Жорж Санд (Sand)


настоящее имя Амандина Аврора Люсиль Дюпен (Dupin), по мужу баронесса Дюдеван (Dudevant); 1/13 июля 1804, Париж ⎯ 8/20 июня 1876, Ноан-Вик, департамент Эндр.

Французская писательница, чье творчество относилось к сфере интересов Чайковского-читателя.

Аврора Дюпен по отцовской линии принадлежала к внебрачным потомкам курфюрста Саксонии короля Польши Августа Саксонского. Французский маршал Мориц Саксонский был ее прадедом. Но будущая писательница появилась на свет в результате мезальянса, ⎯ ее мать была бывшей танцовщицей. Домашнее воспитание в имении бабушки по отцу в Ноане продолжилось в католическом монастыре. Здесь было положено начало ее увлечению религиозными и философскими вопросами.

Неудачное замужество фактически сделало ее одной из первых феминисток, проповедовавшей равенство полов и «свободу сердца». Разрыв с мужем привел к череде романов, сопровождавших всю ее жизнь. Начав литературную карьеру в тандеме с одним из своих возлюбленных Жюлем Сандо (1830–1831), она вскоре позаимствовала для своего псевдонима его фамилию. Первым ее самостоятельным сочинением, посвященным раскрытию внутренних коллизий женской души в условиях несчастливого брака, стал роман «Индиана» (Indiana, 1832), который мгновенно снискал успех. Следующий роман «Лелия» (Lélia, 1833), наделенный еще большим автобиографизмом, вызвал общественный скандал. Тем не менее эмансипированная героиня, отстаивающая свое право на любовь и творчество, стала постоянным персонажем сочинений Жорж Санд. И в собственной жизни писательница стремилась отстаивать те же принципы. Ее мучительная связь с Альфредом де Мюссе нашла отражение в знаменитом романе самого Мюссе «Исповедь сына века» (La Confession d’un enfant du siècle, 1836) и в романе Санд «Она и он» (Elle et Lui, 1859). Общение в театральных и музыкальных кругах, дружба с Мари Дорваль, Ференцем Листом и его спутницей Мари д’Агу, с Полиной и Луи Виардо (вместе с последним они основали газету La Revue Indépendante) привели к появлению ее романов «Консуэло» (Consuelo, 1842–1843) и «Графиня Рудольштадт» (La Comtesse de Rudolstadt, 1843), в центре которых оказался образ женщины-творца — оперной певицы, в описании которой угадываются черты Полины Виардо. В конце 1837 Жорж Санд сближается с Фридериком Шопеном, став его спутницей и музой. Но разрыв, произошедший в 1846, вероятно, ускорил смерть композитора. Эти события, по-видимому, запечатлены в романе Санд «Лукреция Флориани» (Lucrezia Floriani, 1846). С конца 1840-х появляются ее сочинения на темы сельской жизни и пьесы, получившие популярность на сцене. Продолжая литературную деятельность, последнее двадцатилетие Жорж Санд все же посвятила семье и созданию патриархального уклада в своем ноанском имении. Одним из заметных сочинений ее позднего периода стали воспоминания «История моей жизни», доведенные до 1848 (Histoire de ma vie, 1855).

В русской культуре, куда она вошла под именем Жоржа Занда, влияние писательницы оказалось весьма заметным. Его испытали В. Г. Белинский и А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин и А. Ф. Писемский, И. С. Тургенев и М. Ф. Достоевский и многие другие. Оно вышло за пределы литературного круга, сказавшись на мировоззрении целого поколения русских читателей.

В своих дневниковых записях Чайковский ставил Жорж Санд в один ряд с крупнейшими мастерами мировой культуры [Дневник: 211]. В то же время отношение к ее творчеству было критическим и двойственным. Так, композитор писал Н. Ф. фон Мекк 14–17/ 26–29 августа 1878 года: «Я привез с собой несколько хороших книг и в том числе Histoire de ma vie Gеorge Sand’a. Написана она довольно небрежно, т. е. без последовательности, как рассказывает умный болтун, беспрестанно увлекающийся воспоминаниями, забегающий вперед и кидающийся в сторону. Но зато много искренности, совершенное отсутствие рисовки и необыкновенно талантливое воспроизведение личностей, среди которых она провела свое детство» [ЧМ 2 № 184: 256].

Характерны и советы, которые композитор давал своей приятельнице Ю. П. Шпажинской, поощряя ее литературные опыты и надеясь таким образом помочь ей преодолеть тяжелую депрессию после разрыва с мужем. Чайковский писал ей 9/21 января 1889: «Не зарывайте свой талант в землю. <…> Не удался театр — попробуйте опять что-нибудь в повествовательной форме, только не длинное и непременно что-нибудь пережитое, выстраданное, очень субъективное (женщины-писательницы, мне кажется, должны быть таковы; в этом их и слабость и сила; примеры Жорж Санд, Жорж Эллиот, наша Кохановская и т. д.)» [ЧПСС XV-A № 3766: 27].

В библиотеке Чайковского представлена переписка Жорж Санд в шести томах с подчеркиваниями владельца [Sand G. Correspondance. 1812–1876].

Литература: ЧПСС XV-А; ЧМ 2; Дневники.

Архивные материалы:  Sand G. Correspondance. 1812–1876. Т. 1–6. Paris: Calmann Lévy, 1882–1884 (ГМЗЧ. д2. № 165–170. КП 27988/770–775).

Редактор — О. А. Бобрик

Дата обновления: 10.01.2023