Мангейм (Mannheim)


Крупный немецкий город, расположенный на правом берегу Рейна в земле Баден-Вюртемберг (до 1871 был в составе Великого княжества Баден, после — Германской империи).

Архитектурный облик старого города составляют барочные здания, в том числе Ратуша (1701–1711), католическая церковь Св. Себастьяна (1705–1723), иезуитская церковь (1733–1760), а также мангеймский дворец (1720–1760), бывший резиденцией пфальцских курфюрстов и построенный по образцу Версаля. В разные годы Мангейм неоднократно посещали Моцарт и Гёте; в 1783–1785 здесь жил и работал Шиллер, а до этого, в январе 1782, в городском театре Мангейма состоялась премьера «Разбойников» — драмы, принесшей ему успех. На протяжении XVIII века в Мангейме работало несколько поколений талантливых оркестровых музыкантов и композиторов, среди которых Ян Стамиц и его сыновья Карл и Антон, а также Франц Ксавер Рихтер, Антон Фильц, Кристиан Каннабих и другие. В их композиторском и исполнительском творчестве сложилось стилистическое направление, получившее название «Мангеймская школа», которое сыграло этапную роль в развитии жанра симфонии.

Чайковский был в Мангейме один раз — в середине июня (по старому стилю) / начале июля (по новому стилю) 1870. В то лето композитор вместе со своим учеником и другом В. С. Шиловским отдыхал и лечился в близлежащем Бад-Зодене (Соден). Оттуда они ездили в Мангейм на музыкальный фестиваль, посвященный столетию со для рождения Бетховена.

Сопоставив датировки в программе фестиваля [Programm 1870], в немецкой прессе [Bock 1870: 222; I. 1870; Maczewski 1870-I, II] и сведения из эпистолярия композитора [ЧПСС V № 200], можно сделать вывод, что он пробыл в Мангейме два дня — с 21 июня / 3 июля по 22 июня / 4 июля 1870.

Впечатлениями о музыкальном событии Чайковский поделился с А. И. Давыдовой в письме от 24 июня / 6 июля 1870:

«На днях неподалеку отсюда был большой музыкальный праздник в честь Бетховена, по случаю его столетней годовщины; я был на этом празднике и много наслаждался; на нем были исполнены некоторые, по своей трудности очень редко играемые вещи Бетховена, которых я еще никогда не слышал, и притом были исполнены превосходно. Это единственное музыкальное наслаждение, которое я испытал до сих пор за границей» [ЧПСС V № 199: 224].

Из разнообразной программы седьмого Среднерейнского музыкального фестиваля Чайковский особенно выделил «Торжественную мессу» («Missa Solemnis») Бетховена. О ее исполнении и о фестивале в целом он рассказывал в письме к А. И. Чайковскому:

«На днях в Мангейме (город, лежащий на расстоянии 2-х часов от Содена) был большой музыкальный фестиваль по случаю столетней годовщины Бетховена. Он продолжался 2 дня, и мы на нем были. Программа весьма интересная, а исполнение удивительное. Это был съезд нескольких оркестров из прирейнских городов; хор состоял из 400 человек; такого могучего и превосходно выученного хора я еще никогда не слышал. Дирижировал известный композитор Лахнер Между прочим, я в первый раз слышал очень трудную по исполнению “Missa solemnis” Бетховена. Это одно из гениальнейших музыкальных произведений» [письмо от 6 июля / 24 июня 1870; ЧПСС V № 200: 226].

Уехав из Мангейма, Чайковский вернулся в Бад-Зоден, где продолжил отдых и лечение минеральными водами.

Литература: ЧПСС V; Siebentes Mittelrheinisches Musikfest in Mannheim. Sonntag den 3. und Monntag den 4. Juli 1870. Programm und Text der Gesänge. Mannheim: Druck von J. Ph. Walther, 1870; Bock E. (Hrsg.) Journal Revue. Sämmtliche Journale enthalten Fortsetzungen. Nachrichten // Berliner Musikzeitung. 13. Juli 1870. XXIV Jahrgang, № 28. S. 222–223; I. Correspondenz. Mannheim // Neue Zeitschrift für Musik. 15. Juli 1870. Band 66, № 29. S. 273; Maczewski A. Das siebente Mittelrheinische Musikfest in Mannheim vom 2.–4.  Juli 1870 // Musikalisches Wochenblatt. Organ für Musiker und Musikfreunde. 15. Juli 1870. I. Jahrgang, № 29. S. 455–459; Maczewski A. Das siebente Mittelrheinische Musikfest in Mannheim vom 2.–4.  Juli 1870 // Musikalisches Wochenblatt. Organ für Musiker und Musikfreunde. 22. Juli 1870. I. Jahrgang, № 30. S. 474–475.

Редактор — К. В. Смолкин

Дата обновления: 29.01.2024