ю. Скомпской к П. И. Чайковскому от 14/26 июня 1889 (ГМЗЧ. а4. № 4030. КП 27998/3633), 9/21 апреля 1892 (ГМЗЧ. а4. № 4031. КП 27998/3634), записка на визитной карточке от мая 1893 (ГМЗЧ. а15. № 167. КП 27998/3635); Письма к А. Ю. Скомпской от А. С. Аренского от 24 февраля / 9 марта 1905 (РНММ. Ф. 314. № 1. КП 7256), Ц. А. Кюи, без даты (РНММ. Ф. 314. № 2. КП 7256), Э. Ф. Направника от 5/17 февраля 1900 (РНММ. Ф. 314. № 3. КП 7256), Н. А. Римского-Корсакова от 11/24 октября 1906 (РНММ. Ф. 314. № 4. КП 7256), В. И. Сафонова от 8/21 ноября 1904 (РНММ. Ф. 314. № 5. КП 7256).

Редактор — А. В. Комаров

Дата обновления: 22.01.2024